Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в школе. Утверждены приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645

Рекомендации по противодействию терроризму. // Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. редактор Е.С. Кушель. М.: Центр «Школьная книга», 2003. – 48 с.

Семейный кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральным законом от 10.12.1995 г. N 223-ФЗ).

Трудовой кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ).

Уголовный кодекс Российской Федерации (введен в действие с 1 января 1997 г. Федеральным законом от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ).

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденная Правительством Российской Федерации в 2006 году.

Ф о м и н А. Наркомания – глобальная угроза национальной безопасности Российской Федерации. «ОБЖ. Основы безопасности жизни», № 2, 1999. – С. 3-7.


[1] Правовая культура - совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и образования.

[2] Концепция (от лат. conceptio – понимание, система, совокупность) – комплекс ключевых положений (идей, взглядов, принципов), дающих целостное представление о каком-либо явлении, позволяющих более глубоко понять и проникнуть в существо проблемы, определяющих методологию и организацию практической деятельности.

[3] См.: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности»

[4] См.: Письмо Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.03.2007 г. № 17-1/45 «О введении в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя руководителя по безопасности».

[5] Из выступления руководителя Департамента образования города Москвы Л.П. Кезиной на заседании Правительства Москвы 26 июня 2007 г.

[6] См.: «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ». М.: Международное издательство «Информациология», 2005. - С.11.

[7] См.: Ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации. Эта же статья предусматривает, что: ” Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления”.

[8] См.: «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ». М.: Международное издательство «Информациология», 2005. - С.37.

[9] См.: «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ». М.: Международное издательство «Информациология», 2005. - С.10.

[10] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

[11] В частности, такие международные документы, как: Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 16.12.1997 г., Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27.01.1997 г., Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4.06.1999 г., Международная конвенция о пресечении финансирования терроризма от 9.12.1999 г. и др.

[12] Утвержден постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 660 “Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности” (в редакции постановления Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 215 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. N 660").

[13] Подробнее по данному вопросу см.: Пилипенко В.Ф., Гаврилов М.А. Организация работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 2 /Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 88 с.

[14] Подробнее см.: Пилипенко В.Ф., Парфенов А.А. Организация охраны образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 8 /Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр «Школьная книга», 2008. – 96 с.

[15] См.: Даниленко А.С., Пилипенко В.Ф. Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 9. – М.: Центр «Школьная книга», 2009.

[16] Подробнее см.: Пилипенко В.Ф., Парфенов А.А. Инженерно-техническое обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 3 /Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 72 с.

[17] Образец приказа о подготовке и проведении объектовой тренировки см.: в приложении 1.4..

[18] Должностная инструкция (примерная) заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности приведена в приложении 1.5.

[19] См.: Постановление Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. № 911-ПП “Об утверждении базовых требований к охране объектов города Москвы, оплачиваемой за счет средств бюджета города Москвы”.

[20] Объекты города Москвы – здания (помещения), находящиеся в оперативном управлении структурных подразделений Правительства Москвы, бюджетных учреждений, оплата охраны которых производится за счет средств бюджета города Москвы.

[21] Подробнее по данному вопросу см.: Пилипенко В.Ф., Парфенов А.А. Организация охраны образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 8 /Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр «Школьная книга», 2009. - 96 с.

[22] Внутриобъектовый режим - установленный руководящими лицами или нормативными документами порядок, закрепленный во внутренних правилах или инструкциях организации и обеспечиваемый уполномоченными на то должностными лицами.

[23] П и л и п е н к о В.Ф., К а р г и н А.Н. Профилактика наркомании и противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в образовательных учреждениях: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 4 /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 56 с.

[24] Служебное оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите собственности, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

[25] Специальные средства - средства, предназначенные согласно законодательству для использования в служебных целях - защиты жизни и здоровья граждан, собственности, задержания правонарушителей (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники или подручные средства связывания, светозвуковые средства отвлекающего действия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, специальные окрашивающие средства).

[26] Расчет затрат финансовых средств на обеспечение антитеррористической, антикриминальной защищенности и пожарной безопасности типового образовательного учреждения в городе Москве см.: в Приложении 2.3.

[27] См.: Постановление Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. № 911-ПП “Об утверждении базовых требований к охране объектов города Москвы, оплачиваемой за счет средств бюджета города Москвы” (Приложение 2).

[28] См. также: Пилипенко В.Ф., Парфенов А.А. Инженерно-техническое обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 3 /Отв. редактор Е.С. Кушель. - М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 72 с.

[29] См.: Приложение 3.1.

[30] К сожалению, нередко в письменной и устной речи применяется некорректное выражение «противопожарная безопасность», содержащее двойное отрицание.

[31] См.: Приложение 3.2.

[32] Например, см.: Распоряжение Правительства Москвы от 17 сентября 2008 г. N 2135-РП "Об усилении пожарной безопасности в городе Москве в осенне-зимний период 2008-2009 годов" (извлечения) в Приложении 3.3.

[33] Утверждены Госкомобразования СССР 10 мая 1989 года. См.: Приложение 3 в Кн.: Даниленко А.С., Пилипенко В.Ф. Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 9. – М.: Центр «Школьная книга», 2009.

[34] Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в школе см.: Приложение 3.4.

[35] Методические рекомендации по организации и проведению объектовых тренировок см.: Приложение 3.5.

[36] См.: Пилипенко В.Ф.Организация мероприятий по охране труда в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 7 /Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр «Школьная книга», 2008. – С. 9-10.

[37] Подробнее по данному вопросу см.: Даниленко А.С., Пилипенко В.Ф. Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 9. – М.: Центр «Школьная книга», 2009.

[38] По данному вопросу см.: Приложение 1 в кн.: Даниленко А.С., Пилипенко В.Ф. Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 9. – М.: Центр «Школьная книга», 2009.

[39] См.: Пилипенко В.Ф., Парфенов А.А. Инженерно-техническое обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 3 /Отв. редактор Е.С. Кушель. - М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 72 с.

[40] Подробнее см.: Приложение 11 в кн.: Даниленко А.С., Пилипенко В.Ф. Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 9. – М.: Центр «Школьная книга», 2009.

Также см.: Приложения 3.14 – 3.17.

[41] Знаки пожарной безопасности см.: Приложение 10 в кн.: Даниленко А.С., Пилипенко В.Ф. Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 9. – М.: Центр «Школьная книга», 2009.

[42] См.: Приложение 4.1.

[43] См.: Ст. 1 Закона города Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве”.

[44] Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

[45] См.: Приложение 1.5.

[46] Федеральный закон от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

[47] Подробнее по данному вопросу см.: Пилипенко В.Ф. Профилактика правонарушений как одно из направлений обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 6 /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 72 с.

[48] См.: Приложение 4.2.

[49] См.: Приложение 4.3.

[50] Количество детей, не посещающих школу в Российской Федерации, с начала 90-х годов постоянно возрастает. По данным МВД России, в 1999 году эта цифра составила более 2 млн. детей (10% от общего числа).

[51] Толковый словарь русс. языка конца ХХ века. Языковые изменения. Под ред Г.Н. Скляревской. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. Изд-во «Фолио-Пресс». СПб., 2002. – С. 412.

[52] Получаемые кустарным способом марихуана и гашиш в медицинской практике не применяются. Жаргонные названия: «анаша», «план», «дурь» и др.

[53] Эйфория (от греч. eyphoria) – состояние, характеризуемое повышенным беспричинно радостным, блаженным настроением, безпечностью, безмятежностью, не соответствующими объективному положению человека. При этом наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, психомоторное возбуждение.

[54] Уличные названия: «Спид-бол», «Дешевый снег», «Иней», «Чума» и десятки других.

[55] Этим весьма полезным межведомственным документом руководителям образовательных учреждений доведены “Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях”.

[56] Подробнее по данному вопросу см.: П и л и п е н к о В.Ф., К а р г и н А.Н. Профилактика наркомании и противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в образовательных учреждениях: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 4 /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 56 с.

[57] См.: Приложения 4.3, 5.1.

[58] Подробнее по данному вопросу см.: Главу 5 в кн.: Пилипенко В.Ф. Профилактика правонарушений как одно из направлений обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 6 /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 72 с.

[59] В связи с реализацией в стране приоритетного национального проекта «Образование» возникла проблема повышения качества технического обслуживания школьных автобусов, выделяемых для перевозки детей, а также осуществление контроля за работой их водителей. В этой связи Роспотребнадзором и ГИБДД МВД России в 2006 году разработаны “Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом”.

[60] Подробнее см.: Пискарев Н. Н. Непрерывная подготовка учителей основ безопасности жизнедеятельности к обучению щкольников безопасности дорожного движения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Тула, 2002.

[61] Подробнее по данному вопросу см.: Пилипенко В.Ф. Профилактика правонарушений как одно из направлений обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 6 /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 72 с.

[62] Б а л ы х и н Г.А. Обеспечение безопасности образовательного процесса: комплексный подход к решению проблемы. В Сб.: Комплексная безопасность в системе образования. – М.: ИФ «Образование в документах», 2007.- С. 15.

[63] Анализ причин детских дорожно-транспортных происшествий см.: в Приложениях 6.2.-6.3.

[64] Правила дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением СМ РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) (с последними изменениями от 28.02. 2006 г., пост. Прав. РФ № 109).

[65] См.: Охрана труда в образовательных учреждениях: пособие для административных работников /авт.-сост. А.М. Елин, А.К. Маренго; под ред. Л.Н. Антоновой, А.И. Котовой, Л.Я. Олиференко. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 272 с. – (Методика).

[66] См.: М а р е н г о А.К. Трудоохранная культура: педагогическая теория и практика. Под науч. ред. А.П. Беляевой. – СПб.: Алетейя, 2001. - С. 234.

[67] Под работниками образовательного учреждения понимаются - руководящий, педагогический состав и обслуживающий персонал образовательного учреждения. К объектам безопасности относятся: обучающиеся (воспитанники), педагогический состав и обслуживающий персонал образовательного учреждения.

[68] См.: Приложение 7.4.

[69] Подробнее по данному вопросу см.: Пилипенко В.Ф. Организация мероприятий по охране труда в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 7 /Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр «Школьная книга», 2008. – 80 с.

[70] См.: Безопасность деятельности: Энциклопедический словарь /Под ред. О.Н. Русака. – СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2003. – С.386.

[71] См.: Охрана труда в образовательных учреждениях: пособие для административных работников /авт.-сост. А.М. Елин, А.К. Маренго; под ред. Л.Н. Антоновой, А.И. Котовой, Л.Я. Олиференко. - М.: Айрис-пресс, 2007. - С.133-135.

[72] Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 “Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года”.

[73] Там же.

[74] Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

[75] Женевской конвенции от 12.08.1949 г. ”О защите гражданского населения во время войны”; Дополнительного протокола № 1 к Женевской конвенции от 12.08.1949 г. ”О защите жертв международных вооруженных конфликтов”; Дополнительного протокола № 2 к Женевской конвенции от 12.08.1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера; Гаагской конвенции 1954 г. “О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта”.

[76] Подробнее по данному вопросу см.: Г а в р и л о в М.А., П и л и п е н к о В.Ф. Организация мероприятий по гражданской обороне в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие. Выпуск 5 //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 112 с.

[77] См.: Планирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мероприятий гражданской обороны. Рекомендации / Под общ. ред. В.А. Пучкова. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС, 2004.

[78] Тематику и содержание Программы см.: в приложении 8.4.

[79] См.: Медицинское обеспечение безопасности в образовательных учреждениях: метод. пос. / авт. - сост. А.Н. Каргин, Ю.Н. Фокин. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 80 с. - (Методика).

[80] См.: Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» / Отв. редактор Е.С. Кушель; авт. - сост. профессор В.Ф. Пилипенко – М., 2007. - 160 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: