Изображение объемного предмета — это последняя стадия развития художественных способностей ребенка, и она не всегда достигается им стихийно. Чтобы передать круглую форму шара или простое сокращение в ракурсе лица, повернутого в сторону, ребенок может употреблять различного рода тени. Ощутимый прогресс в развитии художественных способностей ребенка можно обнаружить только в изображении геометрически простых тел, таких, как дома, ящики, столы, потому что в этих случаях изобразительные
единицы, которые различаются по своей пространственной ориентации, четко отличаются друг от друга, как стороны, имеющие прямоугольные формы. Проблема выбора «проекции» обсуждалась нами несколько ранее, и поэтому в данном месте требуется рассмотреть ее лишь с генетической стороны. Трудность художественного изображения, с которой вынужден столкнуться ребенок, заключается в том, что на картине могут быть непосредственно изображены из
трех пространственных измерений только два. Для того чтобы отличить верхнюю и нижнюю части изображения, он может исполь-
|
|
зовать на плоскости вертикальное измерение.
Для разграничения правой и левой стороны он прибегает к горизонтальному измерению. В результате получается то, что я называю
«вертикальное пространство» (вертикальный разрез). Кроме того, ребенок может вос- пользоваться этими двумя измерениями, чтобы
показать географические направления в какой- нибудь плане местности, который создает
«горизонтальное пространство» (рис. 116).
Вертикально расположенные объекты,
например человеческие фигуры, деревья, стены, ножки стола,
наиболее четко и наиболее полно раскрывают свои характерные особенности в вертикальном пространстве. Такие же предметы, как парки, улицы, крышка стола,
тарелки, ковры, требуют для своего изображения горизонтального пространства. Дополнительная трудность возникает в силу того, что в вертикальном пространстве непосредственно может быть передана только одна плоскость из многочисленного
числа вертикальных «срезов»-. Таким образом, в картине можно дать точное изображение фронтального плана дома, но нельзя одновременно воспроизвести и вид этого дома сбоку, не прибегая при этом к какому-либо приему косвенного
изображения.
В рисунках детей раннего возраста ориентация плоскостей в пространстве является все еще не дифференцированной. В соответствии с законом
дифференциации все плоскости даны по возможности в наиболее простой ориентации — ориентации, которая совпадает с плоскостью картины. Взрослый человек, обладающий способностью к дифференциации, в своих суждениях о стадии художественного развития ребенка, характеризующейся
|
|
недифференцированностью, часто допускает распространенную ошибку. Например, можно столкнуться с млением, что дети «деформируют» форму путем
«складывания» вещей, принадлежащих различным ориентациям, и поступают они
таким образом якобы в силу своей небрежности или особой «заинтересованности» в определенных сторонах объекта. В действительности же «складывание» может существовать только в мире объемных предметов.