Введение. Негосударственное образовательное учреждение

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кузбасский ИНСТИТУТ экономики и права»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра ЭКОНОМИКО-правовых И ГУМАНИТАРНЫХ дисциплин

ЮРИДИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Направления подготовки: 030900.62 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр»

Форма обучения: очная, заочная

Кемерово 2012


Юридическая психология: учебно-методический комплекс дисциплины / сост. О.Ф. Гаврилов; Кузбасский институт экономики и права. – Кемерово, 2012. – 44 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки: 030900.62 Юриспруденция, учебным планом КузИЭП, рабочей программой дисциплины.

Утверждена на заседании кафедры экономико-правовых и гуманитарных дисциплин

Протокол №____ от «___»____________ 20___ г.

Зав. кафедрой, канд. филос. наук, доцент ________________О.Ф. Гаврилов

Рекомендована для издания Учебно-методическим советом института

Протокол №____ от «___»____________ 20___ г.

Секретарь совета ____________________О.Ю. Сиялко

УТВЕРЖДАЮ

Проректор КузИЭП

___________Г.А. Мартынов

«___»_____________20___г.

Зарегистрирована в методкабинете «___» ___________ 20___ г.

Регистрационный номер _______

Содержание

Введение………………………………………………….......................4

1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы................... …........7

1.1 Очная форма обучения................................................................................7

1.2 Заочная форма обучения.............................................................................7

2 Учебно-тематические планы занятий………..........………….........……….8

2.1 Очная форма обучения......................…………...........................................8

2.2 Заочная форма обучения...............…………...............................…............9

3 Содержание учебной дисциплины……………............................…...........10

4 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной

дисциплины……………………...............................................................……22

4.1 Основная литература………..........................………………….......…….22

4.2 Дополнительная литература………........................…………….....…….22

4.3 Методические разработки кафедры.....................………………........….23

4.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы……………........……23

5 Образовательные технологии.......................................................................25

5.1 Перечень аудиторных занятий с использованием активных и интерактивных форм обучения................................................................................25

5.1.1 Очная форма обучения............................................................................25

5.1.2 Заочная форма обучения.........................................................................26

6 Планы семинаров……….............................................................................. 27

6.1 Очная форма обучения …...................................................…………...…27

6.2 Заочная форма обучения …..............................................…………....….35

7 Оценочные средства текущего, промежуточного и итогового контроля знаний. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов ……............................................................................................................................ 36

7.1 Очная форма обучения…...................................................................……36

7.2 Заочная форма обучения….......................................................……....….36

7.3 Примерные контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний............................................................................................................................36

7.4 Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы…........................................................................................................................38

7.4.1 Варианты контрольных работ..................................................................40

7.5 Порядок тестирования студентов............................................................43

7.5.1 Очной формы обучения..........................................................................43

7.5.2 З аочной формы обучения.......................................................................43

7.6 Примерные вопросы к зачету….......................................................……44

ВВЕДЕНИЕ

Целями освоения дисциплины «Юридическая психология» являются формирование профессионально значимых компетенций, которые позволят выпускникам вуза обеспечивать стабильный правопорядок и законность, иметь такие личностные характеристики, которые будут способствовать постоянной ориентации на самосовершенствование. Профессиональное мастерство юриста предполагает не только то, что он владеет специальными профессиональными знаниями и навыками, но и то, что он психологически подготовлен к работе. Это обусловлено тем, что без знания психологии человека, закономерностей его поведения юрист просто не в состоянии разобраться в сложных переплетениях человеческих отношений, характеров, поступков, принять верные решения, которые порой определяют судьбы людей.

Кроме того, юрист зачастую вынужден действовать в сложных, экстремальных условиях. Следствием работы в сложных условиях является значительная психологическая нагрузка. Поэтому высокая психологическая готовность юриста к экстремальным воздействиям и способность работать в этих условиях является неотъемлемым профессиональным качеством.

Формированию этих качеств способствует знание юридической психологии, а также владение приемами использования этих знаний в своей профессиональной деятельности. Курс «Юридической психологии» должен раскрыть перед студентами закономерности формирования психологических качеств личности, психологические основы оперативно-следственных действий, способы психологического воздействия на поведение людей.

В структуре ООП бакалавриата дисциплина «Юридическая психология» относится к профессиональному циклу. Место преподавания этой дисциплины обусловлено требованием обеспечить подготовку студентов в области юриспруденции, сформировать компетенции, соответствующие современному уровню профессиональной деятельности и Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Министерства образования и науки РФ по направлению подготовки: Юриспруденция, квалификация (степень) - «бакалавр».

Уровень «входных» знаний, умений и готовностей обучающегося, необходимый при освоении данной дисциплины в структуре ООП бакалавриата, соответствует когнитивной и инструментальной базе сформированной в результате изучения дисциплин ГСЭ и профессионального циклов в ходе образовательного процесса предыдущих семестров.

Ее освоению будут способствовать знания, прежде всего, таких дисциплин гуманитарного, социального, экономического цикла, как философия и социология. Именно философия предлагает студенту понятийный аппарат (цель, деятельность, поведение, свобода, право, личность и др.), который потом оказывается эффективным инструментарием в изучении учебного материала юридической психологии. Теория познания, философская антропология, философское учение о личности составляет основу для ее изучения. Социология исследует условия социализации личности, факторы девиантного поведения, динамику социальных процессов, косвенно влияющих на криминальную ситуацию в обществе. Эти знания в качестве методологии потом находят конкретизацию на занятиях по юридической психологии, в свою очередь, наполняясь психологическими обобщениями и фактами.

В таких разделах юридической психологии как «Психические познавательные процессы и состояния» и «Психология следственных действий», которые во многом посвящены познавательной активности юриста, раскрывается понятие информации и наиболее общие закономерности информационных процессов. Этот материал конкретизируется и, одновременно, дополняется в рамках дисциплины информационно-правового цикла: информационные технологии в юридической деятельности.

Особое значение имеет концептуально-понятийный потенциал юридической психологии для освоения дисциплин профессионального цикла. Именно в юридической психологии студент получает знания о структуре психики и личности; психологических аспектах таких правовых явлений как правосознание, правотворчество, профилактика преступности, следственная деятельность; о психологических особенностях преступного поведения, что оказывается особенно важным для овладения данными таких дисциплин, как «Теория государства и права», «Криминология», «Уголовное право» и «Криминалистика».

Тема «Пенитенциарная психология», рассматривающая психологические механизмы социализации и ресоциализации преступников, поможет студенту разобраться с материалом «Уголовно-исполнительного права», а темы юридической психологии «Социально-психологические особенности деятельности юриста» и «Психологические особенности деятельности персонала различных правоохранительных органов» будут способствовать лучшему пониманию дисциплин «Правоохранительные органы», «Адвокатура», «Уголовный процесс», «Гражданский процесс» и др.

В результате освоения дисциплины обучающийся по направлению «Юрипруденция» должен обладать следующими компетенциями:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способен принимать эффективные организационно-управленческие решения(ОК-4);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-6);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-8);

- владеет основными методами защиты населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13);

- готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- готов обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПК-8);

- готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- готов выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- готов осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-12);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-14);

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-15);

- готов управлять самостоятельной работой обучающихся(ПК-16);

- готов эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-17).

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать закономерности протекания психических процессов и состояний;психологические характеристики личности и коллектива;психологическую природу личности преступника;механизм преступного поведения; психологию организованной преступности;

- уметь осуществлять психопрофилактику негативных психических состояний;осуществлять визуальную психодиагностику личности и ее психического состояния;устанавливать психологические контакты;

- владеть навыками использования психологических техник и методик в процессе изучения личности субъектов правоприменительной деятельности, управления собственными эмоциональными состояниями.

Овладению необходимых компетенций будет способствовать обращение студента к данному пособию – учебно-методическому комплексу по философии. В нем он найдет содержание учебной дисциплины, указания на основную и дополнительную литературу, интернет-ресурсы и методические разработки кафедры, а также примерный перечень экзаменационных вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: