Формы проявления психики

Все основные формы проявления отражения действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Содержание психики человека определяется реальной действительностью, оторая, отражаясь, закрепляется в ней в виде психических процессов, состояний, образований и свойств. Такое понимание мира психических явлений сложилось в отечественной психологии.

Психические процессы — это способы отражения действительности. Они обеспечивают: связь человека с внешним миром; познание реальности; формирование через них других элементов психики, сознания человека, его интеллекта. Это элементарные психические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психическое существует как живой, предельно пластичный, непрерывный, формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные результаты. Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности. К ним относятся: познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь), эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы (воля).

Психические свойства — базовые, фундаментальные элементы психики, определяющие содержание внутреннего мира и индивидуальное своеобразие жизни, деятельности и поведения человека. К ним относятся: направленность (что хочет человек), характер и темперамент (как проявляется человек), способности (что может человек).

Психические состояния — это функциональный настрой психики в определенный момент жизни и деятельности. Они более продолжительные по сравнению с психическими процессами и более сложны по структуре и образованию.

Психические образования — формируемые в процессе деятельности элементы, которые отражают особенности этой деятельности и обеспечивают е успешное выполнение. Это то, что становится результатом работы психики человека, его развития и саморазвития. К ним относятся: знания, умения, навыки, привычки, качества личности, ценности, установки.

Психические процессы, состояния, свойства и образования человека выделяются только для целей изучения, в действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга.

Самостоятельно эти процессы не существуют, они тесто взаимосвязаны. Нельзя что-либо воспринять и осознавать при этом, что именно воспринято, без памяти (например, при проявлениях амнезии человек воспринимает событие, но не может его воспроизвести). Но также нельзя ничего запомнить без того, чтобы это было воспринято (например, если человек не был участником какого-либо события и ничего о нем не слышал не читал, он ничего не сможет рассказать об этом событии)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: