Гультяева Кристина Вячеславовна

студентка 1-го курса

Колледж ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ

Научный руководитель: преподаватель Л.И. Деревцова.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Великая Отечественная война, духовенство, верующие, патриотическая деятельность Русской Православной Церкви, духовный подвиг

В мае 2015 года наша страна и весь мир отмечает 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Всем известны ужасы и бедствия, жестокие поражения, героические сражения и подвиги, военные победы и героизм советских людей в роковую эпоху 1941-1945 годов. Но не все знают о том, насколько важную роль в преодолении этих трудностей сыграла Русская Православная Церковь. Именно вера и духовность с древних времён объединяли русский народ и вдохновляли его на подвиги во имя защиты самого дорогого, что у него было: своей веры, культуры, семьи, Родины. И духовным лидером, душой и вдохновителем всех освободительных войн всегда являлось русское духовенство, монахи, служители церкви. Даже в наиболее тяжёлое для русского духовенства время, когда православная церковь подверглась гонениям и репрессиям со стороны властей, священнослужители того времени и верующие миряне, многие из которых впоследствии тоже стали священниками и монахами, предпочли защищать Родину и ближних своих, а не присягнуть гитлеровскому правительству, несмотря на его обещания и предложения. Автору данной публикации хотелось показать, как 70 лет назад советский народ объединился под знанием веры и сумел спасти Советский Союз от опасности завоевания. Пусть события тех давно прошедших времён послужат примером для современного поколения, чтобы нам было на кого равняться, если стране будет угрожать новая опасность.

Цель работы: раскрыть вклад Русской Православной Церкви в Победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: рассмотреть положение церкви накануне войны; проследить изменение отношения советской власти к Русской Православной Церкви; проанализировать патриотическую деятельность представителей Русской Православной Церкви; рассмотреть деятельность священнослужителей на оккупированной территории.

Данная тема является актуальной в наши дни, когда возрождается и укрепляется православная вера и церковь снова становится одним из важнейших институтов общественной жизни. В современное время в случае опасности русскому народу потребуется духовное единство, которое поможет выстоять и одержать победу.

Выдвигаемая в исследовании гипотеза: во время Великой Отечественной войны произошло изменение отношения власти к церкви. Церковь вела активную патриотическую деятельность, и вера в Бога морально поддерживала людей в тылу и на фронте.

Объектом исследования являются Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны, православные священнослужители, принявшие участие в Великой Отечественной войне.

Методы исследования: поисковый, мини-исследование, метод периодизации, хронологический, описательный.

Накануне Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь подверглась невиданному разгрому и репрессиям. В результате форсированного уничтожения государственной и партийной властью Православной Церкви, особенно во второй половине 30-х годов, к 1941 г. РПЦ удалось сохранить лишь жалкие остатки былого влияния.

На территории бывшей РСФСР в 25 областях не осталось ни одного действующего храма, а в 20 областях их осталось не более 5. Всего на территории СССР (без присоединённых накануне войны Западных областей Украины и Белоруссии) на начало 1941 г. было чуть больше 100 действующих храмов. Из почти полутора сот епископов в 1917 году к началу 1939 года действующих осталось лишь 4. Только в 1936 и 1937 годах было арестовано более 70 епископов, многие из которых были или сразу расстреляны, или погибли в лагерях и тюрьмах, или же были отправлены в ссылку. Было уничтожено более 50 тыс. священнослужителей [1]. Партии и государству удалось террором, репрессиями и запретами разгромить Церковь, но им не удалось окончательно убить православную веру в народе. Всесоюзная перепись населения, проведённая в январе 1937 года, показала, что две трети сельского и одна треть городского населения СССР считают себя верующими. Нет никакого сомнения в том, что выстоять в войне и победить коварного и сильного врага, кроме всех прочих условий, помогла и религиозная вера советских людей.

Несмотря на нанесённые обиды, на совершённое над ней надругательство, погром и бесконечные унижения от власти, РПЦ в тяжёлую годину для страны и народа без каких-либо колебаний и сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую Победу.

В первый день войны Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий обратился с «Посланием к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором он призвал весь православный народ на защиту Отечества. Церковь сразу обратила внимание верующих на то, что гитлеровская пропаганда лицемерно обещает вернуть нашему народу религиозную свободу. Наоборот, фашизм ставит своей целью уничтожение всех религиозных конфессий на территории СССР и замены их сектантскими, языческими и оккультными организациями. Поэтому, защищая территорию нашей Родины, мы защищаем и право на сохранение нашей традиционной веры. «Не свастика, а Крест призван возглавить нашу христианскую культуру, наше христианское жительство», – такова позиция РПЦ. С патриотическими посланиями к пастве обращались и ближайшие сподвижники Местоблюстителя: митрополиты Алексий (Ленинградский) и Николай (Киевский). По всей стране в православных храмах служились молебны за грядущую Победу.

Советское правительство в годы войны изменило свое отношение к Русской Православной Церкви. Самым ярким доказательством является тот факт, что в 1943 г. был избран «Патриарх Московский и всея Руси» – Сергий (Страгородский). 8 сентября 1943 г. состоялся съезд архиереев. После избрания Патpиаpха были сделаны дальнейшие шаги на пути нормализации взаимоотношений между Православной Церковью и советским правительством, 8 октября 1943 года был обpазован Совет по делам Русской Пpавославной Цеpкви пpи Совнаpкоме СССР. Православная Церковь начинает постепенно оживать. Об этом говорят и следующие факты: с 1941 по 1951 гг. в РПЦ число зарегистрированных приходов выросло почти в 5 раз и составило примерно 14,5 тыс., количество монастырей достигло 89 (с 4,6 тыс. монашествующих). По всей стране начинают открываться закрытые ранее приходы (только с января по ноябрь 1944 г. было открыто более 200 церквей); рукополагаются священнослужители, возобновляется духовное образование – в Москве открывается Богословский институт, из тюрем, лагерей и ссылок возвращаются священнослужители [2].

В годы тяжёлых для страны испытаний РПЦ своим бескорыстным патриотическим служением убедила власть не только в своей лояльности к ней, но и преданности своей стране и народу, верности своему призванию – быть духовным пастырем православного народа.

Во время войны церковь оказывала материальную поддержку нашей армии: к 24-ой годовщине Красной армии верующие столицы внесли на подаpки защитникам Родины 1,5 млн pублей, к 25-летнему юбилею Кpасной армии на постpойку танковой колонны имени Дмитpия Донского веpующие Московской области собpали свыше 2-х млн pублей, в ноябpьские пpаздники того же года – около 500 000 рублей. По инициативе московских пастырей прихожанами был оpганизован сбоp металлолома на нужды обоpоны, одежды, обуви и дpугих необходимых фpонту вещей. Только за пеpвые тpи военных года около 200 храмов Московской области сдали на нужды обороны 12 млн рублей. В Ленинграде, несмотря на тяжелейшие условия блокады с 1941 по 1944 гг., православные верующие внесли в Фонд обороны более 13 млн руб. [3]. Священнослужители, опираясь на религиозные традиции в народной среде, поддерживали боевой дух бойцов, о чем свидетельствует тот факт, что в самые тяжелые дни Сталинградской битвы в осажденном городе совершались богослужения. В отсутствие священников бойцы и командиры зажигали у икон лампадки, сделанные из снарядных гильз, в том числе у иконы Богородицы зажег свою лампадку и командующий 62-й армией В.И. Чуйков.

На одной из встреч с читателями писатель М.Ф. Антонов рассказывал, что в период подготовки немцев к штурму Москвы русские священники обнесли наш рубеж обороны святыми иконами. Дальше этой линии фашисты не продвинулись, контрнаступление под Москвой началось в день памяти святого благоверного князя Александра Невского.

В тяжелые времена человек особенно часто обращается к Богу как к своей последней надежде. Например, в осажденном Ленинграде от страшного голода умирали тысячи людей, не было сил сдерживать врага, тогда из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда – город был спасен. Многим до сих пор не понятно, чем держался город, и тем не менее он выстоял. Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном Воронежским Петру I о том, что город святого апостола Петра избран самой Божией Матерью и, пока Казанская Её икона в городе и есть молящиеся Ей люди, враг не может войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону Божией Матери.

Многие священнослужители не только словом, но и личным примером учили паству, как защищать Родину. Они принимали участие в боевых действиях и были награждены орденами и медалями. Среди них диакон Б. Крамаренко, награжденный орденами Славы трех степеней; клирик храма С. Козлов (орден Славы, третьей степени); священник Г. Степанов (медаль «За отвагу»). Отец Василий Копычко, в годы войны партизанский связной, был удостоен медалей «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»; священник Н.И. Куницын с 1941 г. воевал, гвардеец, дошел до Берлина, имел пять боевых медалей, двадцать благодарностей от командования. Солдатскую доблесть проявили священнослужители Новосибирской епархии. Боевыми наградами был отмечен ратные подвиги архимандрита Макария (Реморова), архимандрита Нифонта, протоиерея Александра Смолкина, Анатолия Алексеевича Михеева, старшего пономаря Александро-Невского собора.

Сотни приходских священников были отмечены высокими наградами. Сразу после Победы Советского Союза над фашистской Германией более 50 из них удостоились медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Примером верного служения Отечеству является вся жизнь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) – одного из талантливейших хирургов своего времени, доктора медицинских наук и профессора хирургии.

В сентябре 1941 г. Его Преосвященству разрешили переехать из ссылки в Красноярск и назначили «консультантом всех госпиталей края». Уже на следующий день после приезда профессор приступил к работе, проводя в операционной по 9-10 часов, делая до пяти сложнейших операций. Одновременно с этим он консультировал военных хирургов, читал лекции, писал трактаты по медицине. За научную и практическую разработку новых хирургических методов лечения гнойных ранений епископу Луке была присуждена Сталинская премия I степени, из 200 тысяч рублей которой 130 тысяч он перечислил в помощь детям, пострадавшим на войне. Благородная деятельность Преосвященнейшего Луки была высоко оценена – грамотой и благодарностью Военного Совета Сибирского военного округа.

Память и уважение поколений заслуживает ратный подвиг женщин-христианок. Монахиня Серафима (Зубарева) прошла военным врачом с Третьим Украинским фронтом по дорогам Болгарии, Венгрии, Румынии, была награждена медалью «За победу над Германией». Монахиня Антония (Жертовская) медсестрой участвовала в боях на ростовском и харьковском направлении, была награждена медалью «За боевые заслуги». Монахиня Адриана (Малышева) ушла на фронт с 3-го курса МАИ и была направлена в разведку. Принимала участие в обороне Москвы. Была направлена в штаб Рокоссовского, принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. Дошла до Берлина. После войны закончила МАИ, работала в конструкторском бюро С.П. Королёва. В 2000 году приняла монашинский постриг с именем Адриана [4].

Фашистами был разработан план по использованию христианской церкви на оккупированной территории. Они намеревались поставить все христианские церкви под свой контроль, добиться их разделения, расчленения на возможно меньшие, мнимо самостоятельные автокефалии, завербовать, взять негласно на службу наиболее честолюбивых, корыстолюбивых или трусливых церковников, чтобы они планомерно проводили идеи новой религии через проповедь и постепенно вводили изменения в церковной жизни вплоть до богослужебных текстов, уставов. По мысли гитлеровцев, для завоеванных народов, для тех, кого они считали «унтерменшами» (низшей расой), как, например, всех славян, – для них религиозные свободы должны были стать явлением временным, «переходным».

Разработанные планы гитлеровской пропагандистской машиной в отношении русской православной церкви провалились, многие священники всех рангов не только не поддержали оккупантов, но и выступили против такие, как Архиепископ Даниил (Литва), Митрополит Алексий (Украина), Архиепископ Вениамин (Украина) и др.

Более подробно рассмотрим деятельность Митрополита Сергия, главы Экзархата Латвии и Эстонии, внёсшего неоценимый вклад в борьбу с фашистскими захватчиками.

С началом войны митрополит Сергий не эвакуировался, а остался в оккупации. Человек сильной воли, необычайно гибкого и смелого ума, мужества, крепкой веры, митрополит Сергий героически и жертвенно исполнял свой долг пастыря и главы Экзархата и сделал многое такое, что сейчас кажется свыше человеческих сил. Ему удалось успешно противостоять тактике расчленения церковно-административных единиц, которую преследовали гитлеровцы, а так же отстоять церковное единство с Московской Патриархией. В 1943 году он сумел поставить на Рижскую кафедру нового епископа – Иоанна (Гарклавса), который был включен в число возможных преемников на случай его смерти. Огромной заслугой митрополита Сергия было его попечение о военнопленных красноармейцах. Фашисты наложили категорический запрет на общение православного духовенства с военнопленными, но на какое-то время митрополит Сергий добился его отмены в пределах возглавляемого им Экзархата. Он взял на себя попечение оккупированной части Псковской, Новгородской и Ленинградской областей, где было открыто свыше 200 храмов. В Псков им была направлена группа священников, и деятельность Псковской Духовной Миссии оказалась весьма благотворной. Есть прямые свидетельства того, что работа Миссии на приходах даже служила прикрытием и способствовала партизанскому движению. В Вильнюсе митрополит Сергий открыл Богословские курсы. Три года он активно отстаивал интересы своей паствы перед оккупационными властями. В Москве он был заочно предан суду, «как перешедший на сторону фашизма». Но в реальности митрополит Сергий служил Церкви и Отечеству. После войны ходили слухи, будто бы он в узком кругу отмечал победу Красной армии и даже пел знаменитый «Синенький скромный платочек». Это, скорее всего, легенда, но легенда очень красивая.

Гитлеровцы планировали провести в Риге епископское совещание с целью добиться от митрополита Сергия и епископов отказа от их канонической связи с Московской Патриархией, но оно было сорвано Экзархом. Митрополит Сергий понимал, что рискует жизнью, и предусмотрительно составил духовное завещание, в котором указал последовательно трех своих преемников на случай смерти – архиепископа Ковенского (Каунасского) Даниила, епископа Рижского Иоанна и епископа Таллиннского Димитрия. В берлинских архивах сохранились документы о желании оккупационных властей расправиться с митрополитом. 29 апреля 1944 года на пустынном участке шоссе Вильнюс – Рига машина Патриаршего Экзарха Прибалтики Сергия была расстреляна автоматчиками. Митрополит Сергий и его спутники погибли. Управление Экзархатом принял архиепископ Даниил как первый из трех архиереев, указанных в завещании. Могила убиенного иерарха находится в Риге, на Покровском кладбище [5].

В истории Отечественной Войны имя митрополита Сергия (Воскресенского) – рядом с героями, отдавшими свою жизнь за Родину, за ее Победу. Священнослужители, не страшась казни со стороны фашистской власти, активно боролись против захватчиков на оккупированной территории, создавая православные церковные общины для помощи бедным и военнопленным.

Представители духовенства принимали активное участие в партизанском движении, особенно в Белоруссии и многие из них заплатили за это жизнью. В одной только Полесской епархии более половины священников (55 %) было расстреляно за содействие партизанам. Фашисты жестоко расправлялись с партизанами-священниками. Например, в Орле гитлеровцами были расстреляны Николай Оболенский и Тихон Орлов, священник Иоанн Лойко был заживо сожжен вместе с жителями деревни Хворостово (Белоруссия). Он был отцом четырех сыновей-партизан, и в тяжкий час смерти не оставил Богом данных ему людей, вместе с ними приняв мученическую смерть.

Священники оказывали партизанам медицинскую и материальную помощь. Так, священник Б.К. Кирик из деревни Ятра Кореличского района Барановичской области выкопал под полом церковноприходского дома погреб, где находился госпиталь для партизан на 10 коек; Анатолий Миссеюк, священник деревни Массоляны Крынковкого района Белостовской области, передавал продукты для партизанского отряда «Звезда»; врач В.И. Турбин, принявший монашество в 1930-е годы, организовал в оккупированном городе Орле подпольный госпиталь, где вместе с медперсоналом спасал оказавшихся в плену бойцов Красной армии, которых после излечения переправляли через линию фронта [6].

Священник и атеист, верующий и неверующий бок обок сражались против фашистских захватчиков в тылу и на фронте, ковали Победу над врагом.

Склоняя головы перед великим подвигом советского народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать, приумножать бесценный и благородный вклад в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие ее, поднимавшей на смертный бой воинов разных национальностей, разных вероисповеданий. Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь.

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, полностью доказана, и можно сделать следующие выводы. Накануне войны церковь находилась в тяжелом состоянии: после революции власть закрыла большинство храмов, издавала антирелигиозные указы, многих церковнослужителей репрессировала. Несмотря на активную антирелигиозную деятельность власти, большинство советских граждан идентифицировало себя православными и традиционно верило в Бога.

С началом войны Церковь обрела новый статус, она объединилась с властью и включилась в активную деятельность. Во время войны помощь Православной Церковью проводилась в двух направлениях: духовном и материальном. На нужды фронта собирались немалые суммы. Православие помогло людям обрести относительное душевное успокоение, надежду на Победу Советского Союза. В тылу многие молились за фронтовиков. На фронте часто верили в божественную силу икон и крестов. Неоценимый вклад в Победу внесли так же священнослужители, оставшиеся на оккупированной территории: они сохранили целостность Православной Церкви, поддержали население, помогали партизанам.

Отвечая на вопрос темы работы, можно сказать, что Православная Церковь внесла немалый вклад в общесоветскую борьбу против фашистов во время ВОВ. Положение Православной Церкви в советской России на время укрепилось. Но власть следовала, прежде всего, своим интересам, и это укрепление было лишь временным. Простые люди верили в Бога и надеялись на него как на поддержку свыше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: