Искусство России

Культура обрабатки драгоценных и поделочных камней в России имеет многовековую историю. Первые данные по минералогии изложены в "Изборнике Святослава" (1073 г.), в котором были описаны свойства камня: цвет, твердость, цена, а также якобы лечебные свойства. В славянских захоронениях встречаются ожерелья и серьги из сердоликов, горного хрустали, коралла и янтаря. В изделиях мастеров домонгольской Руси (X - XIII вв.) встречаются местные и привозные (Византии, Средняя Азия, Китай) самоцветы в виде подшлифованных предметов неправильной формы. Тонко разработан колорит украшений, в роскошных вариантах сочетающий цветные камни и жемчуг с перегородчатыми эмалями и сканью (например, сокровища Старорязанского клада XII нач. XIII вв.).

В XI – XII в. в. мастера – градодельцы и каменотесы создавали произведения, отличающиеся красотой и мастерством технического исполнения. Например, это детали внутреннего убранства храма св. Софии Киевской, диковинные изображения птиц, цветов, львов, грифонов, покрывающие верхнюю часть стен Дмитровского (1193 – 1197г.г.) сбора в г. Владимире, резной арочный фриз, опоясывающий церковь Покрова – на – Нерли около г. Владимира. От XII в. до нас дошли белокаменные резные наличники Грановитой палатыМосковского Кремля, подоконники Теремного дворца в Кремле, архитектурные детали церквей в Останкине и в Филях, трапезной Симонова монастыря.

С укреплением централизованного государства растет богатство Московского двора. Работы придворных мастеров XVI в. характеризуются широким использованием драгоценных материалов. Сочетание поделочных камней с речным жемчуroм дополняет уборы горожанок и представительниц зажиточных крестьянских семей; изделия, выполненные для придворной аристократии, изобилуют роскошными рубинами, изумрудами и алмазами.

Реформы Петра Первого оказали влияние на поиск отечественного минерального сырья, а также способствовали созданию первых гранильных предприятии (Петергофская гранильная фабрика, Екатеринбургская гранильная фабрика, Колыванская шлифовальная фабрика).

Создание камнеобрабатывающих предприятий на Урале и Алтае было обусловлено, с одной стороны, модой на камнерезные художественные изделия как монументального, так и камерного характера, с другой – огромными запасами цветного поделочного камня, месторождения которого были открыты в этих районах. В конце XVIII веке в России начало развиваться кустарное производство - народный камнеобрабатывающий промысел. На Урале стали гранить бериллы, топазы, горный хрусгаль полировать яшмы, малахит и другие минералы. На Алтае и в Забайкалье из цветного камня изготавливали редчайшие изделии - вазы, столешницы и др., которые получили всемирную известность.

В 1817 г. в Петербурге было создано второе в мире и первое в России минералогическое общество, объединившее любителей минералогии, горных инженеров и ученых страны. В 1820-1850гг. были открыты месторождения изумрудов, топазов, демантоидов, цирконов, рубинов, хризолитов, алмазов и других драгоценных камней.

В ювелирном искусстве барокко в 1-й пол. XVIII в. используется широчайшая палитра драгоценных камней в сочетании с литьем, чеканкой высокого рельефа, яркими эмалями. Для изделий этого времени характерна живописность, пышная декоратинносгь, высокий технический уровень исполнения.

В эпоху классицизма для ювелирных изделий (конца XVIII начала XIX в. в.) из камней характерны стремление к четкости форм, строгости и лаконизму декора. Излюбленными становятся светло-сиреневые аметисты, нежно-голубые аквамарины, гиацинты и особенно бриллианты. Для дневных украшений предпочитали агаты, ониксы, сердолики, авантюрин и бирюзу. Увлечение искусством античности нашло яркое выражение в распространении украшений с камеями и инталиями.

Во многих странах мира получила развитие глиптика – миниатюрная резьба по камню. Из твердых камней, часто многослойных, мастера вырезали изящные рельефы – геммы. Геммы с выпуклыми рельефами называют камеями, а с углубленными инталиями.

Разработка отечественных месторождений яшм, родонита, амазонита и др. обеспечила сырьевую базу для последующего развития камнерезного искусства в России. С 80-х гг. XVIII в. оно переживает период расцвета. В создании рисунков и чертажей каменного убранства дворцов принимали участие выдающиеся зодчие: Д.Н.Воронихин, К.И. Росси, К.А.Тон и др. С открытием уральских малахитов и лазуритов в Прибайкалье рождается искусство русской мозаики облицовки сложно профильных изделий из мрамора или змеевика тонкими плитками подобранного по узору и цвету малахита и лазурита. На предприятиях Урала и Алтая изготовлялись архитектурные детали и колонны для Зимнего дворца, мраморные плиты и колонны для Мраморного дворца в Петербурге, позднее выполняется ряд заказов для Большого Кремлевского дворца в Москве и детали галереи из синего мрамора в Царском Селе близ Петербурга

В России в XIX в. камнеобрабатывающее искусство достигло высокого уровня. Всем миру известны великолепные дворцы Петербурга – Зимний, Строгановский, Мраморный, Царского села, Петергофа и Павловска. Огромную популярность получили так же изумительные по красоте соборы - Исаакиевский, Петра и Павла и др., при постройке которых были использованы разнообразные мраморы, яшмы. кварциты, малахит, лазурит, родонит и другие цветные камни России, Италии и других стран. На весь мир прославился уральский малахит. Замечательные вазы, столешницы, подсвечники, письменные приборы и др. изготовлены из этого камни. В Зимнем дворце знаменитый малахитовый зал, во Франции в Лувре имеются изделия русских умельцев из малахита. Малахитовые изделия всегда пользовались повышенным спросом на Западе. Русская яшма также получила всемирное признание. Мастера Колывани и Екатеринбурга создали огромное количество уникальных изделий – ваз, столешниц, колонн и торшеров. В их числе - зпаменитые вазы из калканской яшмы, изготовленные прославленными русскими мастерами Коковиным и Налимовым. На заводах Колывани и Екатеринбурга в XIX в. бьло изготовлено более 300 крупных ваз.

В XIX веке в России возник ряд хорошо оснащенных крупных ювелирных фирм («Сазиков», «Овчинников», «Хлебников», «Болин» и др.), мировую известностъ уже в конце 19 в. получают ювелирные изделия фирмы «Фаберже». На рубеже XIX и XX вв. русская ювелирная промьшленнность почти на 95% обеспечивала внутрений рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: