Понятие психологии потребителя. Методы исследования психологии потребителя. Характер и назначение рекламы

Психология потребителя - отрасль психологии, изучающая особенности потребительского рынка, человека как потребителя, субъекта и объекта рекламы. Психология потребителя изучает не только вкусовые пристрастия покупателя, динамику спроса и предложения различных товаров и услуг, но и личность, характерологические особенности покупателя. Опираясь на результаты исследований покупателя, можно разрабатывать эффективную рекламу, прогнозировать группу покупателей новых товаров и услуг, тенденции моды на определенный товар.

Методы исследования психологии потребителя:

1) наблюдение;

2) опросы общественного мнения;

3) фокус-группы.

Проективные методики позволяют узнать реальное отношение клиента к товарам или услугам:

1) ролевые игры - эта методика предполагает вживание в роль производителя услуг или потребителя, в зависимости от целей исследования, и оценку качества товара, его преимущества и недостатки перед другими товарами;

2) аналогии - проведение параллели между реальным товаром и его возможным аналогом, представление себя самого в виде данного товара;

3) психологические портреты - составление психологического портрета товара, "очеловечивание" его, выявление каких-либо человеческих качеств, которыми наделяют товар потребители;

4) персонификации - представление товара как человека, личности и исходя из этого рассмотрение возможной оптимизации его дизайна, товарных характеристик; 5) некрологи - написать о воздействии товара некролог. Яркий пример - реклама средств от комаров, от тараканов и др. Характер и назначение рекламы:

1) уведомление потребителя - реклама имеет своей целью уведомить определенную группу о новинках, об изменении цен, об изменении местоположения организации и др.;

2) имидж продукта - продвижение на рынок товаров определенного брэнда, формирование узнавания именно этого брэнда и моды на него;

3) институциональная реклама - направлена на формирование хорошего отношения к компании - производителю, поднятию ее рейтинга, формирования уважения к ней. Основная цель - показать компанию как полезный для общества элемент, который позволяет совершенствовать многие процессы или явления человеческой жизни;

4) информационная реклама - обычно информирует потребителя о качестве товара, компонентах продукции, способах ее употребления и дате изготовления и сроках хранения.

Д. Шульц, С. Шульц в книге "Психология и труд" говорят о том, что реклама дает некоторые обещания:

1) обещает те или иные блага;

2) неприятности, если покупатель не приобретет рекламируемую продукцию;

3) приобретение любви, друзей, самоуважения и самореализации;

4) превосходство в чем-либо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: