Понятие и принципы законности. Способы обеспечения законности

Законность – это режим реального действия права в государстве.

Основные формы проявления законности: Верховенство закона, соответствие всех законов Конституции – основному закону, а всех подзаконных актов – законам. Неукоснительное соблюдение Конституции, законов всеми членами общества, в первую очередь – государственными органами и должностными лицами. Эффективная государственная и общественная защита действия Конституции и законов.

Принципы законности:

- Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой, он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений, подзаконные акты издаются в строгом соответствии с законом и на основе закона.

- Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации.

- Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом). С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона, с другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов.

-Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства.

- Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Правовые законы сами обладают высокой общественной целесообразностью, в нем максимально отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей.

- Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями. Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией, обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Соотношение законности и правопорядка: правопорядок выступает результатом осуществления законности; законность есть средство формирования правопорядка. Правопорядок может сложиться только в условиях соблюдения законности, ее принципов; законность и правопорядок есть различные этапы реализации гос. Воли, выраженной в праве. Законность это реализующее право, а правопорядок - это претворенное в жизнь право. Законность и правопорядок – это основа и непременное условие для нормального функционирования жизни общества; четкой, эффективной деятельности государственных, хозяйственных, общественных организационных структур; обеспечение реализации прав и свобод гражданина и человека, исполнения им своих обязанностей, надежной охраны законных интересов и прав физических и юридических лиц.

В самом обобщенном виде все названные способы обеспечения законности можно свести к контролю и надзору. Контроль по своей сути представляет наблюдение за правомерностью деятельности, проверку фактического соответствия тех или иных действий требованиям закона, т.е. его исполнения. Осуществляется он по отношению к подконтрольным органам (должностным лицам). Для системы исполнительной власти характерно то, что отношения между контролером и контролируемым, как правило, строятся на началах организационной или ведомственной соподчиненности (вышестоящий орган контролирует работу нижестоящего и т.п.). Надзор есть специфическая разновидность контрольной деятельности. Это означает, что имеется в виду также наблюдение за правомерностью деятельности, но таких объектов, которые не связаны с надзирающим органом отношениями соподчиненности. Кроме того, надзор осуществляется за соблюдением специальных правил (например, противопожарных, санитарных и т.п.).

Законность – единообразное понимание, осознание и соблюдение норм и правил действующего законодательства прежде всего органами государственной власти, общественными организациями и другими негосударственными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Способы обеспечения законности – контроль, надзор и обжалование (реализация права жалобы).

Контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Признаки контроля как способа обеспечения законности: между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом существуют отношения подчиненности или подведомственности; объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, а контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого; контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого; в некоторых случаях контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.

Формы контрольной деятельности: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (напр., по вопросам регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т. п.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти – постоянное, систематическое наблюдение специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается.

Прокурорский надзор осуществляется за единообразным исполнением и соблюдением законов всеми органами государства и его должностными лицами, а также негосударственными объединениями и их должностными лицами.

Административный надзор – специфическая разновидность государственного контроля, суть которого состоит в наблюдении за исполнением специальных норм, общеобязательных правил федеральными надзорами. Виды полномочий органов, осуществляющих административный надзор: 1) по предупреждению правонарушений; 2) по пресечению правонарушений; 3) по нормотворчеству; 4) по привлечению к юридической ответственности правонарушителя.

Наиболее распространенный способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении – это право граждан на подачу жалобы на действия либо бездействие государственных органов и их должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: