Закиров Альфред Фаридович

аспирант

Институт Татарской Энциклопедии АН РТ (г. Казань)

Ключевые слова: академические институты, наука, культура, образование, научные исследования, Татарстан, Казань, Казанский филиал Академии наук, Великая Отечественная война

Опорными факторами, определяющими продуктивность научного ресурса, являются наука, образование и культура с ее этнорегиональным компонентом. Но не сам по себе каждый из этих факторов, а их интегративное родство и прерогатива создают прецедент системности, непрерывности и диалектичности на всех уровнях становления и развития научного потенциала. Естественные и историко-гуманитарные науки накопили огромный материал о самых различных сторонах жизнедеятельности общества. Наука стала претендовать на объяснение и моделирование экономического развития общества. Полезность и ценность этих открытий не вызывает сомнений. Признаки академической науки большей частью проявляются в ее фундаментальности. В тоже время следует заметить, что деление науки на фундаментальную и прикладную является условным.

Трансформация и реализация научных открытий проявляются в объективной реальности, ибо они вызываются необходимостью и потребностями общества, тех задач, которые надлежит решить обществу на данном этапе его развития, и обусловлены социально-экономическим строем государства. Поэтому вклад науки (естественно-технического направления) как производящей силы можно оценивать с точки зрения практической отдачи, достижениями в материальной сфере жизнедеятельности общества, а вклад историко-гуманитарных наук следует оценивать по постановке и исследованию ими актуальных проблем, реальным сдвигам в духовной жизни социума.

Проблема мобилизационной интенсификации промышленности, восстановление прерванных связей и создание новых экономических связей на основе научно-технических разработок – это был вопрос жизни и смерти государства в условиях Великой Отечественной войны. В данных условиях было чрезвычайно важно оценивать вклад ученых и научно-технические разработки с точки зрения довольно быстрого эффекта и выполнения поставленных задач. Для этого необходимо было рационально использовать научный потенциал, сосредоточенный в основной научной организации страны – Академии наук СССР.

В период Великой Отечественной войны, когда руководство Академии наук СССР находилось в Казани, неоценимый инновационный вклад был сделан в развитие и поддержку научного потенциала республики. Это проявилось в том, что были созданы новые формы сотрудничества вузовской и академической науки. Данный феномен дал большие научные результаты, привел к важнейшим практическим достижениям. В данный период сложилась интеграция науки и образования. Несмотря на то, что наука и образование тесно взаимосвязаны, интеграция науки и образования способствовали развитию и взаимодействию вузов, академических учреждений, созданию временных научно-образовательных коллективов для решения насущных проблем и обеспечения нужд фронта. В Казанском университете за период войны было выполнено 300 научных исследований, в химико-технологическом институте – около 380, в институтах усовершенствования врачей, эпидемиологии и микробиологии – 100 и т.д. [1, с. 262].

О связи науки и образования говорит тот факт, что всемирно известное открытие парамагнитного резонанса было осуществлено на физическом факультете университета в 1944 году. Исследования члена-корреспондента Академии наук СССР П.А. Ребиндера совместно с доцентом Казанского авиационного института И.Э. Иткиным позволили заменить масло на эмульсию в качестве охладителя на товарно-револьверных автоматах моторостроительного завода, что позволяло экономить до 60 % дефицитного масла. Профессором сельхозинститута П.М. Тихоновым был выведен новый сорт пшеницы, повышающий ее хлебопекарные свойства и урожайность.

Тематика решаемых проблем в основном была направлена на неотложные оборонные нужды. Некоторые технические решения носили временный характер и отпадали в мирный период, например, такие как замена аналогов материалов, выход из положения с привлечением местных материалов.

Исследователь А.Ш. Кабирова отмечает, что «многие производственные задачи в Татарстане решались благодаря коллективной работе ученых казанских и академических учреждений. Новой формой организации такого сотрудничества в военный период стали региональные комиссии, позволявшие комплексно и глубоко решать любые проблемы» [2, с. 412]. Таковой в Казани стала Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья на нужды обороны. Комиссия включала 12 секций, которые отражали наиболее развитые, востребованные или проблемные на тот период отрасли экономики республики, а также перспективные отрасли: нефтяная (прогнозирование ученых о нефтеносности ТАССР), химическая, минерально-сырьевая, сельскохозяйственная, зооветеринарная.

Например, нефтяная секция непосредственно занялась изучением геологического строения республики и поиском нефтяных запасов. В результате в июле 1943 года была добыта первая нефть. Это положило начало развитию нефтяной промышленности и, в свою очередь, нового научного направления для республики. Конечно, данные решения в дальнейшем послужили платформой для реализации интеграции академической и вузовской науки в новых мирных условиях, что явилось одним из факторов организации Казанского филиала Академии наук СССР. Для того времени это был инновационный шаг, который формировался в недрах военных условий мобилизационной экономики.

Поэтому в 1940-1950-е годы реальный путь развития научных исследований состоял в том, что наука по-настоящему стала движущей силой в экономике. Так, например авиационный завод имени С.П. Горбунова, который был эвакуирован из Москвы, через восемь дней после запуска работы закончил монтаж станков и уже через несколько недель начал выпускать ночные бомбардировщики ПО-2.

Большой вклад в налаживание военной авиационной техники внесли работавшие в то время в Казани видные ученые и конструкторы С.А. Чаплыгин, А.Н. Туполев, С.П. Королев, В.М. Петляков, В.П. Глушко. Ученые научных учреждений Академии наук СССР совместно с казанскими исследователями выполнили ряд работ, имевших большое оборонное значение. Были созданы противотанковые средства, улучшено бронирование кабин летчиков в самолете, разработаны меры по ограждению кораблей от магнитных мин, был открыт новый способ измерения расстояний до вражеских самолетов, испытаны новые высокоэффективные препараты для лечения раненых воинов. Академик А.Е. Арбузов помог организовать производство хлора из местного сырья, профессор Б.А. Арбузов помог улучшить морозостойкость синтетического каучука, профессор Г.Х. Камай помогал в освоении кетгутного производства. Все это создавало основу для дальнейших научных разработок, формировало базу научного потенциала республики. Также важно, что многие производства в будущем были оставлены в республике. Данный факт говорит о том, что в ряде отраслей была создана, а в некоторых получила дальнейшее развитие местная научная база, на основе которой могло развиваться и диверсифицироваться производство.

Вузовская наука ТАССР накануне войны была представлена 14 вузами, в которых научную и преподавательскую деятельность вели 713 человек. Из них – 100 докторов наук, 235 кандидатов наук, 157 профессоров, 200 доцентов, 356 ассистентов и преподавателей. Особенностями военного периода явилось то, что педагогический, ветеринарный и сельскохозяйственный вузы были выселены из своих зданий, был закрыт Институт коммунального строительства, слились Чистопольский учительский институт с Елабужским. В тоже время в Казанский авиационный институт влился Харьковский авиационный институт, были эвакуированы Ленинградский финансово-экономический институт, Ленинградский химико-технологический институт. В течение Великой Отечественной войны изменилась также сеть вузов: в 1944 году было открыто специальное отделение татарского языка и литературы в КГУ, в 1945 году открыта Казанская консерватория и восстановлен Институт гражданского строительства. Особое внимание руководство страны обращало на подготовку химиков, геологов, врачей. Данные факты говорят о практикоориентированной направленности высшей школы в условиях военного времени.

В Казани возникли научные школы, на основе разрешения ряда теоретических и практических задач появились новые разделы и направления в науке. Плодотворные изыскания А.Е. Арбузова в области органических производных фосфора привели к созданию научной школы химиков-фосфорооргаников. Основополагающие работы ученого привели к развитию нового крупного направления в химии как у нас в стране, так и за рубежом.

Плодотворные исследования проводил Е.К. Завойский. Он возглавил кафедру экспериментальной и теоретической физики Казанского университета. Изучение физических явлений радиотехническими методами привело его в 1944 году к открытию нового явления – электронного парамагнитного резонанса, которое положило начало новому разделу физики – магнитной радиоспектроскопии. Открытие позволяло получить ценные данные о свойствах веществ, твердых тел и полупроводников.

В послевоенный период научные исследования получили новый импульс. В 1947 году член-корреспондент Академии наук СССР Б.М. Козырев и коллектив ученых открыли электронный парамагнитный резонанс в свободных радикалах. Данное открытие позволяло более тщательно исследовать природу химических связей и изучать такие динамические явления, как горение или взрыв.

Большой вклад в изучение парамагнитных резонансов внес член-корреспондент Академии наук СССР, профессор Казанского государственного университета С.А. Альтшуллер. Например, в 1951-1955 годах в Физико-техническом институте разрабатывалась тема «Нелинейная теория пластин и оболочек». По другой тематике были произведены измерения парамагнитного резонанса в соединениях редкоземельных элементов, в соединениях переходных групп, в металлах и металлических сплавах [3, с. 19].

Интеграцию науки и производства диктовали практические проблемы. Развитие в республике нефтедобывающей промышленности вызвало потребность в подготовке профессиональных кадров по геологии, геодезии, технологии разработки и эксплуатации нефтяных месторождений. Это положило начало открытию новых специальностей в КГУ (ныне КФУ – Казанский Федеральный Университет) и КХТИ (ныне КНИТУ). Увеличилось число студентов на физическом, химическом, механико-математическом факультетах КГУ. В авиационном институте стали готовить специалистов по реактивным двигателям, радиолокации. Данный факт также служит показателем вклада академической науки в развитие технического образования в Казани.

Интенсивные исследования проводились в области гуманитарных наук. Перед учеными стояла задача создания подлинной истории татарского народа и региона. В 1943 году Татарским обкомом ВКП (б) и СНК при Институте языка, литературы и истории была создана комиссия по сбору и изучению материалов Великой Отечественной войны. Это придало системность и регулярность работе по сбору источников. Научные работники Института занялись сбором и сохранением личных и публичных писем воинов Красной армии, выявляли публикации центральной печати, которые касались истории республики и фронтовиков, призванных из ТАССР. Также велся поиск документов. Были установлены связи с редакциями татарских фронтовых газет. Такая работа была поставлена на научную основу и находила отражение в исследованиях. Ученые стремились осмыслить происходящие события и явления. К данной работе подключился Союз писателей ТАССР. Результатом совместной работы было издание в 1946 году «Книги героев (О героизме татарского народа в Великой Отечественной войне)» «Жину юлы». Общественность узнала о подвигах земляков – Героев Советского Союза Магубы Сыртлановой, Газинура Гафиатуллина, военных подвигах и ратном труде на фронтах войны под Москвой, Сталинградом, Курском, Ленинградом [4, с. 173].

В связи с ростом патриотических настроений в стране активизировалась работа по изучению героических страниц в национальной истории. Это вызвало резкую реакцию со стороны центральных властей, увидевших в данной тенденции «рост буржуазного национализма».

Ситуация усугублялась принятием постановления ЦК ВКП (б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» от 9 августа 1944 года. Гуманитарные исследования в республике проводились в Институте языка, литературы им. Г. Ибрагимова. В институте трудилась плеяда выдающихся деятелей литературы татарского народа. Такой синтез научной и писательской деятельности позволял широко представлять на суд общественности как научные, так и литературные труды. В этом заключалась уникальность института.

Ученые института за некоторыми исключениями имели по несколько фундаментальных научных трудов (как опубликованных, так и в рукописи). Так, например, доктор исторических наук, профессор Н.И. Воробьев опубликовал монографии «Казанские татары», «Чувашия» и несколько десятков статей. Старший научный сотрудник Х.Г. Гимади – автор ряда глав и ответственный редактор труда «История ТАССР» – вместе с М.К. Мухарямовым издал книгу «Советская Татария – детище октября».

Также Я.Х. Агишев работал в институте со дня основания старшим научным сотрудником, с 1946 года по 1951 год – на кафедре татарской литературы Казанского педагогического института. Занимаясь литературно-творческой деятельностью, научной разработкой важных проблем татарской литературы и татарского литературоведения, он создает ряд трудов, научных монографий и литературно-критических статей по вопросам татарской литературы. В монографии «Творчество Габдуллы Тукая. Общественно-политические мотивы» (в соавторстве с И. Пехтелевым) [5] была представлена эволюция творчества поэта во взаимосвязи с фактами биографии, раскрыто историческое значение его творчества. Следует заметить, что Я. Агишев параллельно занимался педагогической деятельностью, он принимал деятельное участие в разработке учебных программ по татарскому языку и литературе, составлении учебников и хрестоматий для VI-Х классов общеобразовательных школ. Также он внес большой вклад в исследование вопроса периодизации истории многовековой татарской литературы.

Взаимосвязи татарской и русской литератур рассмотрены в монографии М. Гайнуллина «Горький и татарская литература». В ней с использованием широкой базы источников раскрывается роль А.М. Горького в истории татарской литературы, рассматривается история переводов на татарский язык его произведений и постановки его пьес, изучается влияние Горького на творчество татарских писателей. Также как и Я.Агишев, М. Гайнуллин занимался педагогической деятельностью. Совместно с Д.Ж. Вазеевой в 1955 году им был подготовлен фундаментальный учебник для высших учебных заведений в 2-х томах «Татарская литература ХХ века».

Многие научные сотрудники Института языка, литературы и истории являлись членами Союза писателей ТАССР. Один из старейших писателей М. Гали, наряду с созданием рассказов, пьес и романов обогатил татарское литературоведение исследованиями, монографиями, литературно-критическими статьями по истории татарской литературы, созданием литературных портретов отдельных писателей прошлого и современников. М. Гали принадлежит более 70 различных работ по литературе, литературоведению, литературной критике. Наибольший интерес представляет его монография о выдающемся драматурге татарского народа – Г. Камале – «Г. Камал. Жизнь, творчество, значение его в татарской литературе и татарской культуре». Также М. Гали написал многочисленные статьи о просветителях татарского народа – Ибрагиме Халфине, Ш. Марджани, о поэтах XVIII века Акмулле, Эмми Камале [6, 7]. Также он исследовал творчество языковеда, педагога и каллиграфа Гали Махмуда, творчество Мажита Гафури. Заведуя отделом рукописей в Институте языка, литературы и истории, М. Гали ввел в научный оборот неизданные рукописи Каюма Насыри. Важным вкладом в татарское литературоведение являются его научные исследования: «Краткие очерки по истории татарской литературы XVIII века», «Просветители конца XVIII и начала XIX веков», «Проспект по истории татарской литературы XVIII и XIX века» и другие. Также М. Гали работал в сфере переводов: им переведены на татарский язык произведения И.С. Тургенева, Жюля Верна.

С 1949 года, после окончания аспирантуры, в Институте языка, литературы и истории трудится Байян Гиззат, который сочетает, как и многие научные сотрудники института, научно-исследовательскую работу с общественной деятельностью. Достаточно сказать, что Б. Гиззат был заместителем партбюро Казанского филиала Академии наук СССР, депутатом городского совета, возглавлял секцию в Татарском отделении Всесоюзного «Знания». В тот период оно именовалось «Общество по распространению политических и научных знаний». Еще в довоенный период Б. Гизат публиковал в молодежной печати стихотворения, а после окончания Великой Отечественной войны занялся научной работой. Сферой его научных интересов явилась история татарской литературы, проблемы татарского литературоведения. Он внес большой вклад в исследование творчества первого пролетарского писателя, классика татарской литературы, видного общественного деятеля Гафура Кулахметова (1881-1918 гг.). Большая часть исследования в виде очерка «Гафур Кулахметов» вошла в коллективную монографию «Татарская литература начала ХХ века» (авторы Г. Халит, Х. Хисматуллин, Б. Гиззат) [8, с. 281-329]. В данном очерке Б. Гиззат исследует эволюцию взглядов и мировоззрения Г. Кулахметова, рассматривает его деятельность в социал-демократических организациях, участие в революционных событиях. В историческом аспекте с использованием хронологического принципа Б. Гиззат проводит обзор произведений и публицистических статей, выявляет их значимость. Автор изучил большой массив периодической печати, архивных материалов, мемуарной литературы, поэтому ему удалось достичь глубины исследования политических и литературных взглядов Г. Кулахметова.

Следующим направлением научных интересов Б. Гиззата было исследование поэзии революционного периода, а также изучение татарской драматургии. Б. Гиззат уделяет большое внимание творчеству известного татарского драматурга Тази Гиззата. В результате им была написана монография «Драматург Тази Гиззат». Тази Гиззат – известный артист и драматург, то есть, познав сценическое мастерство, он достиг художественного мастерства. За период тридцатилетней артистической деятельности он создал не только сценические образы, но и написал выдающиеся пьесы. Среди них знаменитые: музыкальная драма «Наемщик» (1925), музыкальная комедия «Башмачки» (1942), которые завоевали широкую популярность не только в республике. И следует отметить, что они до сих пор не сходят с афиш театральной сцены. Б. Гиззат уловил именно национальный характер данных произведений и его исследование актуально и в настоящее время.

С 1953 года Институт языка, литературы и истории возглавил Хасан Хайри. Литературная деятельность Хасан Хайри началась в 1930-е годы, он писал стихи, очерки, статьи на актуальные темы периода индустриализации во время первых пятилеток. Хасан Хайри вошел в татарское литературоведение как талантливый критик. Его перу принадлежит более ста критических статей, рецензий. Литературно-критические статьи Хасан Хайри вошли в сборники «Искание» и «Литература и жизнь» (1953). Хасан Хайри исследовал теоретические проблемы развития социалистического реализма как господствующего литературного метода, принятого в СССР, а также связи его с основоположником метода – Максимом Горьким – и его роли в становлении национальных литератур, обогащении метода литературы. Х. Хайри были подняты актуальные проблемы теории поэзии и формализма в творчестве. Им были созданы очерки об Аделе Кутуе, Нур Баяне, Фатихе Кариме, Сибгате Хакиме – плеяде татарских поэтов-фронтовиков. Известны статьи Хасан Хайри о творчестве акына казахского народа Джамбуле, о литературном критике Б.Г. Белинском, А.С. Пушкине, М.Е. Салтыкове-Щедрине, А.Н. Островском. Также он является автором всех изданий учебников и хрестоматий для IX и X классов татарских школ.

Хасан Хайри известен и как исследователь жизни и творчества классика татарской поэзии Хади Такташа. Научная монография «Хади Такташ» – это результат многолетних исследовательских изысканий, итог изучения литературно-творческой деятельности поэта. Здесь следует заметить, что поэтическая фигура и факты биографии Хади Такташа противоречивы и не всегда вписывались в марксистско-ленинские каноны социалистического реализма. Потому некоторые выводы, сделанные в монографии, требуют дополнительного исследования: ученому-литературоведу удалось сохранить наследие поэта для татарского народа ценой замалчивания некоторых фактов [9, с. 56].

Большой вклад в развитие татарского литературоведения и критики внес Гали Халит, который с 1943 года работал старшим научным сотрудником Института языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР. Научный интерес привел его к исследованию творчества старейшего татарского писателя Мажита Гафури. Он внес ценный вклад в развитие татарской критики и библиографии. Им проанализированы драма М. Файзи «Галиябану», повести Ш. Камала, драмы Г. Камала. Научные интересы Гали Халита были обширны, и его исследования не прекращались и в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году он поднял теоретические проблемы татарской современной литературной критики, в 1942 году подвел в статье краткие итоги развития татарской литературы за 25 лет, как бы дополняя предыдущие исследования. В послевоенный период он анализировал творчество известных поэтов-фронтовиков – Ш. Мударриса, Ф. Карима. Им была написана статья «Татарская литература в годы Отечественной войны» (1945) [10]. Гали Халита волновали вопросы татарской критики и литературоведения, теоретические проблемы движения татарской литературы. Некоторые его статьи вошли в сборник «Вопросы реализма в татарской литературе» (1948).

Главным трудом жизни Гали Халита было изучение литературного наследия классика татарской и башкирской литературы Мажита Гафури. Гали Халит был первым литературоведом, который обратился к титанической фигуре, принадлежащей двум народам. Впервые был обобщен и систематизирован фактический материал жизни и творчества писателя, дан анализ мировоззрения в контексте исторических и политических событий в стране, в тесной связи с развитием многонациональной литературы. Творчество Мажита Гафури охватывает почти все литературные жанры, поэтому исследование многогранно и цельно. Гали Халит обратил внимание на взаимоотношения двух корифеев татарской литературы – Мажита Гафури и Габдуллы Тукая.

Гали Халит внес большой вклад в изучение творческой и общественной деятельности Габдуллы Тукая. В 1956 году была издана монография «Габдулла Тукай и татарское литературное движение в начале ХХ века».

Гали Халит принимал участие и в составлении и редактировании академических изданий сочинений классиков татарской литературы – Мажита Гафури, Габдуллы Тукая, Галимжана Ибрагимова и др.

Академические ученые ТАССР не только занимались исследованиями, но вносили большой вклад в образовательный процесс. Многие занимались общественной деятельностью, творчеством, преподавали. Гали Халит принимал активное участие в создании учебных программ и пособий по литературе для средней общеобразовательной школы.

Материалы и результаты проведенных научно-исследовательских работ по Истории Татарии с 1947-1948 учебного года стали использоваться при преподавании истории в средних школах и вузах Татарской республики. К примеру, исследования татарской диалектологии использованы при составлении учебника по диалектологии татарского языка для татарских педагогических училищ, который был издан Министерством просвещения ТАССР в 1947 году. Уже с 1948 года они применялись при составлении программы, при чтении курса лекций по татарской диалектологии на историко-филологическом факультете Казанского Университета и на факультете татарского языка и литературы Казанского педагогического института. Широко использовались в соответствующих лекциях на этих факультетах результаты научно-исследовательских работ по истории татарской литературы, по морфологии татарского языка, по грамматике русского и татарского языка в сравнительном их освещении, по татарскому фольклору. Результаты работ по морфологии татарского языка, истории татарской литературы, татарскому фольклору нашли отражение в программах по татарскому языку, по татарской литературе, по русскому языку для 5-10 классов татарских средних школ, изданных Министерством просвещения ТАССР в 1948-1950 годах. А также широко были использованы авторами при составлении учебника по морфологии татарского языка (издан в 1947 году), учебников и хрестоматий по татарской литературе для 5-10 классов татарской средней школы, изданных Министерством просвещения ТАССР и «Татиздатом» в 1947-1948 и 1950 годах [11, с. 32-35].

Другой яркой фигурой является Хамит Ярми. Задолго до занятий непосредственной научной работой у Хамит Ярми проявляется интерес к татарскому фольклору. В 1939 году он переходит работать в Институт языка, литературы и истории в качестве научного сотрудника по фольклору, где организует ряд фольклорных экспедиций в районы республики, а также за пределы ТАССР, изучая фольклор сибирских татар. С 1945 года он занимается сбором, систематизацией и исследованием устно-поэтического творчества татарского народа. В тесном сотрудничестве с писателями Г. Башировым, А. Шамовым, Х. Усмановым, А. Ахметовым он подготавливает ряд фольклорных сборников: «Народное творчество», «Татарские народные сказки», «Татарские народные песни», «Татарское народное творчество», «Татарские загадки». Некоторые сборники были переведены не только на русский, но и на китайский язык. Данные сборники сразу же завоевали популярность у вдумчивого и требовательного читателя. Хамит Ярми являлся автором научных работ и статей, в которых произвел периодизацию развития татарского фольклора, выявил актуальные проблемы изучения, а также исследовал творчество отдельных писателей.

Хамит Ярми освещал и исследовал различные этапы развития татарского фольклора, выявлял проблемы, характерные для того или иного периода, которые часто были обусловлены историческими событиями, происходящими в стране и находящие отклики в виде народного творчества. В них выражалось отношение народа, его восприятие тех или иных событий, которые преломлялись в народном, общественном сознании. Среди его работ можно выделить «Баиты первой империалистической войны» [12], которые были опубликованы в 1942 году. Целью публикации было пробудить патриотические чувства народа, которые мобилизовали его на отпор врагу.

Хамит Ярми и в военную годину занимался сбором устного народного творчества, в результате его деятельности в 1946 году были опубликованы в соавторстве с писателем Гумаром Башировым статья «Фольклор Великой Отечественной войны» [13]. Такой деятельности способствовало и постановление правительства ТАССР о сборе материалов о Великой Отечественной войне (1943 г.). Среди известных публикаций Хамита Ярми можно назвать «Татарский народный поэт Габдулла Тукай и фольклор» [14], «Деятельность Каюма Насыри в области собирания и изучения татарского фольклора»[15], «Народный поэт М. Гафури и фольклор».

Таким образом, Хамит Ярми широко охватывал проблематику фольклора, видел в нем истоки творчества татарских писателей. Поэтому источником народности творчества он видел в фольклоре, опоре на нацию. И в этом, по его мнению, популярность Габдуллы Тукая, Мажита Гафури.

Ученые Института языка, литературы и истории всегда, как видим выше, были многогранны и не ограничивались только научной работой. И в данном случае Хамит Ярми занимался педагогической деятельностью, являясь неизменным автором разделов по татарскому фольклору в учебниках для общеобразовательной школы. Хамит Ярми известен также тем, что является переводчиком гимна Советского Союза на татарский язык.

Среди историков Института языка, литературы и истории можно назвать Х.Г. Гимади, Г.М. Хисамутдинова, А.Х. Халикова. После постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года изучение истории Татарской АССР и татарского народа было деформировано. Многие темы замалчивались, но появились темы, которые поощрялись. Поэтому в этот период в основном проводятся исследования, которые не касаются запретных тем. Х. Гимади разрабатывал тему положения Татарии в первой мировой войне, также исследовал проблему Февральской буржуазно-демократической революции на территории Татарстана, об изучении истории Татарской АССР за 40 лет. Х. Хасанов исследовал деятельность социал-демократа Хусаина Ямашева. Х. Гимади, Г.М. Хисамутдинов приняли участие в подготовке фундаментального исследования Н.Ф. Калинина «Казань. Исторический очерк».

Таким образом, можно сделать вывод, что вклад академической науки в развитие научного потенциала республики, культуры и образования в рассматриваемый период был плодотворен и огромен. В данном случае можно выделить два направления: естественно-техническое и гуманитарное. Если в области естественно-технических наук исследования носили практикоориентированный характер и обеспечивали нужды народного хозяйства страны, то в сфере гуманитарных наук ситуация складывалась иная. Руководство страны поддерживало технико-технические изыскания, поощряя их и видя в них решение стоящих перед страной задач – поиск нефти, развитие химии и т.п. В сфере гуманитарных наук ученые не могли в полную силу реализоваться, так как не только темы исследования навязывались сверху, но и регулировалось проблемное поле исследования, а некоторые «научные» выводы уже заранее были сделаны в партийных кабинетах. Поэтому тематика исследований носит односторонний характер, в русле постановления ЦК ВКП (б) от 9 августа 1944 года «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». Ученым предлагалось пересмотреть свой взгляд на этногенез татарского народа, игнорировать роль Золотой Орды в истории татарского народа, и обратить внимание на факты сближения с русским народом. По сути, историки превращались в пропагандистов пресловутого постановления. Данное постановление вызвало «внутреннюю эмиграцию» у историков. Тем не менее, был сделан большой вклад в создание учебников и пособий. Во многом данные плоды есть результат содружества академических, вузовских ученых, творческой интеллигенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: