Тема 7. Государственное макроэкономическое регулирование: необходимость и возможность

Экономическая теория государства и основные подходы к ней. Роль, цели и функции государства в рыночной экономике. Общественные и смешанные блага, предоставляемые государством населению. Государственная собственность в экономике. Национализация частных предприятий. Перераспределение национального дохода. Причины государственного регулирования. Модель государства Норта. Основные методы и пределы государственного регулирования экономики.

Тема 8. Механизмы государственного регулирования экономики.

Фискальная политика: понятие и цели. Виды фискальной политики: дискреционная, автоматическая, стимулирующая и ограничительная.

Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики. Классический случай и эффект вытеснения частных инвестиций. Фискальная политика в условиях ликвидной ловушки. Влияние изменений в государственных расходах на макроэкономические показатели в длительном периоде. Фискальный импульс и сектор имущества. Встроенные стабилизаторы в экономике. Проблемы фискальной политики в России.

Понятие государственного бюджета. Влияние общей фискальной политики на госбюджет. Бюджетный дефицит и концепции его регулирования. Финансирование бюджетного дефицита: источники и последствия. Теорема Хаавельмо. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Государственный долг: внутренний и внешний. Методы снижения внешнего долга.

Денежно-кредитная политика: понятие, цели. Инструментарий денежно-кредитной политики: учетная ставка, минимально-резервные требования, деньги повышенной эффективности. Операции на открытом рынке и денежная база. Денежный мультипликатор. Денежная масса и ее агрегаты. Виды денежно-кредитной политики: стимулирующая и сдерживающая. Монетарное правило. Сочетание фискальной и денежно-кредитной политики.

Политика доходов: понятие и цели. Инструменты: кривая Лоренца и коэффициент Джини. Эффективность и справедливость.

При изучении дисциплины «Экономической теории» используются различные методы организации учебного процесса:

1. Лекционные занятия.

2. Активные формы занятий:

- семинар-диспут;

- коллективная постановка проблемных задач;

- анализ критических ситуаций.

3. Интерактивные формы занятий:

- контрольная работа (тестовые задания).


IV Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: