double arrow

Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера. Учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе


 

В характере каждого человека можно выделить как индивидуальные, так и типичные черты характера, свойственные людям данной эпохи, данного слоя, данной этической принадлежности.

Если индивидуальные черты характера определяются темпераментом, его психологическими свойствами и системой сложившихся в процессе воспитания человека отношений к разным сторонам жизни, то типические черты определяются содержанием эпохи, в которую живет человек. Так, феодализм в Западной Европе выдвигает тип характера рыцаря, торговца, крестьянина, солдата. Рыночный капитализм девятнадцатого века формирует типы характеров рабочего, предпринимателя, свободного художника, банкира со всеми вытекающими из образа свойствами характера и чертами поведения. Советская эпоха выдвинула новую социальную типологию: колхозник, рабочий-комсомолец, секретарь комитета партии и т.п. Иначе говоря, типичный образ жизни формировал типичный характер. Эти же процессы продолжаются и в наше время. Под влиянием обстоятельств жизни, требований общества и требований человека к самому себе развивается и видоизменяется социальная типология характера. Так, американский исследователь Эрик Фромм отмечал, сто современное постиндустриальное общество эпохи монополистического капитализма формирует так называемый «рыночный характер», т.е. человека, который действует по принципу «чего изволите», будучи озабочен наиболее выгодной продажей самого себя как рабочей силы тем людям и организациям, которые готовы заплатить ему за то, чего от него ожидают. Вот почему проблема самовоспитания характера с учетом абсолютных нравственных норм и принципов была и остается актуальной проблемой и психологической науки, и общества в целом.




Высокие этические принципы и идеалы, выработанные лучшими представителями человечества должны служить эталоном в процессах воспитания и самовоспитания характера.







Сейчас читают про: