Экономическая теория государства и основные подходы к ней. Роль, цели и функции государства в рыночной экономике. Общественные и смешанные блага, предоставляемые государством населению. Государственная собственность в экономике. Национализация частных предприятий. Перераспределение национального дохода. Причины государственного регулирования. Модель государства Норта. Основные методы и пределы государственного регулирования экономики.
Тема 8. Механизмы государственного регулирования экономики.
Фискальная политика: понятие и цели. Виды фискальной политики: дискреционная, автоматическая, стимулирующая и ограничительная.
Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики. Классический случай и эффект вытеснения частных инвестиций. Фискальная политика в условиях ликвидной ловушки. Влияние изменений в государственных расходах на макроэкономические показатели в длительном периоде. Фискальный импульс и сектор имущества. Встроенные стабилизаторы в экономике. Проблемы фискальной политики в России.
|
|
Понятие государственного бюджета. Влияние общей фискальной политики на госбюджет. Бюджетный дефицит и концепции его регулирования. Финансирование бюджетного дефицита: источники и последствия. Теорема Хаавельмо. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Государственный долг: внутренний и внешний. Методы снижения внешнего долга.
Денежно-кредитная политика: понятие, цели. Инструментарий денежно-кредитной политики: учетная ставка, минимально-резервные требования, деньги повышенной эффективности. Операции на открытом рынке и денежная база. Денежный мультипликатор. Денежная масса и ее агрегаты. Виды денежно-кредитной политики: стимулирующая и сдерживающая. Монетарное правило. Сочетание фискальной и денежно-кредитной политики.
Политика доходов: понятие и цели. Инструменты: кривая Лоренца и коэффициент Джини. Эффективность и справедливость.
При изучении дисциплины «Экономической теории» используются различные методы организации учебного процесса:
1. Лекционные занятия.
2. Активные формы занятий:
- семинар-диспут;
- коллективная постановка проблемных задач;
- анализ критических ситуаций.
3. Интерактивные формы занятий:
- контрольная работа (тестовые задания).
IV Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов