Вопрос № 1. Образование прокуратуры в России

Тема 2. Учреждение и исторические этапы развития органов прокуратуры в России.

Вопросы:

Образование прокуратуры в России.

Развитие прокуратуры в России в VIII веке.

Становление организационной структуры прокурорской системы в СССР.

Становление специализированных прокуратур.

Вопрос № 1. Образование прокуратуры в России.

<Прокуратура ><в ><России была создана указом >< ><Петром ><I. ><Сама идея < ><о ><необходимости ><учреждения ><специальных ><органов ><надзора ><пришла ><Петру ><I, ><видимо, ><в ><результате ><сравнения ><государственного ><аппарата ><России ><и ><Западной ><Европы. ><Петр I >< ><понимал, ><что ><российский ><государственный ><аппарат ><работает ><хуже ><европейского: ><порядка ><меньше, ><волокита ><в ><делах ><страшная, ><приказные ><люди ><живут ><не ><только ><от ><царского ><жалования, ><но ><и ><от ><лихоимства, ><казна ><расхищается, ><налоги ><не ><поступают.

><Поэтому ><при ><знакомстве ><с ><опытом ><европейских ><стран ><он ><пытался ><найти ><такие ><государственные ><и ><правовые механизмы и ><институты, ><которые ><помогли ><бы ><навести ><порядок ><в ><собственном ><доме. ><Среди ><европейских ><институтов, ><на ><которые ><было> о<><бращено ><внимание ><царя, ><оказались ><французская ><прокуратура, ><немецкие ><и ><шведские ><фискалы ><и ><шведские ><омбудсмены.

><Прокуратура ><в ><то ><время ><существовала ><только ><во ><Франции. ><Это ><был ><орган, ><осуществлявший ><функции ><представительства ><государственных ><интересов ><в ><суде ><и ><надзора ><в ><судебной ><сфере. ><Французская ><прокуратура ><выросла ><из ><государственной ><адвокатуры ><и ><в ><то ><время ><сохраняла ><многие ><ее ><черты. ><В ><других ><странах ><Европы ><тогда ><существовал ><аналогичный ><французской ><прокуратуре ><институт ><фискалов.><

<<Вначале в ><1711 ><г. ><Петр ><I ><учреждает ><отечественных ><фискалов, ><которым ><поручает: ><«над ><всеми ><делами ><тайно ><надсматривать ><и ><проведывать ><про ><неправый ><суд, ><також ><— ><в ><сборе ><казны ><и ><прочего».><

>< ><Деятельность ><фискалов ><приносила ><некоторые ><плоды ><в ><борьбе ><с ><продажностью ><вельмож. ><По ><доносам ><обер-фискала ><А. ><Я. ><Нестерова ><в ><1717 ><г. ><был ><даже ><осужден ><и ><казнен ><сибирский ><губернатор ><князь ><М. ><П. ><Гагарин. ><Петр ><I ><планировал ><учредить ><должность ><«государственный ><фискал», ><которому ><помимо ><руководства ><фискалатом ><он ><хотел ><поручить ><весьма ><ответ­><ственную ><и ><деликатную ><роль ><надзирателя ><за ><Сенатом. ><Но ><в ><связи ><с ><тем, ><что ><подходящего ><человека ><на ><эту ><должность ><царь ><найти ><не ><смог, ><он ><возлагает ><обязанность ><надзора ><за ><высшим ><государственным ><органом ><на ><дежурных ><офицеров ><гвардии ><сроком ><на ><месяц. ><Очень ><скоро ><монарх ><убеждается, ><что ><это ><тоже ><не ><выход ><из ><положения ><— ><нужен ><все-таки ><постоянный ><надзиратель ><более ><высокого ><ранга.>

<18 ><января ><1722 ><г. ><Петр ><I ><издает ><указ ><о ><реформе ><Сената, ><и ><там ><впервые ><говорится ><об ><учреждении ><должностей ><генерал-прокурора ><и ><обер-прокурора. ><Вскоре ><появился ><специальный ><указ ><— ><«Должность ><генерал-прокурора». ><В ><соответствии ><с ><этим ><указом ><учреждались ><также ><должности ><прокуроров ><коллегий ><и ><прокуроров ><надворных ><судов. ><Главной ><задачей ><прокуроров ><становится ><надзор ><за ><деятельностью ><тех ><учреждений, ><при ><которых ><они ><состоят. ><Надзор ><осуществлялся ><в ><форме ><напоминания ><о ><необходимости ><строго ><следовать ><регламентам ><и ><указам, ><а ><также ><в ><форме ><проверки ><исполнения ><принятых ><решений ><и ><опротесто­><вания ><незаконных ><решений. ><Протест ><прокурора ><приостанавливал ><исполнение ><решения. ><Прокуратуре ><были ><подчинены ><фискалы. ><По ><их ><доносам ><прокуроры ><должны ><были ><возбуждать ><уголовные ><дела.> <><Почему ><же ><Петр ><I ><не ><стал ><искать ><человека ><на ><должность ><государственного ><фискала, ><почему ><не ><принял ><предложения ><Г. ><Фика ><об ><учреждении ><института ><омбудсменов ><по ><шведскому ><образцу, ><почему ><органы ><надзора ><получили ><французское ><наименование ><«прокуратура»? ><Думается, ><на ><прокуратуру ><выбор ><царя ><пал ><в ><известной ><мере ><случайно. ><Н. ><В. ><Муравьев ><обратил ><внимание ><на ><большое ><впечатление, ><которое ><произвел ><на ><Петра ><I ><королевский ><прокурор ><во ><время ><посещения ><царем ><Парижского ><парламента ><в ><1717 ><г.><>< ><Скорее ><всего, ><поскольку ><французского ><прокурора ><Петр ><I ><видел ><в ><деле, ><он ><и ><остановил ><на ><нем ><свой ><выбор. ><А ><может ><быть, ><ему ><понравилось ><второе ><французское ><название ><прокуроров ><— ><«les ><gens ><du ><roi» ><(«люди ><короля»). ><Образное ><сравнение ><генерал-прокурора ><с ><«оком ><государевым ><и ><стряпчим ><о ><делах ><государственных» ><тоже ><было ><заимствовано ><Петром ><I ><из ><сочинений ><французских ><прокуроров. ><Образование ><органов ><надзора, ><так ><же ><как ><и ><их ><иностранное ><наименование, ><при ><Петре ><I ><было, ><видимо, ><закономерно, ><потому ><что ><русских ><аналогичных ><учреждений ><прежде ><не ><было, ><а ><вот ><термина ><«прокуратура» ><могло ><и ><не ><появиться ><в ><русском ><языке. ><Но ><у ><царя ><не ><было ><большого ><выбора ><среди ><подходящих ><слов: ><«генерал-ревизор», ><«генерал-фискал», ><«генерал-омбудсмен» ><и, ><наконец, ><«генерал-><прокурор».>

<Институт ><надзора, ><созданный ><Петром ><I, ><хотя ><и ><получил ><французское ><наименование, ><но ><не ><был ><похож ><на ><свой ><французский ><образец. ><Он ><явился ><результатом ><творческих ><усилий ><Петра ><и ><его ><соратников ><и ><включал ><элементы ><не ><только ><французской ><прокуратуры, ><но ><и ><шведских ><омбудсменов, ><немецких ><фискалов ><и ><чисто ><русские ><изобретения.>

<После ><смерти ><Петра ><I ><роль ><прокуратуры ><значительно ><умень­><шилась. ><Генерал-прокурор ><был ><нужен ><Императору ><для ><надзора ><за ><вельможами, ><а ><в ><условиях, ><когда ><монархи ><находились ><фактически ><во ><власти ><вельмож, ><должность ><эта ><становилась ><излишней. ><В ><1727-><1729><гг. ><прокуратура ><и ><фискалат ><были ><практически ><упразднены. ><Генерал-прокурора ><П. ><И. ><Ягужинского ><назначили ><послом ><в ><Польшу. ><Лишь ><формально ><сохранилась ><за ><ним ><прежняя ><должность. ><С ><его ><отъездом ><начинается ><процесс ><сокращения ><аппарата ><надзора. ><В ><1727 ><г. был ><окончательно ><ликвидирован ><подчиненный ><прокуратуре ><институт ><фискалов. В последствии >< была ><прекращена ><деятельность ><надворных ><судов ><и ><вместе ><с ><ними ><их ><прокуроров ><и, ><наконец, ><ликвидированы ><должности ><прокуроров ><коллегий.

><Но ><с ><приходом ><в ><1730 ><г. ><к ><власти ><Анны ><Иоановны ><происходит ><постепенное ><возрождение ><прокуратуры. ><Опять ><же ><сыграл ><большую ><роль ><«его ><величество ><случай». ><Если ><бы ><петровский ><генерал-прокурор ><П. ><И. ><Ягужинский ><не ><оказался ><в ><числе ><активных ><борцов ><с ><аристократическими ><«кондициями» ><Верховного ><тайного ><совета, ><то ><неизвестно, ><как ><сложилась ><бы ><судьба ><российской ><прокуратуры, ><может ><быть, ><канула ><бы ><в ><лету, ><как ><и ><фискалы, ><или ><же ><появилась ><бы ><вновь ><лет ><эдак ><через ><сто.>>

<<Во ><второй ><четверти ><XVIII ><в. ><независимо ><от ><возвышений ><или ><понижений ><роли ><генерал-прокурора ><в ><чиновной ><иерархии ><и ><его ><отношений ><с ><Сенатом ><и ><другими ><высшими ><государственными ><органами, ><независимо ><от ><личных ><качеств ><прокуроров ><значение ><института ><в ><деле ><осуществления ><надзора ><за ><законностью ><оставалось ><незначительным. ><Прокуратура ><в ><это ><время ><занималась ><главным ><образом ><наблюдением ><за ><внешним ><порядком ><делопроизводства, ><пыталась ><бороться ><с ><волокитой, ><следила ><за ><соблюдением ><законов ><в ><местах ><заключения. ><Гораздо ><меньше ><активности ><прокуратура ><проявляла ><в ><борьбе ><со ><взяточничеством ><и ><другими ><должностными ><преступлениями; ><в ><судебных ><делах ><прокуроры ><практически ><не ><участвовали.>

<Но ><нельзя ><недооценивать ><роль ><прокуроров ><с ><точки ><зрения ><наведения ><хотя ><бы ><формального ><порядка ><в ><рассмотрении ><дел ><в ><государственных ><органах. ><Челобитные ><того ><периода ><свидетель­><ствуют, ><что ><установленный ><законом ><порядок ><разрешения ><дел ><многими ><местными ><и ><даже ><центральными ><учреждениями ><фактически ><не ><признавался, ><а ><многие ><чиновники ><о ><нем ><даже ><и ><не ><знали. ><Да ><и ><откуда ><знать, ><если ><императорские ><и ><сенатские ><указы ><публиковались ><от ><случая ><к ><случаю. ><Мало ><были ><знакомы ><с ><законодательством ><и ><сами ><прокуроры. ><В ><1742 ><г. ><выяснилось, ><например, ><что ><в ><Синоде ><у ><обер-прокурора ><и ><у ><прокурора ><коммерц-коллегии ><нет ><ни ><одного ><экземпляра ><указа ><«Должность ><генерал-прокурора».><>< ><Постоянно ><не ><хватало ><текстов ><законов ><в ><сенатской ><канцелярии, ><возглавляемой ><генерал-прокурором. ><В ><1743 ><г. ><последний ><вынужден ><был ><издать ><специальный ><приказ, ><запрещавший ><чиновникам ><брать ><книги ><законов ><с ><генерал-прокурорского ><стола. ><Им ><дозволялось ><пользоваться ><только ><теми ><экземплярами, ><которые ><имелись ><у ><регистратора. ><Тогда ><генерал-><прокурорская ><регистратура ><обратилась ><в ><Академию ><наук ><с ><требованием ><прислать ><следующие ><законы: ><1) ><Духовный ><регламент, ><2) ><Табель ><о ><рангах, ><3) ><регламенты ><коллегий, ><4) ><Морской ><устав, ><5) ><Морской ><пошлинный ><устав. ><Но ><текстов ><первых ><двух ><законов ><не ><оказалось ><и ><в ><Академии ><наук.

><.

Вопрос № 2. Развитие прокуратуры в России в VIII веке.

<На ><протяжении ><первой ><половины ><XVIII ><в. ><прокуратура ><оставалась ><случайным ><элементом ><в ><системе ><самодержавия. ><И ><в ><высших ><сферах, ><и ><на ><местах ><к ><ней ><постепенно ><привыкают, ><но ><особой ><нужды ><в ><ней ><никто ><не ><испытывает. ><Она ><сохраняется ><главным ><образом ><благодаря ><авторитету ><ее ><основателя ><— ><Петра ><Великого.>

<Правление ><Екатерины ><II ><знаменуется ><в ><истории ><прокуратуры ><возрастанием ><исполнительно-распорядительных, ><почти ><министерских ><функций ><генерал-прокурора. ><Эта ><тенденция ><усилилась ><в ><результате ><сначала ><сенатской ><(1763), ><а ><затем ><губернской ><(1775) ><реформы. ><После ><ликвидации ><некоторых ><коллегий ><прежде ><восходившие ><к ><ним ><дела ><стали ><направляться ><в ><Сенат, ><а ><их ><распределением ><по ><департаментам ><ведал ><генерал-прокурор. ><Поэтому ><губернаторы ><и ><генерал-губернаторы ><в ><вопросах ><местного ><суда ><и ><управления ><обращались ><к ><генерал-><прокурору. ><Он ><стал ><приобретать ><качество ><руководителя ><ведомств ><внутренних ><дел ><и ><юстиции. ><В ><1780 ><г. ><была ><создана ><Экспедиция ><о ><государственных ><доходах, ><подчиненная ><непосредственно ><генерал-><прокурору, ><в ><том ><же ><году ><он ><стал ><контролировать ><и ><все ><«валютные ><операции». ><Затем ><под ><его ><подчинение ><перешли ><опекунство ><над ><иностран­><ными ><переселенцами, ><почтовое ><ведомство, ><ассигнационный ><банк.>

<При ><этом ><следует ><иметь ><в ><виду, ><что, ><как ><и ><прежде, ><он ><продолжал ><руководить ><сенатской ><канцелярией ><и ><другими ><учреждениями ><при ><Сенате. ><Кроме ><того, ><на ><генерал-прокурора ><было ><возложено ><руко­><водство ><генеральным ><межеванием, ><не ><говоря ><уж ><об ><отдельных ><менее ><значительных ><делах, ><таких, ><как, ><например, ><осушение ><болот ><под ><Петербургом. ><Расширение ><власти ><генерал-прокурора ><сказывалось ><непосредственно ><на ><его ><собственно ><надзорных ><функциях, ><опреде­><ленных ><указом ><«Должность ><генерал-прокурора», ><и ><этим ><его ><положение ><упрочивается.>

<Важным ><этапом ><в ><развитии ><прокуратуры ><стала ><губернская ><реформа ><1775 ><г. ><Она ><привела ><к ><изменениям, ><как ><организации, ><так ><и ><функций ><прокуратуры. ><Наряду ><с ><губернскими ><прокурорами ><учреждались ><должности ><губернских ><и ><уездных ><стряпчих, ><которые ><Должны ><были ><выполнять ><функции ><его ><помощников, ><причем ><прежде ><всего ><по ><судебным ><делам. ><Прокуроры ><и ><стряпчие ><должны ><были ><«быть ><взыскателями ><исполнения ><узаконений, ><наказания ><преступлению ><и ><невинности ><защитою», ><выступая ><в ><качестве ><стороны ><в ><тех ><делах, ><гражданских ><и ><уголовных, ><в ><которых ><не ><было ><истца. ><Таким ><образом, ><на ><прокуратуру ><впервые ><была ><возложена ><функция ><государственной ><адвокатуры. ><Однако ><в ><условиях ><почти ><розыскного ><характера ><следствен­><ного ><процесса ><и ><господствовавшей ><тогда ><теории ><формальных ><доказательств ><эта ><роль ><прокуроров ><и ><стряпчих ><была ><невелика.>>

<<Наибольшей ><власти ><генерал-прокуроры ><достигли ><при ><Павле ><I. ><В ><период ><его ><правления ><у ><генерал-прокурора ><сосредоточивается ><значительное ><число ><дел, ><которыми ><его ><предшественники ><и ><преемники ><никогда ><не ><занимались, ><— ><это ><дела ><о ><рекрутских ><наборах, ><о ><материально-><техническом ><снабжении ><армии ><и ><флота. ><Кроме ><того, ><в ><его ><компетенции ><находятся ><важнейшие ><финансовые ><и, ><конечно, ><судебные ><дела. ><Все ><вопросы ><он ><решает ><единолично, ><как ><правило, ><не ><вынося ><их ><на ><обсуждение ><Сената. ><В ><административной ><сфере ><генерал-прокурор, ><как ><и ><прежде, ><выступает ><фактически ><в ><качестве ><министра, ><руководит ><деятельностью ><генерал-губернаторов, ><координирует ><деятельность ><центральных ><и ><местных ><властей, ><направленную ><на ><борьбу ><с ><преступ­><ностью, ><голодом ><и ><стихийными ><бедствиями. ><Как ><полагают ><некоторые ><исследователи, ><при ><Павле ><I ><генерал-прокурор ><становится ><не ><просто ><министром, ><а ><«является ><как ><бы ><премьер-министром».><>< ><Но ><это ><исключительно ><высокое ><положение ><главы ><прокурорского ><надзора ><не ><привело ><к ><торжеству ><законности ><в ><стране. ><Скорее ><напротив, ><чем ><больше ><исполнительной ><власти ><сосредоточивалось ><в ><руках ><генерал-><прокурора, ><тем ><чаще ><он ><руководствовался ><не ><законностью, ><а ><целесо­><образностью, ><а ><надзор ><становился ><для ><него ><не ><главной ><задачей, ><а ><лишь ><одной ><из ><функций ><министерской ><власти.>

<Роль ><генерал-прокурора ><принципиально ><изменилась ><в ><1802 ><г. ><в ><связи ><с ><учреждением ><в ><России ><министерской ><системы ><управления. ><Манифестом ><об ><учреждении ><министерств ><должность ><генерал-><прокурора ><была ><соединена ><с ><должностью ><министра ><юстиции. ><Кстати, ><первым ><министром ><юстиции ><был ><назначен ><известный ><русский ><поэт ><Гавриил ><Романович ><Державин. ><Изменение ><роли ><генерал-прокурора ><происходило ><не ><столько ><в ><связи ><с ><превращением ><его ><в ><одного ><из ><министров, ><сколько ><с ><изменением ><роли ><Сената, ><который ><после ><учреждения ><министерств ><стал ><утрачивать ><свои ><политические ><и ><административные ><функции, ><превращаясь ><преимущественно ><в ><судебный ><и ><отчасти ><надзорный ><орган.>

<Местная ><прокуратура ><в ><первой ><половине ><XIX ><в. ><продолжала ><сохранять ><свое ><значение ><и ><структуру. ><Конечно, ><время ><от ><времени ><появлялись ><отдельные ><указы, ><вносившие ><изменения ><в ><законо­><дательство ><о ><прокурорском ><надзоре, ><но ><они ><касались ><частностей. ><Главное ><внимание ><губернские ><прокуроры ><в ><этот ><период ><уделяли ><просмотру ><решений ><и ><приговоров ><губернских ><судебных ><и ><админи­><стративных ><учреждений.>

<В ><связи ><с ><превращением ><Сената ><в ><преимущественно ><судебный ><орган, ><образованием ><новых ><высших ><государственных ><органов ><(Комитета ><министров ><и ><Государственного ><Совета), ><на ><которые ><надзорная ><власть ><генерал-прокурора ><не ><распространялась, ><министр ><юстиции ><потерял ><роль ><«ока ><государева». ><Из ><надзора ><за ><правительством, ><каким ><мыслился ><прокурорский ><надзор ><Петром ><Великим, ><в ><XIX ><в. ><он ><превращается ><в ><правительственный ><надзор ><за ><местными ><судебными ><и ><административными ><органами. ><В ><связи ><с ><этим ><авторитет ><прокурорской ><власти ><на ><местах ><в ><первой ><половине ><XIX ><в. ><уменьшился. ><Не ><только ><губернаторы, ><но ><и ><губернские ><«присутственные ><места» ><часто ><игнорировали ><их ><протесты ><и ><не ><присылали ><на ><проверку ><преду­><смотренные ><законом ><документы.>

<Одним ><из ><наиболее ><серьезных ><пороков ><административной ><и ><судебной ><системы ><дореформенной ><России, ><с ><которым ><была ><призвана ><бороться ><прокуратура, ><являлось ><взяточничество. ><Еще ><Екатерина ><II ><призывала ><прокуроров ><бороться ><со ><«зловредными ><взятками». ><Но ><мало ><кто ><из ><прокуроров ><решался, ><открыто ><подняться ><на ><борьбу ><с ><этим ><злом. ><Более ><того, ><по ><сообщению ><жандармских ><офицеров, ><некоторые ><губернские ><прокуроры ><и ><сами ><были ><не ><без ><греха. ><Взяточничество ><же ><в ><судах ><достигало ><в ><середине ><XIX ><в. ><таких ><размеров, ><что, ><по ><слухам, ><даже ><сам ><министр ><юстиции, ><генерал-прокурор ><граф ><В. ><К. ><Панин ><вынужден ><был ><однажды ><дать ><взятку ><в ><размере ><100 ><руб. ><(по ><тем ><временам ><большие ><деньги), ><чтобы ><ускорить ><рассмотрение ><дела ><своей ><дочери ><в ><Петербургском ><уездном ><суде.><>

<Беспомощность ><прокуратуры ><и ><низкий ><уровень ><законности ><в ><тот ><период ><обусловлены ><не ><только ><пороками ><всей ><системы ><общества ><и ><бюрократического ><аппарата ><самодержавия ><в ><целом, ><но ><и ><недостатками ><самого ><этого ><института. ><Во-первых, ><прокурорский ><надзор ><был ><подчинен ><исполнительной ><власти ><в ><лице ><одного ><из ><министров. ><Во-вторых, ><сфера ><надзора ><и ><функции ><прокуроров ><стали ><к ><тому ><времени ><столь ><обширны ><и ><неопределенны, ><что ><их ><добросовестное ><исполнение ><было ><нереально. ><Все ><это ><привело ><к ><тому, ><что ><прокуратура ><на ><протяжении ><царствования ><Александра ><I ><и ><Николая ><I ><находилась>< ><состоянии ><глубокого ><застоя ><и ><требовала, ><как ><и ><общество ><в ><целом, ><серьезных ><преобразований.>>

<<Развитие ><российской ><прокуратуры ><в ><первой ><половине ><XIX ><в. ><шло ><прежде ><всего ><в ><направлении ><совершенствования ><бюрокра­><тического ><аппарата ><надзора. ><Однако ><повышения ><уровня ><законности ><достичь ><не ><удалось. ><Только ><демократизация ><судебной ><системы ><и ><государственного ><аппарата ><в ><целом ><могла ><обеспечить ><успех ><в ><этом ><направлении. ><В ><свою ><очередь ><переход ><к ><новой ><судебной ><системе ><потребовал ><реорганизации ><прокуратуры.>

<Первым ><этапом ><судебной ><реформы ><стало ><утверждение ><в ><1862 ><г. ><Государственным ><Советом, ><а ><затем ><и ><Императором ><«Основных ><положений ><преобразования ><судебной ><части ><в ><России». ><В ><соответствии ><с ><этим ><актом ><российская ><прокуратура ><должна ><была ><полностью ><преобразиться. ><Она ><освобождалась ><от ><функций ><общего ><надзора ><с ><его ><пресловутым ><просмотром ><решений ><губернских ><учреждений. ><Надзор ><прокуратуры ><ограничивался ><исключительно ><судебной ><сферой. ><Он ><должен ><был ><заключаться ><в ><наблюдении ><за ><единообразным ><и ><точным ><соблюдением ><закона ><органами ><суда, ><следствия ><и ><исполнения ><приговора ><на ><всех ><стадиях ><уголовного ><процесса. ><Кроме ><того, ><на ><прокурора ><в ><уголовном ><процессе ><возлагалась ><новая ><функция ><— ><поддержание ><государственного ><обвинения ><в ><суде. ><В ><гражданском ><процессе ><круг ><дел, ><в ><которых ><должен ><принимать ><участие ><прокурор, ><был ><ограничен ><делами ><казны, ><лиц, ><состоящих ><под ><опекой, ><безвестно ><отсутствующих ><и ><некоторых ><других, ><нуждавшихся, ><по ><мнению ><законодателя, ><в ><особой ><защите ><со ><стороны ><закона. ><Изменялась ><и ><структура ><органов ><прокурорского ><надзора. ><Подлежала ><ликвидации ><губернская ><прокуратура, ><на ><смену ><ей ><должны ><были ><прийти ><прокуроры ><судов.>

<После ><опубликования ><«Основных ><положений ><преобразования ><судебной ><части ><в ><России» ><они ><подлежали ><всеобщему ><обсуждению, ><а ><специализированные ><комиссии ><на ><их ><основе ><стали ><готовить ><четыре ><кодекса, ><точнее ><четыре ><устава: ><Устав ><уголовного ><судопроизводства, ><Устав ><гражданского ><судопроизводства, ><Учреждение ><судебных ><установлений ><и ><Устав ><о ><наказаниях, ><налагаемых ><мировыми ><судьями. ><Уставы ><были ><приняты ><20 ><ноября ><1864 ><г. ><Главные ><принципы, ><закреп­><ленные ><в ><«Основных ><положениях», ><нашли ><в ><этих ><уставах ><свое ><развитие.>

<Прокуратура ><стала ><строиться ><на ><принципе ><единоначалия ><и ><праве ><вышестоящих ><прокуроров ><давать ><нижестоящим ><обязательные ><для ><исполнения ><указания. ><Во ><главе ><прокуратуры ><продолжал ><оставаться ><министр ><юстиции, ><он ><же ><генерал-прокурор. ><Ему ><непосредственно ><><подчинялась ><обер-прокуратура ><Сената ><и ><прокуроры ><судебных ><палат. ><Последним ><подчинялись ><прокуроры ><окружных ><судов. ><Вместо ><губернских ><и ><уездных ><стряпчих ><учреждались ><должности ><товарищей ><прокуроров. ><Все ><прокуроры ><и ><их ><товарищи ><назначались ><на ><должность ><Императором ><по ><представлению ><министра ><юстиции. ><Для ><назначения ><на ><прокурорские ><должности ><устанавливался ><образовательный ><ценз ><и ><ценз ><работы ><по ><специальности.>

<Реорганизация ><прокуратуры ><имела ><прогрессивный ><характер. ><Это ><был ><шаг ><вперед, ><по ><сравнению ><с ><пассивной ><дореформенной ><прокуратурой. ><Такая ><реорганизация ><явилась ><необходимой ><составной ><частью ><судебной ><реформы. ><Старая ><прокуратура ><не ><могла ><бы ><суще­><ствовать ><рядом ><с ><новыми ><судами ><и ><адвокатурой. ><Новая ><прокуратура ><не ><только ><стала ><противовесом ><адвокатуре, ><но ><и ><осталась ><органом, ><строго ><охраняющим ><интересы ><самодержавия, ><«государевым ><оком» ><в ><судебной ><«республике». ><Стало ><формироваться ><новое ><поколение ><прокуроров, ><которое ><вскоре ><заявило ><о ><себе ><в ><прямом ><смысле ><во ><весь ><голос. ><

<Развитие ><системы ><прокурорского ><надзора ><проходило ><во ><второй ><половине ><XIX ><— ><начале ><XX ><в. ><в ><двух ><основных ><направлениях:

><1) ><замена ><губернской ><прокуратуры ><прокуратурой ><при ><судах ><по ><мере ><проведения ><судебной ><реформы ><на ><территории ><страны;

>;><2) ><усиление ><надзора ><за ><судами ><и ><адвокатурой ><и ><наделение ><прокуратуры ><функциями ><государственного ><юрисконсульта.

><Выдвигавшиеся ><в ><этот ><период ><предложения ><о ><создании ><отдельной ><системы ><прокурорского ><надзора ><за ><административными ><органами, ><а ><также ><о ><расширении ><прав ><«судебной ><прокуратуры» ><в ><области ><общего ><надзора ><по ><образцу ><губернской, ><дореформенной ><(сторонником ><данной ><идеи ><был ><и ><А. ><Ф. ><Кони) ><успеха ><не ><имели, ><поскольку ><правительство ><все ><в ><большей ><степени ><ощущало ><целесообразность ><специализации ><прокуратуры, ><превращения ><ее ><в ><орган ><борьбы ><с ><преступностью, ><в ><представителя ><обвинительной ><власти.>

<Число ><лиц ><прокурорского ><надзора ><постоянно ><росло: ><в ><1889 ><г., ><когда ><в ><целом ><завершился ><переход ><к ><новой ><судебной ><системе, ><в ><прокуратуре ><работало ><669 ><прокуроров, ><а ><в ><1913 ><г. ><их ><было ><уже ><1170. >><Постоянно ><увеличивались ><и ><должностные ><оклады ><чиновников ><прокуратуры. ><В ><начале ><XX ><в. ><товарищи ><прокурора ><окружного ><суда ><получали ><примерно ><в ><10 ><раз ><больше, ><чем ><учителя ><народных ><школ, ><и ><в ><2 ><раза ><больше, ><чем ><земские ><врачи.>>

<<Судебная ><реформа ><принципиально ><изменила ><роль ><прокурора ><в ><уголовном ><процессе: ><из ><формального ><надзирателя ><(каким ><он ><был ><везде, ><и ><в ><том ><числе ><в ><суде ><уголовном) ><прокурор ><превратился ><в ><активного ><обвинителя ><— ><центральную ><фигуру ><в ><борьбе ><с ><преступ­><ностью. ><По ><всеобщему ><признанию, ><деятельность ><прокуратуры ><по ><уголовным ><делам ><являлась ><не ><только ><весьма ><обширной, ><но ><и ><наиболее ><важной. ><На ><мой ><взгляд, ><это ><была ><деятельность, ><с ><которой ><и ><в ><общественном ><сознании, ><и ><в ><сознании ><профессиональных ><юристов ><отождествлялось ><понятие ><прокурорского ><надзора. ><Поэтому ><и ><в ><настоящем ><сборнике ><большая ><часть ><статей ><посвящена ><деятельности ><прокуратуры ><по ><уголовным ><делам.>

<Прокуратура ><в ><результате ><судебной ><реформы ><1864 ><г. ><превратилась ><в ><обвинительную ><власть ><и ><на ><этом ><поприще ><стала ><достигать ><значительных ><успехов. ><Составители ><Судебных ><уставов ><прямо ><указывали, ><что ><уголовное ><преследование ><является ><главным ><предметом ><занятий ><современного ><прокурорского ><надзора, ><что ><«прокурор ><должен ><являться ><публичным ><обвинителем ><во ><всех ><уголовных ><делах ><и ><вести ><их ><во ><всех ><судебных ><инстанциях ><в ><качестве ><представителя ><правительства ><и ><закона».><>< ><Вместе ><с ><тем, ><возлагая ><на ><прокурора ><бремя ><обвинительной ><власти, ><законодатель ><сохранил ><за ><ним ><и ><обязанность ><надзора ><за ><законностью ><в ><судебной ><сфере, ><причем ><обе ><эти ><обязанности ><— ><«обвинителя ><и ><блюстителя ><закона, ><шли ><рука ><об ><руку». >< >><Особенно ><ярко ><это ><проявлялось ><на ><стадии ><предварительного ><следствия, ><когда ><прокурор, ><возбуждая ><уголовное ><дело, ><становился ><одновременно ><и ><стороной ><в ><процессе, ><и ><надзирателем, ><руководящим ><действиями ><следователя. ><. >><Кстати, ><недостатки ><такого ><положения, ><прежде ><всего ><для ><следствия, ><неоднократно ><являлись ><предметом ><критики ><в ><юридической ><литературе ><и ><практике.>

<Сочетание ><обвинительной ><и ><надзорной ><функции ><в ><лице ><прокурора ><превращало ><его ><в ><хозяина ><процесса ><на ><стадии ><предварительного ><расследования. ><Производство ><всех ><дознаний ><происходило ><под ><руководством, ><а ><иногда ><и ><при ><участии ><прокуроров. ><Прокуроры ><претендовали ><на ><практике ><даже ><на ><то, ><чтобы ><лично ><определять, ><кому ><из ><полицейских ><чиновников ><поручить ><дознание.><Потребовалось ><специальное ><определение ><Сената, ><которое ><запрещало ><им ><требовать, ><чтобы ><уездные ><начальники, ><полицмейстеры ><и ><их ><помощники ><лично ><исполняли ><поручения ><прокуроров ><по ><производству ><дознаний ><и ><следствий ><по ><уголовным ><делам. ><Зато ><прокурорам ><было ><предоставлено ><право ><давать ><непосредственные ><поручения ><чинам ><сыскных ><отделений ><в ><отношении ><производства ><розыска.><>

<Руководящая ><роль ><прокурора ><при ><производстве ><предварительного ><следствия ><закреплялась ><прежде ><всего ><в ><ст. ><281 ><Устава ><уголовного ><судопроизводства, ><которая ><обязывала ><следователя ><«исполнять ><законные ><требования ><прокурора ><или ><его ><товарища, ><с ><отметкою ><в ><протоколах, ><какие ><именно ><меры ><приняты ><по ><его ><требованию». ><На ><практике ><эта ><норма ><вызвала ><много ><споров ><и ><толковалась ><по-разному. ><Большинство ><исследователей ><приходили ><к ><выводу, ><что ><незаконные ><требования ><прокурора ><не ><должны ><ни ><в ><коей ><мере ><исполняться ><следователем.><>< ><Но ><по ><вопросу ><о ><том, ><все ><ли ><законные ><требования ><прокурора ><обязательны ><к ><исполнению ><или ><только ><те, ><которые ><следователь ><сочтет ><обоснованными, ><существовали ><разногласия. ><Зависимость ><следователей ><от ><прокуроров ><закреплялась ><также ><в ><некоторых ><статьях ><Учреждения ><судебных ><установлений. ><Так, ><в ><соответствии ><со ><ст. ><213 ><следователи ><назначались ><на ><должности ><по ><представлениям ><прокуроров ><окружных ><судов; ><представления ><прокурора ><нередко ><было ><достаточно ><для ><перевода ><следователя ><из ><одного ><округа ><в ><другой.>

<После ><окончания ><следствия ><следователь ><передавал ><дело ><прокурору ><для ><начала ><следующей ><стадии ><процесса ><— ><предания ><обвиняемого ><суду. ><Устав ><уголовного ><судопроизводства ><предоставлял ><прокурору ><право ><требовать ><дополнения ><следствия, ><признанного ><следователем ><оконченным, ><независимо ><от ><того, ><передавал ><ли ><он ><его ><в ><суд ><для ><рассмотрения, ><или ><предлагал ><прекратить ><его ><за ><отсутствием ><признаков ><преступления ><или ><по ><другим ><основаниям. ><Заключение ><прокурора ><о ><предании ><обвиняемого ><суду ><излагалось ><><><форме ><обвинительного ><акта. ><Содержанию ><и ><форме ><этого ><акта ><специально ><посвящена ><помещенная ><ниже ><статья ><В. ><И. ><Жуковского. ><Обвинительный ><акт ><прокурор ><представлял ><в ><судебную ><палату ><по ><делам, ><по ><которым ><проводилось ><следствие. ><Если ><палата ><соглашалась ><с ><обвинительным ><актом, ><то ><в ><соответствии ><с ><ее ><определением ><дело ><направлялось ><в ><окружной ><суд ><для ><рассмотрения.>>

<<Наибольшую ><известность ><и ><авторитет ><прокуроры ><приобрели ><в ><качестве ><государственных ><обвинителей ><в ><суде. ><Одним ><из ><аргументов ><противников ><судебной ><реформы ><было ><указание ><на ><отсутствие ><опытных ><судебных ><ораторов. ><Но ><уже ><в ><первые ><годы ><деятельности ><новых ><судов ><развеялись ><все ><страхи ><и ><опасения ><на ><этот ><счет. ><В ><обществе ><стали ><известны ><имена ><не ><только ><выдающихся ><адвокатов, ><но ><и ><талантливых ><прокуроров, ><таких, ><как ><С. ><А. ><Андреевский, ><М. ><Ф. ><Громницкий, ><В. ><И. ><Жуковский, ><А. ><Ф. ><Кони, ><Н. ><В. ><Муравьев ><и ><др. ><Это еще раз доказывало, что><> ><«отцы» ><судебной ><реформы ><стремились ><к ><тому, ><чтобы ><прокурор ><предстал ><в ><процессе ><как ><«говорящий ><публично ><судья».>

<Судебные ><уставы, ><казалось ><бы, ><создали ><близкий ><к ><идеальному ><тип ><государственного ><обвинителя, ><который, ><как ><отмечал ><А. ><Ф. ><Кони, ><восприняв ><лучшие ><черты ><французского ><прокурора, ><смягчил ><их ><в ><духе ><русской ><дореформенной ><прокуратуры, ><соединявшей ><в ><себе ><функции ><«блюстителя ><закона», ><«взыскателя ><наказания» ><и ><«защитника ><невин­><ности». ><Но ><после ><того ><как ><прошла ><эйфория ><первых ><пореформенных ><лет ><и ><рутинное ><болото ><стало ><затягивать ><новые ><суды, ><выяснилось ><однако ><(как ><бы ><там ><ни ><говорилось ><в ><уставах, ><что ><прокуроры, ><как ><и ><адвокаты, ><выступают ><представителями ><правосудия, ><стремясь ><не ><к ><победе, ><а ><к ><уста­><новлению ><истины), ><что ><обвинители ><— ><обвиняют, ><а ><защитники ><— ><защищают. ><С ><годами ><поляризация ><сторон ><в ><судебном ><заседании ><стала ><все ><более ><ощутимой. ><Значительная ><доля ><ответственности ><за ><это ><ложилась ><на ><прокуратуру ><и ><Министерство ><юстиции. ><Негативное ><моральное ><воздействие ><на ><лиц ><прокурорского ><надзора ><оказывало ><их ><участие ><в ><расследовании ><и ><обвинении ><по ><политическим ><делам, ><в ><ходе ><><которых ><во ><имя ><достижения ><цели ><не ><брезговали ><не ><только ><тенден­><циозным ><подбором ><свидетелей, ><искаженным ><и ><односторонним ><освещением ><событий ><преступления, ><но ><в ><некоторых ><случаях ><и ><нарушением ><законов. ><На ><смену ><«говорящему ><судье» ><пришел ><новый ><тип ><обвинителя ><— ><«говорящий ><жандарм».>

<С ><момента ><своей ><реорганизации ><после ><1864 ><г. ><прокуратура ><стала ><одним ><из ><главных ><звеньев ><в ><государственном ><аппарате ><борьбы ><с ><революционным ><движением ><в ><стране. ><В ><соответствии ><со ><ст. ><1034 ><Устава ><уголовного ><судопроизводства ><судебное ><преследование ><по ><государственным ><преступлениям ><возлагалось ><на ><прокуроров ><судебных ><палат, ><которым ><все ><должностные ><и ><частные ><лица ><должны ><были ><немедленно ><сообщать ><все ><сведения ><о ><государственных ><преступлениях. ><Составлять ><обвинительный ><акт ><и ><поддерживать ><обвинение ><в ><суде ><должны ><были ><по ><государственным ><преступлениям ><прокуроры ><судебных ><палат, ><обер-прокуроры ><Сената, ><министр ><юстиции ><или ><его ><товарищ. ><Особую ><роль ><в ><борьбе ><с ><государственными ><преступлениями ><должна ><была ><играть ><и ><военная ><прокуратура, ><созданная ><в ><соответствии ><с ><Военно-судебным ><уставом ><1867 ><г. ><Изменения ><в ><порядок ><рас­><следования ><политических ><дел ><были ><внесены ><в ><1871 ><г. ><утвержденными ><Императором ><«Правилами ><о ><порядке ><действий ><чинов ><корпуса ><жандармов ><по ><исследованию ><преступлений». ><Эти ><«Правила» ><наделили ><жандармских ><офицеров ><правом ><проведения ><дознания ><по ><политическим ><делам, ><которое, ><по ><сути, ><являлось ><следствием. ><Но ><при ><проведении ><дознания ><присутствие ><прокурора ><было ><обязательным. ><Прекратить ><такое ><дознание ><мог ><лишь ><министр ><юстиции ><по ><согласованию ><с ><шефом ><жандармов, ><при ><этом ><им ><обоим ><в ><соответствии ><со ><ст. ><29 ><«Правил» ><предоставлялось ><право ><решения ><дел ><в ><административном ><порядке. ><Эта ><статья ><дала ><правительству ><возможность ><в ><течение ><33 ><лет ><(1871—1904) ><направлять ><участников ><революционного ><движения ><в ><ссылку ><и ><высылку ><внесудебным ><порядком. ><Таким ><образом, ><генерал-прокурор ><играл, ><по ><существу, ><одну ><из ><главных ><ролей ><во ><внесудебной ><расправе ><с ><полити­><чески ><неблагонадежными ><и ><инакомыслящими ><подданными. ><Прокура­><тура ><сотрудничала ><с ><органами ><Министерства ><внутренних ><дел ><не ><только ><при ><осуществлении ><уголовно-процессуальных ><действий, ><преду­><смотренных ><законом, ><но ><и ><способствовала ><им ><в ><оперативно-розыскной ><работе. ><Прокурорский ><надзор ><в ><некоторых ><случаях ><санкционировал ><незаконные ><обыски ><и ><аресты. ><Все ><это ><было ><доказано ><Чрезвычайной ><комиссией ><Временного ><правительства.>

<Прокуроры, ><специализировавшиеся ><по ><политическим ><делам, в><>< ><конце ><XIX ><— ><начале ><XX ><в. ><составляли ><костяк ><руководства ><и ><Мини><><стерства ><юстиции, ><и ><Министерства ><внутренних ><дел. ><Выступая ><в ><судах, ><предъявляя ><и ><поддерживая ><государственное ><обвинение, ><они, ><как ><правило, ><занимали ><бескомпромиссную, ><решительную ><позицию ><в ><борьбе ><с ><революционным ><движением. ><Вместе ><с ><тем ><нельзя ><не ><отметить ><и ><положительного ><влияния ><прокурорского ><надзора ><за ><расследованием ><политических ><дел. ><Несмотря ><на ><некоторые ><нарушения ><или ><вольное ><толкование ><закона ><самими ><прокурорами, ><факт ><их ><присутствия ><при ><дознании ><и ><следствии ><объективно ><носил ><прогрес­><сивный ><характер ><и ><в ><целом, ><безусловно, ><являлся ><сдерживающим ><фактором ><против ><произвола ><жандармских ><и ><полицейских ><органов.>>

<<Судебные ><уставы ><1864 ><г. ><ограничили ><сферу ><прокурорского ><надзора ><в ><гражданском ><процессе, ><а ><также ><изменили ><методы ><его ><осуществления, ><что ><наряду ><с ><возрастанием ><роли ><прокурора ><в ><уголовном ><процессе ><привело ><на ><практике ><к ><превращению ><этого ><направления ><прокурорского ><надзора ><во ><второстепенное. ><Судебные ><уставы ><обязали ><прокурора ><участвовать ><в ><процессе ><только ><по ><некоторым ><категориям ><гражданских ><дел: ><по ><делам ><казны, ><земских ><и ><городских ><учреждений, ><безвестно ><отсутствующих ><лиц, ><несовершеннолетних ><и ><иных ><лиц, ><состоящих ><под ><опекой, ><т. ><е. ><по ><тем ><делам, ><которые, ><по ><мысли ><законодателя, ><должны ><состоять ><под ><особым ><покровительством ><закона ><вследствие ><неравноправности ><сторон.>

<Даже ><этому ><ограниченному ><кругу ><дел ><прокуратура ><на ><практике ><не ><могла ><уделять ><должного ><внимания. ><С ><навязанной ><уставами ><ролью ><юрисконсульта ><гражданского ><суда ><прокуроры ><справлялись, ><как ><правило, ><плохо, ><поскольку, ><отдавая ><большую ><часть ><времени ><и ><сил ><делам ><уголовным ><и ><лишь ><эпизодически ><участвуя ><в ><делах ><гражданских, ><они ><гораздо ><хуже ><членов ><гражданского ><суда ><знали ><цивилистику ><и ><практически ><не ><имели ><времени ><на ><знакомство ><с ><материалами ><дела. ><Поэтому ><невольно ><многие ><прокуроры ><вынуждены ><были ><относиться ><к ><своим ><обязанностям ><формально, ><так ><же ><воспринимали ><эти ><обязанности ><суд ><и ><другие ><участники ><процесса. ><Несмотря ><на ><то ><что ><вопрос ><о ><роли ><прокурора ><в ><гражданском ><процессе ><требовал ><решения ><и ><неоднократно ><обсуждался ><в ><разных ><комиссиях, ><Министерство ><юстиции ><не ><торопилось ><сделать ><решительный ><шаг ><в ><данном ><направлении. ><Два ><года ><обсуждался ><в ><Государственной ><Думе ><и ><в ><Государственном ><Совете ><законопроект ><по ><этому ><вопросу ><и, ><наконец, ><был ><утвержден ><Императором ><9 ><мая ><1911г. ><Государственная ><Дума ><освободила ><суд ><и ><прокуроров ><от ><бесполезной ><процедуры ><заключений ><по ><большей ><части ><гражданских ><дел. ><В ><соответствии ><с ><данным ><законом ><прокурорские ><заключения ><сохранялись ><лишь ><в ><следующих ><случаях: ><по ><вопросам ><о ><пререканиях ><между ><судебными ><и ><правитель><ственными ><установлениями;>

— <по ><спорам ><о ><подлоге ><документов ><и ><вообще ><в ><случаях, ><когда в><>< ><гражданском ><деле ><обнаруживаются ><обстоятельства, ><подлежащие ><рассмотрению ><суда ><уголовного;>

— <по ><делам ><брачным ><о ><законности ><рождения, ><когда ><в ><них ><нет ><ответчика;>

— <по ><делам ><о ><взыскании ><вознаграждения ><за ><вред ><и ><убытки, ><причиненные ><распоряжениями ><должностных ><лиц ><административного ><ведомства ><и ><служащих ><по ><выборам, ><а ><также ><о ><взыскании ><убытков ><с ><чинов ><судебного ><ведомства.>

<Таким ><образом, ><анализ ><прокурорского ><надзора ><по ><гражданским ><делам ><пореформенной ><России ><показывает, ><что ><значение ><этого ><направления ><надзора ><не ><возрастало, ><а ><уменьшалось.>

<ФФ Ф>><Функции ><и ><структура ><прокуратуры ><в ><России ><не ><оставались ><неизменными фактически до середины XIX века.

><Коренная ><реорганизация ><произошла ><в ><связи ><с ><судебной ><реформой ><1864 ><г., ><которая ><превратила ><прокуратуру ><в ><организацию ><обвинительной ><власти, ><но ><вопреки ><логике ><реформы ><сохранила ><за ><ней ><в ><значительной ><мере ><и ><надзорную ><власть ><в ><уголовных, ><гражданских ><и ><даже ><административных ><делах.

Вопрос № 3.>>< Становление >< организационной >< структуры >< прокурорской >< системы в СССР. >

<>После <упразднения ><Российской ><прокуратуры ><24 ><ноября ><1917 ><г. ><декретом ><Совета ><Народных ><Комиссаров «><О ><суде» >\ >><прокуратуры ><как ><института ><в ><течение ><ряда ><лет ><не >существовало. <Она ><была ><воссоздана ><в ><новом ><виде ><с ><принятием ><Положения ><о ><прокуратуре ><28 ><мая ><1922 ><г. ><III ><сессией ><ВЦИК. ><

<>Первоначально <прокуратура ><являлась ><отделом ><Наркомю><ста ><РСФСР, ><но ><ее ><органы ><имели ><вертикальное ><подчинение. ><>Структура <отдела ><прокуратуры ><была ><установлена ><Положения ><ем ><о ><Народном ><комиссариате ><юстиции ><(Декрет ><ВЦИК ><от ><1> февраля< ><1923 ><г.)>><. ><В ><него ><входили:

><1) ><подотдел ><общего ><управлений ><и ><личного ><состава ><прокурорского ><надзора;

><2) ><подотдел ><>общего< ><надзора;

><3) ><подотдел ><надзора ><за ><органами ><следствия,> дознания< ><и ><


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: