Прежде чем описать это значение, рассмотрим еще одно важное понятие «инфраструктура» и раскроем его содержание. Инфраструктура — такая подсистема экономики, которая создает и реализует общие условия, необходимые для нормальной деятельности всех сфер общественного производства и жизни населения. В ее состав входят: транспорт (функционирующий вне сферы производства), энергетика и связанные с ней обустройства, системы связи, коммунальное хозяйство, образование, наука, здравоохранение, сети ирригации, плотины, природоохранные, рекреационные объекты и др.
14 \
Термин «инфраструктура» произошел от латинских слов «infra» — ниже и «structure» — строение и употребляется для обозначения тех составных частей экономики, которые служат для нормального функционирования экономической системы в целом.
Транспорт является важнейшей составляющей инфраструктуры. Недооценка роли транспорта всегда отрицательно отражается на социально-экономическом развитии страны. Являясь частью инфраструктуры, транспорт «физически» обеспечивает обмен товарами. Как субъект рынка транспорт продает свои услуги по перемещению грузов и пассажиров. Ведь процесс производства продукции можно считать законченным, если эта продукция доставлена потребителю. Доля транспортных издержек в конечной цене продукции достигает 15-20%, но может быть и выше. Авторы многих отечественных изданий, в том числе и учебной литературы, характеризуя результаты работы транспорта, нередко используют термин «транспортная продукция», которая якобы создается и потребляется в процессе перевозок грузов и пассажиров. Использование этого термина не правомерно. В законодательстве Российской Федерации нет ни одного документа, рассматривающего транспортную деятельность иначе, чем услуга. Прежде всего транспорт не производит новой вещественной продукции, а лишь оказывает услуги по ее продвижению в сфере обращения. Услуги транспорта в отличие от вещественной продукции невозможно накапливать и отделять от конкретных объектов перевозки — грузов или пассажиров. Однако и здесь имеются существенные особенности. Так, если после транспортировки груза его стоимость возрастает на величину, равную тарифной плате за перевозку, то после доставки пассажира такого же вывода сделать нельзя, поскольку человек не имеет стоимости. Перевод российской экономики на рельсы рыночного хозяйствования означает усиление ориентации на потребителя и требует от транспорта наряду со снижением его перевозочных затрат ценовой доступности, регулярности, ритмичности и безопасности экономических связей, складывающихся между изготовителями и потребителями продукции. Практика показывает, что экономические потери, вызываемые низким уровнем транспортного обслуживания или дефицитом провозных возможностей транспорта, как правило, выше затрат, необходимых для повышения этого уровня или ликвидации указанного дефицита.
|
|
|
|
;' Транспорт имеет большое социальное значение, поскольку по-4 зволяет удовлетворять одну из важнейших человеческих потреб-■°\ ностей — потребность в перемещениях.
Рассматривая позитивные факторы развития транспорта, следует также упомянуть о его негативных факторах и прежде всего о вредном воздействии на окружающую среду. Так, доля транспорта в общем выбросе вредных веществ в атмосферу и водную среду оценивается примерно в 80%. Транспорт отнимает значительные площади земельных угодий. Зоны эксплуатации транспортных средств нередко таят в себе опасности для жизни и здоровья людей.
ижевский техникум жеТпезнодото*!нШГ транспорт*, филиал самгупе БИБЛИОТЕКА _------------- ~ - - 7 Ч 1? ИНВЕН. Л/г " /А/ | ||||||||
Автобусы | Трамваи | Троллейбусы 1 | Речные суда | Наземные городские железные дороги | Метрополитен | Канатно-подвесные дороги | Монорельсовые дороги | |
t т |
1 Т
Муниципальные общего пользования транспортные средства
и системы
$
1.3. Понятие о единой транспортной',.
\ системе страны
Единая транспортная система (ETC) представляет собой совокупность всех взаимодействующих видов транспорта, удовлетворяющих экономические и социальные потребности страны в перевозках. Структура транспортной системы страны представлена на рис. 9. Базовой основой ETC является сеть путей сообщения — железнодорожных, автодорожных, водных, трубопроводных, воздушных.
Их общая протяженность в России превышает 2 млн. км. Почти 75% этой протяженности приходится на автодорожный и воздушный транспорт. Доли других видов транспорта не столь значительны. Так, суммарная доля магистральных железных дорог и подъездных железнодорожных путей равна 9%.
В транспортный комплекс страны наряду с взаимодействующими видами транспорта входят также предприятия транспортного машиностроения, транспортного строительства, транспортно-эк-спедиторские фирмы, а также структуры по подготовке и переподготовке кадров, проведению проектных и научно-исследовательских работ для нужд транспорта. Каждый вид транспорта занимает определенную долю в общей структуре перевозок. Величина этой доли определяется спросом на перевозки, но также зависит от их качества, надежности и регулярности.
Вместе с тем ни один вид транспорта нельзя признать полностью монопольным, поскольку в определенных пунктах своей сети он, как правило, стыкуется с другими видами транспорта, которые обеспечивают продолжение перевозок людей и грузов
Железнодорожный |
Железнодорожный
1 § |
Автомобильный |
Автомобильный
Конвейерный |
Внутренний
Р И 5 01 |
Виды транспорта |
водный (речной, озерный)
Трубопроводный |
Канатно-подвесной |
Морской
Воздушный
Воздушный |
Трубопроводный
Космический |
Высоковольтные
линии электропередач
Транспортные средства
личного и коллективного
пользования
Средства гужевого транспорта |
Автомобили и автобусы |
Легкие самолеты и вертолеты |
Маломерные
речные и морские
суда
Рис. 9. Структурная схема видов транспорта
до конечного пункта их назначения. Например, чтрбы отправить
железнодорожным, водным или
ы^-) тран4 -зд1Ть в подч Jjxgej^npo |
либо груз, его сначала нужно
спортом к станции или порту отправлЧЖйУЁЗ^Яу
вижной состав, в котором перевозка этопУ_груза
|
|
Вх.Г'~' °Г
\ч |
должена. Автомобильный транспорт, пожалуй, единственный вид транспорта, который обеспечивает доставку грузов и пассажиров по принципу «от двери до двери». Однако следует иметь в виду, что автомобильный транспорт является наземным видом транспорта, и эффективность его использования во многом зависит от дальности перевозок. Иными словами, ETC предполагает комбинированное использование различных видов транспорта на основе их технологического взаимодействия. Общность различных видов транспорта проявляется также в сочетании технических параметров используемых видов подвижного состава, габаритов и весовых характеристик перевозимых грузов, возможностей их эффективного размещения и крепления на транспортных средствах. Широкое развитие контейнерных, контрейлерных, паромных перевозок, создание судов класса «река-море» послу-жило активному объединению видов транспорта в ETC. Различные виды транспорта функционируют в едином экономическом и правовом пространстве, поэтому необходима взаимоувязка и согласование их тарифной политики, а также нормативно-правовой базы. Кроме того, все взаимодействующие виды транспорта испытывают на себе функции государственного регулирования их деятельности как в масштабах страны, так и на региональном уровне.