различные источники философски мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии сданными источников в древнеuндийской философии выделяются три основных этапа:
XV-VI вв. до и. э. - ведический период; VI -11 вв. до н, э. - эпический
период; П в. до н.э. - VII в. н. э. - эпоха сутр.
- Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты,
которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из
Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
- Веды, как правило, включали в себя: «священное писание»,
религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»),
сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при
отправлении религиозных культов; книги лесных отшельников
(«араньяки»); философские комментарии к Ведам («упанишады»).
До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа; Самаведа;
Яджурведа; Атхарваведа. Наибольший интерес у
исследователей древнеиндийской философии вызывают
заключительные части Вед - Упанишады (дсгсловно с
санскрита - «сидение у ног учителя»), в которых дается
философская трактовка содержания Вед.
|
|
- Наиболее известными источниками философии Древней
Индии второго (эпического) этапа (VI - II вв. до н.э.) являются
две поэмы - эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых
затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
-буддизм;
-джайнизм;
- чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: йога; веданта; вайшешина; ньяя; миманса; санкхья. Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (11 в.
до н.э. — VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рас
сматривающих отдельные проблемы (например, «кама-сутра» и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в
индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм. В
XVIII - XX вв. индийская философия обогатилась достижениями
европейской философской мысли (к частности, английской).