Социально-экономическое значение транспорта

Прежде чем описать это значение, рассмотрим еще одно важное понятие «инфраструктура» и раскроем его содержание. Инфра­структуратакая подсистема экономики, которая создает и реализует общие условия, необходимые для нормальной деятель­ности всех сфер общественного производства и жизни населе­ния. В ее состав входят: транспорт (функционирующий вне сферы производства), энергетика и связанные с ней обустройства, систе­мы связи, коммунальное хозяйство, образование, наука, здравоох­ранение, сети ирригации, плотины, природоохранные, рекреацион­ные объекты и др.

14 \


Термин «инфраструктура» произошел от латинских слов «infra» — ниже и «structure» — строение и употребляется для обозначе­ния тех составных частей экономики, которые служат для нормального функционирования экономической системы в целом.

Транспорт является важнейшей составляющей инфраструкту­ры. Недооценка роли транспорта всегда отрицательно отража­ется на социально-экономическом развитии страны. Являясь частью инфраструктуры, транспорт «физически» обеспечивает обмен товарами. Как субъект рынка транспорт продает свои ус­луги по перемещению грузов и пассажиров. Ведь процесс про­изводства продукции можно считать законченным, если эта про­дукция доставлена потребителю. Доля транспортных издержек в конечной цене продукции достигает 15-20%, но может быть и выше. Авторы многих отечественных изданий, в том числе и учебной литературы, характеризуя результаты работы транс­порта, нередко используют термин «транспортная продукция», которая якобы создается и потребляется в процессе перевозок грузов и пассажиров. Использование этого термина не право­мерно. В законодательстве Российской Федерации нет ни одного документа, рассматривающего транспортную деятельность ина­че, чем услуга. Прежде всего транспорт не производит новой ве­щественной продукции, а лишь оказывает услуги по ее продви­жению в сфере обращения. Услуги транспорта в отличие от вещественной продукции невозможно накапливать и отделять от конкретных объектов перевозки — грузов или пассажиров. Однако и здесь имеются существенные особенности. Так, если после транспортировки груза его стоимость возрастает на вели­чину, равную тарифной плате за перевозку, то после доставки пассажира такого же вывода сделать нельзя, поскольку человек не имеет стоимости. Перевод российской экономики на рельсы рыночного хозяйствования означает усиление ориентации на потребителя и требует от транспорта наряду со снижением его перевозочных затрат ценовой доступности, регулярности, рит­мичности и безопасности экономических связей, складывающих­ся между изготовителями и потребителями продукции. Практика показывает, что экономические потери, вызываемые низким уровнем транспортного обслуживания или дефицитом провоз­ных возможностей транспорта, как правило, выше затрат, необ­ходимых для повышения этого уровня или ликвидации указан­ного дефицита.


;' Транспорт имеет большое социальное значение, поскольку по-4 зволяет удовлетворять одну из важнейших человеческих потреб-■°\ ностей — потребность в перемещениях.

Рассматривая позитивные факторы развития транспорта, следует также упомянуть о его негативных факторах и прежде всего о вред­ном воздействии на окружающую среду. Так, доля транспорта в об­щем выбросе вредных веществ в атмосферу и водную среду оценивает­ся примерно в 80%. Транспорт отнимает значительные площади земельных угодий. Зоны эксплуатации транспортных средств неред­ко таят в себе опасности для жизни и здоровья людей.


ижевский техникум жеТпезнодото*!нШГ транспорт*, филиал самгупе БИБЛИОТЕКА _------------- ~ - - 7 Ч 1? ИНВЕН. Л/г " /А/  
  Автобусы Трамваи Троллейбусы 1 Речные суда Наземные городские железные дороги Метрополитен Канатно-подвесные дороги Монорельсовые дороги
                 
t т

1 Т

Муниципальные общего пользования транспортные средства

и системы



$


1.3. Понятие о единой транспортной',.
\ системе страны

Единая транспортная система (ETC) представляет собой совокуп­ность всех взаимодействующих видов транспорта, удовлетворяю­щих экономические и социальные потребности страны в перевоз­ках. Структура транспортной системы страны представлена на рис. 9. Базовой основой ETC является сеть путей сообщения — желез­нодорожных, автодорожных, водных, трубопроводных, воздушных.

Их общая протяженность в России превышает 2 млн. км. По­чти 75% этой протяженности приходится на автодорожный и воздушный транспорт. Доли других видов транспорта не столь значительны. Так, суммарная доля магистральных железных до­рог и подъездных железнодорожных путей равна 9%.

В транспортный комплекс страны наряду с взаимодействующи­ми видами транспорта входят также предприятия транспортного машиностроения, транспортного строительства, транспортно-эк-спедиторские фирмы, а также структуры по подготовке и перепод­готовке кадров, проведению проектных и научно-исследовательс­ких работ для нужд транспорта. Каждый вид транспорта занимает определенную долю в общей структуре перевозок. Величина этой доли определяется спросом на перевозки, но также зависит от их качества, надежности и регулярности.

Вместе с тем ни один вид транспорта нельзя признать полно­стью монопольным, поскольку в определенных пунктах своей сети он, как правило, стыкуется с другими видами транспорта, которые обеспечивают продолжение перевозок людей и грузов


Железно­дорожный

Железно­дорожный

1 §
Автомобильный

Автомобильный

Конвейерный

Внутренний

Р И 5 01
Виды транспорта

водный (речной, озерный)

Трубопроводный
Канатно-подвесной

Морской

Воздушный

Воздушный

Трубопроводный

Космический

Высоковольтные

линии электропередач

Транспортные средства

личного и коллективного

пользования

Средства гужевого транспорта
Автомобили и автобусы
Легкие самоле­ты и вертолеты

Маломерные

речные и морские

суда

Рис. 9. Структурная схема видов транспорта

до конечного пункта их назначения. Например, чтрбы отправить

железнодорожным, водным или

ы^-) тран4 -зд1Ть в подч Jjxgej^npo

либо груз, его сначала нужно

спортом к станции или порту отправлЧЖйУЁЗ^Яу

вижной состав, в котором перевозка этопУ_груза

Вх.Г'~' °Г


       
   
 
 

должена. Автомобильный транспорт, пожалуй, единственный вид транспорта, который обеспечивает доставку грузов и пассажиров по принципу «от двери до двери». Однако следует иметь в виду, что автомобильный транспорт является наземным видом транс­порта, и эффективность его использования во многом зависит от дальности перевозок. Иными словами, ETC предполагает ком­бинированное использование различных видов транспорта на ос­нове их технологического взаимодействия. Общность различных видов транспорта проявляется также в сочетании технических па­раметров используемых видов подвижного состава, габаритов и весовых характеристик перевозимых грузов, возможностей их эффективного размещения и крепления на транспортных сред­ствах. Широкое развитие контейнерных, контрейлерных, паро­мных перевозок, создание судов класса «река-море» послу-жило активному объединению видов транспорта в ETC. Различные виды транспорта функционируют в едином экономическом и пра­вовом пространстве, поэтому необходима взаимоувязка и согла­сование их тарифной политики, а также нормативно-правовой базы. Кроме того, все взаимодействующие виды транспорта ис­пытывают на себе функции государственного регулирования их деятельности как в масштабах страны, так и на региональном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: