Технологии художественной обработки кости

Первоначально кость обезжиривается и отбеливается; потом ее распиливают на куски или пластины и определяют форму предмета. Из соображений прочности будущего изделия кость пилят на пластины вдоль слоев, а не поперек: такой распил не позволяет кости коробиться при изменении температуры или влажности.

Распиловка заключается в раскрое сырья на крупные составные части с исключением трещин и прочего брака. Распиловка кости может производиться вручную и механическим способом.

Шлифование заключается в выравнивании поверхности изделия и снятия царапин. Производится оно шлифовальной шкуркой с различной величиной зерна вручную и механически.

Отбеливание - операция заключительной отделки изделий перед полированием. Назначение отбеливания состоит в устранении различны дефектов естественной окраски материала: желтизны, пятен и т.д.

Склеивание - способ получения неразъемных соединений с помощью клея. В последнее время склеивание стало широко применяться в художественной обработки кости. Наиболее традиционно использование клея при креплении фурнитуры, оклеивании бытовых предметов костью, при сборке отдельных частей изделия.

Полирование - операция окончательной отделки изделия применяется для придания поверхности изделия блеска. Полирование изделий производится вручную и на полировальных станках.

Для создания из кости объемной вещи мастер изготавливал на токарном станке первоначальную болванку по форме и размерам подходящую для будущего изделия.

Обработка костяной поверхности проводилась различными лобзиками, пилками, сверлами, дрелями и другими специальными инструментами. Прежде чем приступить к резьбе художник делал на кости или костяной пластине эскизный рисунок будущего изделия или узора. Рисунок наносился карандашом или же процарапывался.

Наиболее простой для исполнения была гладкая резьба. По предварительно нанесенному рисунку мастер постепенно углублял фон; рельеф мог быть различной высоты -- от почти плоского до выпуклого с дополнительными накладными деталями, которые крепились на костяных шипах..

Более трудной по технике исполнения была объемная резьба - работа над трехмерными

фигурами прикладного и декоративного (костяная скульптура) назначения.

Самая сложная по технике - сквозная резьба, называемая также «резьба на проем». Такая резьба требует большой аккуратности и опыта: малейшее неосторожное движение - и весь сложный тонкий по рисунку узор может быть испорчен. Резьба на проем прорабатывалась дополнительной моделировкой поверхности. Красота узора подчеркивалась использованием дополнительны цветных фонов.

Кроме резьбы для создания изделий из кости использовалась гравировка, нередко - с подцветкой (краска плотно входила в углубленный штрих, создавая контрастный по отношению к цвету кости рисунок). Для большей декоративности изделий в XVIII-XIX веках отдельные костяные пластины окрашивались природными красителями - шафраном (желтый цвет), листьями щавеля (от красно-коричневого до черного цвета), корой ольхи, ягодами черники (коричневый и серый цвета), мареной или спелой бузиной (красный цвет) и др.

Особенно любили расписывать яркими красками пластины костяных вееров. Для протравы кости краской создавали кислую среду, для чего использовали ягодный морс, уксус, водку или квасцы В XIX веке для окраски кости стали использовать анилиновые

краски. В особы случаях кость золотили, а также декорировали драгоценными камнями. Конструктивные детали, такие как металлические скрепы, гвозди, накладки, крепившие костяные пластинки на деревянную основу, также превращались мастерами в дополнительные декоративные элементы.

Художественная резьба по кости - это не просто умелое применение технических знаний для обработки ценного материала, каким является моржовая, мамонтовая или слоновая кость. Художественная резьба - это искусство: костяная пластина или объемный кусок клыка превращаются волей мастера в законченное произведение, где каждая линия, каждый штрих точно положены на свое место, где общее нераздельно дополняется частностями, одно неотделимо от другого. Резьба по кости - это искусство художника, хорошо понимающего законы пластического мастерства. Точное определение объема вещи с учетом ее функционального назначения как бы предопределяется дополнительной разработкой поверхности в графической или пластической манере. Гравировка, подцветка, сквозная или рельефная резьба являются неотторжимым дополнением целостного художественного образа вещи.

Большое мастерство, достигнутое резчиками по кости, лучшие образцы которого мы любим и ценим как национальное, художественное достояние, явилось результатом многовекового процесса развития. От простейших утилитарных предметов до гармоничньгх по форме и орнаментации произведений декоративно-прикладного искусства - таков путь развития художественной резьбы по кости. Сила эмоционального воздействия лучших произведений этого искусства в том, что в ник вложены не только труд и талант одного человека - исполнителя данной вещи, но навыки и таланты многих поколений, многих безымянных творцов, чьи достижения подучили достойных восприемников в лице косторезов последующего времени.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

5. Барадулин В.А. Коромыслов Б. И. Максимов Ю. В. и др.; Под ред. Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога и металла. Керамическая игрушка. – М.: Просвещение, 1979. – 320с., 16 л. ил.

6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука – классика», 2007. – 560 с.

7. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Перевод на русский язык Б. Б. Михайлова. – Прага: Издательство «Артия», 1980.

Дополнительная:

1. 1.Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – М.: Знание, 1988.

2. Миловский А. С. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами.- М.,1994.

3. Никоненко Н. М. Декоративно – прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. Практическое руководство для взрослых и детей (Серия «Школа радости») – Ростов / Д.: Феникс, 2003. – 128 с.: ил.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Кто из русских царей увлекался косторезным искусством?
  2. Что такое – цевка?
  3. Известные материалы для косторезного искусства.
  4. С каким привозным материалом работают русские косторезы?
  5. Технологические приемы первоначальной обработки кости.
  6. Технологические приемы окончательная обработка кости.
  7. Виды художественной обработки кости.
  8. Прославленные центры косторезного искусства.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить реферат на тему художественная обработка кости:

  1. Древнейшее искусство обработки кости.
  2. Холмогорский промысел.
  3. Тобольский промысел.
  4. Художественные изделия Чукотки.
  5. Художественные изделия Якутии.
  6. Художественная обработка рога.
  7. Художественная обработка слоновой кости.
  8. Трон Ивана III, выполненный греческими мастерами в XV веке.

Рефераты и реферативные сообщения будут заслушиваться на практических и семинарских занятиях. Рефераты должны иметь по объему не менее 12 листов машинописного текста и должны быть проиллюстрированы.

Альтернативный вариант лекции №3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: