double arrow

ХАРАКТЕР

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей, определяющее типичный для одного человека способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Это целостное устойчивое образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека в различных жизненных ситуациях.

В характере выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. Интеллектуальные черты – это сложившиеся качества ума, его теоретический или практический склад, гибкость или инертность (косность), аналитичность или поверхностность, самостоятельность. Эмоциональные черты – это возбудимость, страстность или холодно-рассудочное отношение к действительности, преобладающее настроение и т. д. Волевые черты определяют умение и готовность сознательно регулировать свою деятельность, направлять поведение в соответствии с принципами и задачами. В качестве волевых черт выделяют черты активности и энергичности (решительность, смелость, инициативность и противоположные им нерешительность, трусость, безынициативность), черты организованности (выдержка, целеустремленность, сдержанность, самоконтроль, уверенность в себе), черты стойкости характера (выносливость, терпеливость, настойчивость, мужество).

Характер проявляется в отношениях человека к различным сторонам действительности:

• к другим людям, к коллективу (общительность, чуткость, уважение к другим людям, коллективизм и противоположные – замкнутость, черствость, бездушие, грубость, индивидуализм);

• к труду (трудолюбие, творчество, добросовестность, ответственность, настойчивость и противоположные – лень, пассивность);

• к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное отношение к вещам);

• к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость, скромность, самокритичность, саморазвитие и противоположные – самомнение, наглость, тщеславие, обидчивость, застенчивость, эгоизм).

Физиологической основой характера являются различные динамические стереотипы, образующиеся на основе механизма переключения. В зависимости от внешних обстоятельств у человека возникают различные функциональные состояния, и при повторении этих обстоятельств возникшее состояние перерастает в условно-рефлекторное. На проявление характера очень влияет общий тип нервной системы. Тип темперамента – одно из важнейших психологических условий происхождения индивидуальных свойств характера. Его свойства, при наличии определенной системы внешних воздействий, могут благоприятствовать или противодействовать формированию соответствующих стереотипов, определяющих черты характера. Но и характер, в свою очередь, влияет на проявление типологических особенностей нервной системы. Выдержка и самообладание могут тормозить природную взрывчатость холерика, а инициативность и самостоятельность – маскировать флегматика.

Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и такими свойствами, которые присущи характеру в целом. К их числу относятся: степень глубины, цельность, степень устойчивости или изменчивости, активность и сила характера. Более глубокими свойствами характера являются те, которые определяются центральными отношениями личности, и поэтому они связаны с очень широкой системой других свойств.

Цельность характера означает его внутреннее единство, отсутствие противоречивых черт, соответствие между направленностью и деятельностью, сознанием и поступками человека.

Степень устойчивости характера позволяет судить о его определенности. Об устойчивости характера говорят тогда, когда поведение человека во всех случаях соответствует сложившимся у него убеждениям, морально-политическим представлениям, составляющим смысл жизни и деятельности этого человека.

Активность характера проявляется как постоянная потребность человека быть в деятельном состоянии.

Сила характера выражается в том, с какой энергией человек преследует поставленные перед собой цели, в последовательности действий и упорстве, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений. Когда количественная выраженность той или иной черты характера, достигая предельных величин, оказывается у границы нормы, возникает акцентуация характера.

Наиболее эффективным для точной диагностики акцентуаций характера у подростков является использование системы двойной диагностики, сочетающей объективную оценку поведенческих проявлений социальным работником или психологом, и опросник, заполняемый самим подростком в соответствии с его субъективными представлениями о себе. Удобной для предъявления и достаточно быстрой для обработки является модификация опросника Шмишека.

Ниже мы приводим описание типов акцентуации характера у подростков (по А. Е. Личко), выделяя наиболее важные ключевые моменты, опираясь на которые, социальный работник, педагог или психолог может дать объективную оценку характерологических особенностей, распознать наличие акцентуации и разработать приемы и методы индивидуальных превентивных или коррекционных мер. В схеме описания приводятся:

• основные признаки акцентуации характера, проявляющиеся с детства;

• наиболее частая причина дезадаптации, «слабое место», факторы, провоцирующие возникновение поведенческих или эмоциональных нарушений;

• наиболее частые формы проявления дезадаптации или декомпенсации;

• характерные возрастные поведенческие реакции и возможные формы нарушения поведения, свойственные данному типу акцентуации;

• индивидуально-дифференцированный подход, применяемый к данному типу акцентуированной личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: