Гештальт младенчества

Можно выделить три группы качеств, свойственных детенышам высших животных, у которых

есть поведение заботы о потомстве, составляющие три компонента гештальта младенчества:

1. Физические свойства. К ним относятся особенности внешнего вида детенышей, их запах,

голосовые реакции. Во внешнем виде выделяются пропорции частей тела (крупная по сравнению с

телом голова, короткая шея, короткие и толстые конечности, общие округлые формы, соотношение

толщины и длины тела) и лицевой части(высокий выпуклый лоб, большие, направленные вперед глаза,

маленький нос, губы и подбородок, выпуклые щеки, маленькие, низкорасположенные уши), а также

цветовая гамма (у некоторых животных окраска детенышей отличается от взрослой; для человека

характерны чистые, пастельные тона кожи, яркие контрасты частей лица — румянец, яркие глаза и

ресницы, губы). У детенышей отличный от взрослых запах, имеющий сходство у всех млекопитающих.

Голосовые реакции детенышей имеют наиболее сходные межвидовые характеристики и устойчиво

вызывают ориентировочную реакцию и стремление к контакту, купирование агрессии практически у

всех взрослых животных. Однако полноценное поведение родительского типа не всегда проявляется у

взрослых животных. Иногда оно изменено за счет прошлого опыта и выражается в растерянности,

страхе, иногда агрессии. При полноценном развитии детеныши вызывают ярко выраженные

положительные эмоции, стремление к контакту, охране и т.п. При этом реакция взрослых особей тем

сильнее, чем интенсивнее выражены эти качества независимо от того, к какому виду принадлежит

детеныш. Считается, что наиболее выраженными младенческими качествами обладает человеческий

ребенок. По отношению к нему элементы родительского поведения со стороны взрослых животных

разных видов наиболее выражены. У ребенка к этому компоненту гештальта младенчества относятся

улыбка и взгляд в глаза, особенности структуры речи (гуление, лепет, построение слов и фраз).

2. Поведенческие особенности. Структура и динамика движений детенышей отличаются от

таковых у взрослых особей. Они замедленны, неловки, недостаточно координированы, неадекватны по

интенсивности окружающей среде и задачам деятельности. С этим связаны особенности прикосновений

младенцев к взрослым особям и явно приятные переживания последних. К поведенческим

особенностям относятся инфантильные позы, которые выражают отличную от взрослых роль детеныша

во взаимодействии. Эти позы стимулируют взрослых к оказанию поддержки, провоцируют

покровительство, у многих животных — поведение кормления. Некоторые инфантильные позы и

движения входят в ритуальные средства общения и брачные игры у птиц и млекопитающих. Их

назначение — купировать агрессию, стимулировать покровительство, в брачных ритуалах некоторых

птиц — самец осуществляет по отношению к самке поведение кормления

3. Инфантильная результативность. К ней относятся результаты жизнедеятельности и поведения

детенышей, которые отличны от таковых у взрослых. Можно выделить три уровня инфантильной

результативности:

— результаты физиологического функционирования ребенка: кряхтение, звуки удовольствия,

сопение, чавканье, пускание слюней и т.п., которые имеют отличие от таковых у взрослых особей и по

отношению к детенышу вызывают положительно-эмоциональную реакцию и поведение,

обеспечивающее его физический комфорт (вылизывание и т.п.);

— результаты инфантильного стиля движений: прикосновения особого характера, звуки,

мимические выражения при контакте, не такая, как у взрослых, реакция на достигнутый результат

(восторг, бурная радость и т.п.), на общение со взрослым, на контакт после дискомфорта (всхлипывания

с придыханием, которое присуще практически всем млекопитающим и вызывает очень яркую

эмоциональную реакцию взрослых), а также игровое поведение детенышей;

— инфантильный продукт деятельности: этот уровень инфантильной результативности

наибольшее значение имеет у человека, однако его можно обнаружить и на более ранних стадиях

развития: результаты деятельности детенышей отличны от взрослых по качеству, они менее

совершенны, часто вообще непригодны «для употребления» и никому не нужны (детеныши хищных,

участвуя в охоте взрослых, не способствуют успешности охоты, гнездо, построенное

полуторагодовалым детенышем антропоидов, непригодно для ночлега, а продукты игровой,

конструктивной и т.п. деятельности человеческих детей не только не нужны, но еще требуют для себя

дополнительных затрат от взрослых).

Все компоненты гештальта младенчества имеют возрастную динамику. В каждом возрасте они

представлены в разной пропорции и разные по качеству Поведение взрослых соответствует этим

возрастным особенностям, что обеспечивает своевременный переход от операций ухода к игровой

деятельности, включению детенышей в деятельность взрослых, переход от ограничения активности к

сепарации и предоставления самостоятельности. У приматов статус детенышей, обеспечивающий им

особое отношение всех членов группы, ограничен двумя месяцами у низших и двумя годами у

человекообразных Интенсивное поведение няньчания вызывают у антропоидов детеныши до года,

снисхождение и игровое поведение — до двух-трех лет, а на четвертом году они уже полностью

лишены всех привилегий. У человека гештальт младенчества сохраняется дольше всех, а второй и

третий его компоненты наиболее разнообразны.

В этологии и психологии есть интерпретация значения этой стимуляции как с эволюционной

позиции, так и в отношении переживаний самих взрослых особей. Эволюционное значение гештальта

младенчества позволяет взрослым отнести детеныша к «детской группе» и не ожидать от него

поведения, соответствующего «правилам поведения» в сообществе. Кроме того, младенческая

стимуляция купирует агрессию и обеспечивает проявление покровительства, если детеныш оказался без

надзора матери. Для самой матери стимуляция от детеныша обеспечивает стимуляцию ее активности и

направляет ее поведение нужным образом. Y. Gewirtz отмечает, что стимуляция от ребенка служит

подкреплением для взрослого, информируя его о хорошем самочувствии ребенка, его привязанности к

взрослому, успешности выполнения взрослым родительских функций.

Гештальт младенчества является комплексным ключевым раздражителем, который вызывает у

взрослых особей множество разнообразных переживаний и стремление к их возобновлению и

сохранению. Однако эти качества не существуют в природе сами по себе, они принадлежат конкретным

носителям — детенышам. Но детеныш обладает этими характеристиками в разном возрасте по-разному,

кроме того, каждый раз в индивидуальных вариантах. Поэтому совпадение переживаний взрослых с

задачами развития детеныша не может быть обеспечено раз и навсегда зафиксированными

поведенческими и эмоциональными реакциями первых. Необходим гибкий инструмент, позволяющий

изменять эмоции и поведение родительских особей. Кроме того, некоторые элементы гештальта

младенчества «используются» в других формах поведения. Объединение всех компонентов гештальта

младенчества на конкретном носителе — детеныше (образование объекта деятельности), по отношению

к которому должно разворачиваться родительское, а не половое или групповое поведение, происходит в

онтогенезе будущих родителей. Таким образом, объектом материнской потребностно-мотивационной

сферы поведения (как варианта родительской) является объект, носитель гештальта младенчества.

Взаимодействие с этим объектом не только доставляет удовольствие, но также требует проявления

заботы (кормление и уход) и охраны. В субъективном опыте матери ее собственные переживания

оформляются в связанную структуру, которая отнесена к определенной области ее жизни и

деятельности. Ценность этих переживаний для матери у человека является самостоятельной, но

некоторые предпосылки такой структуры могут быть обнаружены и в субъективном опыте высших

млекопитающих.

Все, о чем шла речь в этом разделе, относится к характеристике эмоционально-потребностного

блока материнской потребностно-мотивационной сферы и включает объект деятельности (носитель

гештальта младенчества) и содержание основных потребностей. Эти потребности можно разделить на

три группы: потребность во взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества;

потребность в заботе об этом объекте (обеспечении его комфортного состояния) и его охране;

потребность в своих собственных переживаниях, сопровождающих деятельность по удовлетворению

первых двух (потребность в материнстве).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: