Объекты налогообложения

1. По товарам, производимым на территории РФ:

1) для организаций, производящих и реализующих подак­цизные товары, на которые установлены адвалорные в процентах ставки акцизов, кроме подакцизных товаров из давальческого сы­рья; для организаций, использующих произведенные подакцизные товары для производства товаров, не облагаемых акцизами, и для собственных нужд, — стоимость подакцизных товаров, опре­деляемая исходя из отпускных цен без учета акциза;

2) для организаций, производящих подакцизные товары из давальческого сырья, осуществляющих первичную реализацию конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров и подак­цизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государ­ства, а также товаров, которые ввезены на территорию РФ без таможенного оформления при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами и на кото­рые установлены адвалорные ставки акцизов, — стоимость этих товаров, определяемая исходя из применяемых в данной органи­зации максимальных отпускных цен без учета акциза на анало­гичные товары собственного производства на момент передачи подакцизных товаров, а при их отсутствии — исходя из рыноч­ных цен без учета акциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем отчетном периоде;

3) по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов и которые производятся за пределами территории РФ из давальческого сырья, принадлежащего орга­низациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в РФ, — стоимость реализуемых подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза;

4) по подакцизным товарам, на которые установлены твер­дые специфические ставки акцизов в абсолютной сумме на единицу обложения, — объем реализованных подакцизных товаром в натуральном выражении.

2. По товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, объектом налогообложения является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. При установлении специфических ставок акцизов объ­ектом налогообложения является объем ввозимых на террито­рию РФ подакцизных товаров в натуральном выражении.

3. При натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, при обмене с участием этих подакцизных това­ров, при их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыноч­ных объектом налогообложения является стоимость подакциз­ных товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного про­изводства на момент передачи готовых товаров, а при их отсут­ствии — исходя из рыночных цен без учета акциза, сложивших­ся в данном регионе на аналогичные товары в предыдущем от­четном периоде. При натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, по которым установлены твердые ставки акцизов, при обмене с участием этих подакциз­ных товаров, при их передаче безвозмездно объектом обложения является объем переданных подакцизных товаров в натуральном выражении.

4. Акцизы уплачиваются также с сумм денежных средств, по­лучаемых организациями за производимые и реализуемые ими подакцизные товары, на которые установлены адвалорные став­ки акцизов, в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, а также со стоимости опциона.

Ставки акцизов по подакцизным товарам, кроме подакцизных видов минерального сырья, в том числе ввозимым на территорию РФ, являются едиными на всей территории РФ и устанавливают­ся законом в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов или в рублях и копейках за единицу измерения.

Например, по спирту этиловому из всех видов сырья — 12 руб. за I л; винам игристым и шампанским — 7 руб. за 1 л; пиву — 72 коп. за I л; табачным изделиям: табаку трубочному, кроме табака трубочного Но ГОСТу, — 168 руб. за 1 кг; табаку трубочному по ГОСТу — 16 руб. 50 коп. за 1 кг; табаку курительному, за исключением используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, — 72 руб. за 1 кг табака; сигариллам, сигаретам с фильтром — 30 руб. за 1000 шт. длиной свыше 85 мм; сигаретам без фильтра — 7 руб. за 1000 шт.; юве­лирным изделиям — 15%; нефти, включая стабилизированный газовый конденсат — 55 руб. за 1 т; бензину автомобильному с октановым чис­лом до «80» включительно — 350 руб. за 1 т; бензину автомобильному с другими октановыми числами — 450 руб. за 1 т; автомобилям легковым с рабочим объемом двигателя более 2 500 куб. см — 10%.

Ставки авансового платежа в форме приобретения марок ак­цизного сбора по отдельным видам подакцизных товаров утвер­ждаются Правительством РФ.

Ставки акцизов и порядок их определения по подакцизным видам минерального сырья, кроме нефти, включая газовый кон­денсат, утверждаются Правительством РФ дифференцирование дня отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий. Диффе­ренцированные ставки акцизов на нефть, включая стабилизиро­ванный газовый конденсат, утверждаются Правительством РФ для отдельных месторождений в соответствии со средневзве­шенной ставкой акциза в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.

Порядок исчисления и уплаты акцизов

Сумма акциза определяется плательщиками самостоятельно. В расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, она выделяется отдельной строкой.

При использовании в качестве сырья подакцизных товаров, кроме подакцизных видов минерального сырья, по которым уже был уплачен акциз, сумма акциза, подлежащая уплате по готовому подакцизному товару, уменьшается на сумму акциза, упла­ченную по сырью, использованному для его производства. Сум­ма акциза, подлежащая уплате по винам и напиткам виноград­ным и плодовым, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства этих вин и напитков. При этом отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам к зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или возмещению из бюджета не подлежит, а относится на финансовые результаты.

Сумма акциза, уплаченная по товарам, кроме подакцизных видов минерального сырья, использованным в дальнейшем и качестве сырья для производства товаров, вывезенных за преде­лы территории РФ, за исключением подакцизных товаров, выве­зенных в государства — участники СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена, по спирту этиловому, вырабатываемому из всех видов сырья, за исключением пищевого, в дальнейшем использованному в качестве сырья для производства товаров, не облагаемых акцизами, на себестоимость этих товаров не отно­сится, а засчитывается в счет предстоящих платежей или возме­щается за счет общих поступлений налогов. При этом зачету или возмещению подлежит сумма акциза по этим товарам, стои­мость которых фактически отнесена в отчетном периоде на се­бестоимость.

По подакцизным товарам, не реализуемым на сторону и ис­пользуемым организациями для производства товаров, не обла­гаемых акцизами, начисление сумм акцизов производится в мо­мент передачи в производство этих товаров для изготовления неподакцизных товаров с отнесением суммы акцизов на их себе­стоимость. По спирту этиловому, вырабатываемому из пищевого сырья, не реализуемому на сторону и используемому организацией для производства денатурированного спирта, не облагае­мого акцизом, акцизы при передаче его в производство для из­готовления денатурированного спирта не начисляются и не уп­лачиваются.

Сумма акциза, начисленная и уплаченная налогоплательщи­ками в бюджет по подакцизным товарам, в дальнейшем выве­зенным за пределы территории РФ, кроме подакцизных товаров, вывезенных в государства — участники СНГ, подакцизных ви­дов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена, после документального подтверждения в течение 90 дней с момента отгрузки факта вывоза таких товаров налоговому органу засчитывается этим налогопла­тельщикам в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов.

Организациям, производящим подакцизные товары, которые и дальнейшем вывезены за пределы РФ, кроме подакцизных това­ров, вывезенных в государства — участники СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, выве­денных в порядке товарообмена, налоговыми органами может быть предоставлена отсрочка по уплате акцизов по отгруженным подакцизным товарам при условии предоставления ими гарантий уполномоченных банков в том, что при непредставлении организацией в налоговые органы в течение 90 дней с момента отгрузки документов, подтверждающих факт вывоза таких това­ров, с этих банков по истечении 90 дней в безакцептном поряд­ке взыскивается застрахованная сумма акцизов.

По товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца, плательщики вносят авансовый платеж, сумма которого засчитывается при оконча­тельном расчете суммы акциза, определяемого исходя из обла­гаемого оборота.

Плательщики представляют налоговым органам по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, налоговый расчет — декларацию.

Моментом реализации подакцизных товаров, за исключени­ем природного газа, является день отгрузки.

Акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным това­рам, происходящим и ввозимым с территории государств — уча­стников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения.

4. Таможенные пошлины.

Таможенный тариф и виды таможенных пошлин

Инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с миро­вым рынком выступает таможенный тариф.

Таможенный тариф — совокупность ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности определяется Правительством РФ на основе принятых в между­народной практике систем классификации товаров.

Основными целями применения таможенного тарифа являются:

• рационализация товарной структуры импорта;

• поддержание рационального соотношения экспорта и импорта, валютных доходов и расходов;

• создание условий для изменений в структуре производст­ва и потребления товаров в соответствии со стратегией развития;

• защита экономики от неблагоприятного воздействия ино­странной конкуренции;

• обеспечение условий для эффективной интеграции Рос­сии в мировую экономику.

Ставки таможенных пошлин являются едиными. Ставки ввоз­ных таможенных пошлин определяются Правительством РФ и зависят от страны происхождения товаров. Их можно подразде­лить на ставки, применяемые в отношении товаров, происходя­щих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, и ставки, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не преду­сматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена. В последнем случае ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются в два раза, кроме случаев предоставления РФ тарифных льгот — пре­ференций.

Применяются следующие виды ставок пошлин:

• адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

• специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

• комбинированные.

Различают такие виды пошлин, как сезонные и особые.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров применяются сезонные пошлины, срок действия которых не пре­вышает шести месяцев в году.

Особые виды пошлин применяются к ввозимым товарам вре­менно в целях защиты экономических интересов РФ.

1) Специальные пошлины применяются как защитная ме­ра, если товары ввозятся на таможенную территорию России в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосред­ственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискри­минационные действия, ущемляющие интересы России, со сто­роны других государств или их союзов.

2) Антидемпинговые пошлины применяются при ввозе на итоженную территорию России товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести матери­альный ущерб отечественным производителям аналогичных товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в России.

3) Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субси­дии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материаль­ный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в России.

Для принятия решения о применении особых видов пошлин проводится расследование сложившейся ситуации. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер соотносится с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и вы­явленного ущерба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: