Психология потребителя - отрасль психологии, изучающая особенности потребительского рынка, человека как потребителя, субъекта и объекта рекламы. Психология потребителя изучает не только вкусовые пристрастия покупателя, динамику спроса и предложения различных товаров и услуг, но и личность, характерологические особенности покупателя. Опираясь на результаты исследований покупателя, можно разрабатывать эффективную рекламу, прогнозировать группу покупателей новых товаров и услуг, тенденции моды на определенный товар.
Методы исследования психологии потребителя:
1) наблюдение;
2) опросы общественного мнения;
3) фокус-группы.
Проективные методики позволяют узнать реальное отношение клиента к товарам или услугам:
1) ролевые игры - эта методика предполагает вживание в роль производителя услуг или потребителя, в зависимости от целей исследования, и оценку качества товара, его преимущества и недостатки перед другими товарами;
2) аналогии - проведение параллели между реальным товаром и его возможным аналогом, представление себя самого в виде данного товара;
3) психологические портреты - составление психологического портрета товара, "очеловечивание" его, выявление каких-либо человеческих качеств, которыми наделяют товар потребители;
4) персонификации - представление товара как человека, личности и исходя из этого рассмотрение возможной оптимизации его дизайна, товарных характеристик; 5) некрологи - написать о воздействии товара некролог. Яркий пример - реклама средств от комаров, от тараканов и др. Характер и назначение рекламы:
1) уведомление потребителя - реклама имеет своей целью уведомить определенную группу о новинках, об изменении цен, об изменении местоположения организации и др.;
2) имидж продукта - продвижение на рынок товаров определенного брэнда, формирование узнавания именно этого брэнда и моды на него;
3) институциональная реклама - направлена на формирование хорошего отношения к компании - производителю, поднятию ее рейтинга, формирования уважения к ней. Основная цель - показать компанию как полезный для общества элемент, который позволяет совершенствовать многие процессы или явления человеческой жизни;
4) информационная реклама - обычно информирует потребителя о качестве товара, компонентах продукции, способах ее употребления и дате изготовления и сроках хранения.
Д. Шульц, С. Шульц в книге "Психология и труд" говорят о том, что реклама дает некоторые обещания:
1) обещает те или иные блага;
2) неприятности, если покупатель не приобретет рекламируемую продукцию;
3) приобретение любви, друзей, самоуважения и самореализации;
4) превосходство в чем-либо.