зарождения были: школа мутакаллимов; школа мутазилитов;
суфизм.
а) Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама. Представители школы мутакаллимов философски обосновывали религиозные-догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов.
б) Мутазилиты («обособившиеся») также являлись
исламскими философами, однако ряд положений их учения
носил относительно материалистический характер. В частности,
мутазилиты:
- отвергали многие догмы (недоказуемые «исходные»
истины) ислама о происхождении мира, человека,
предопределенности судьбы и пытались объяснить
проблемы с позиций рационализма и материализма;
- отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно
которым Бог имел человеческий облик);
- отождествляли Бога и Вселенную;
- верили в силу и разум человека;
- считали, что человек способен познать окружающий мир с
помощью разума.
в) Представители суфизма (суфисты, от суф - шерсть,
власяница; по мнению Аль-Бируни, созвучно слову «софист»)
считали высшим благом для человека добровольное отрешение
от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание,
мистику.