Твердение бетона - полная потеря пластич-ти бетонной смеси и превращением ее в иск. каменный материал.
При нормальных условиях твердения – 90% влаж-ть, t 20 – бетон набирает марочную прочность к 28 сут (особенно интенсивно в первые 7 суток – до 70%)
Ускоренное твердение – в паровоздушной среде t 80-90, или в среде насыщенного пара при t 100, введение хлористого натрия, хлористого кальция, растворимого стекла и проч. Можно добавлять пластификаторы, чтобы уменьшать В/Ц, следоват-но увеличить прочность.
Уход – обеспеч-е благопр. условий твердения.
В зимнее время: 1) сохранить внутреннюю теплоту – покрыть слоем теплоизоляции (шлак, опилки);
2) предварит. подогрев воды до 80, заполнителей до 40;
3) противоморозные добавки (поташ, нитрат натрия) – снижают t замерзания воды или катализируют твердение; 4) защита от ветра, утепление опалубки, электрообогрев.
В летнее время – предотвр. неравномерное высыхание:
1) защ. от солн. и ветра пленкой, влаж. опилками, матами.
2) увлажнение поверхности водой, заливка битумной эмульсией.
Гидротехнический, высокопрочный, дорожный бетоны
Гидротехнич – для сооружений, периодически или постоянно омываемых водой. Требования:
1) класс прочности (от В7,5 до В40),
2) водостойкость, 3) водонепроницаемость,
4) морозостойкость (от 50 до 500)
Для подводных – шлакоПц и пуццолановый
Переменный уровень воды – сульфатостойкий Пц с повышенной морозостойкостью
Надводный – гидрофобный или пластифитированный Пц. В наружных частях прочность не < B20, F300, W8 (водонепроницаемость)
Высокопрочный – высок. прочн. на износ, растяжение и морозостойкость, на сжатие прочность 60 – 100 МПа.
В/Ц = 0,3 – 0,35 (пластификаторы); высокомарочный цемент, промытый песок, щебень прочностью от 100 МПа; интенсивное уплотнение.
Дорожный – повышенная прочн. на сжатие и изгиб, морозостойкость, пониж. истираемость.
Качественные материалы: высокомарочный Пц, высокопрочные заполнители.
Добавки – пластифицирующие, воздухововлекающие, полимеры.