Модель вещания.
Информация распространяется из центра ко многим абонентам на периферии.
Диалоговая модель.
Индивиды осуществляют коммуникацию, минуя центр, между собой. Когда хотят, о чем хотят.
Консультационная модель.
Индивид запрашивает информацию в центральном информационном источнике.
Регистрационная модель.
Центр запрашивает информацию из периферийных источников.
27.02.13
Двуступенчатая (многоступенчатая) модель коммуникации Поля Лазорсфельда
Коммуникатор |
Лидер мнения |
Член референтной группы |
Член референтной группы |
В конце 40-х гг. XX века Лазорсфельд установил, что охват населения при знакомстве с сообщением СМИ через 2 недели после публикации оказывается выше, чем сразу после публикации. Это объяснялось обсуждением сообщений с лидерами мнений, общение с которыми увеличивает не только охват, но и степень воздействия сообщения СМИ.
«Модель Привратника» Курта Левина
К.Левин – известный психолог.
Считал, что именно коммуникатор должен учиться обходить «привратников», отторгающих сообщение.
По мнению Левина, Процесс передачи сообщения имеет 2ух «привратников» – фильтры информации на уровне и адресата, и адресанта. В СМИ коммуникатор должен стараться обойти «привратников» аудитории. Для того, чтобы сообщение достигло цели, необходимо представить себе свою аудиторию. Модель привратника в последствие была использована для объяснения того, почему некоторые новости будут включены в издание, а другие будут не допущены редактором.
Модель «Спираль молчания» Элизабет Ноэль-Нойман
Обладатель отличного от массы мнения не высказывает его и соглашается с большинтсвом.
Человек, ощущающий себя в меньшинстве, чаще всего молчит, не пропагандирует свю точку зрения, а человек, считающий, что у него общепринятая точка зрения, об этом всегда рассказывает. Альтернативы общепринятым точкам зрения имеют очень мало шансов пробиться к массовой аудитории. Доминирующая точка зрения еще больше укрепляется. СМИ часто искажают ситуации, предоставляя каналы информации меньшинству, и заставляя большинство считать себя меньшинством. У женщин феномен «спирали молчания» выражен сильнее, чем у мужчин. У людей старшего возраста этот феномен выражен сильнее, чем у молодежи, а у обывателей выше, чем у представителей элиты.
В основе этой модели лежит механизм конформизма.
Дискус – совокупность популярных тем.
Диффузная модель распространения нового
Роджерс считал, что распространение нового в обществе это поэтапный процесс, который последовательно затрагивает разные социальные группы (диффузирует). Роджерс описал пять категорий людей по степени готовности принять новую идею:
1. Инноваторы – минимальная часть общества 2,5% – склонны к риску, наиболее мобильны, имеют контакты за пределами своего социального круга и легко воспринимают абстрактные идеи
2. Ранние принимающие (ранние последователи) – примерно 13% – воспринимают новые идеи довольно-таки рано, но с осторожностью, больше всего лидеров мнений в этой группе
3. Раннее большинство – 34% – воспринимают новшество в целом раньше, но лидерами мнения бывают редко, менее активны, менее индивидуалистичны
4. Позднее большинство – 34% – скептики по отношению к новому, воспринимают новинки только после того, как их опробуют не менее половины индивидов
5. Поздние принимающие (отстающие) – 16% – люди, которые новое отвергают, принимают идею тогда, когда она уже стала почти традицией.
Если у некой социальной группы есть задача продвинуть новшество, она должна, во-первых, определить инноваторов и ранних принимающих, которые станут лидерами мнения в распространении этого нового.
Модель Малецки (фотография этой уёбищной модели у Лены в телефоне)
В основе этой модели лежат традиционные элементы: коммуникатор (источник), сообщение, посредник и получатель. Но между посредником и получателем Малецки помещает новые элементы: давление (принуждение) посредника, образ посредника, имеющийся у получателя, эффект или приобретение нового социального опыта у получателя, селекция (отбор) содержания сообщения, которая осуществляется получателем.
Характеристики посредника: тип восприятия, которые требуется от получателя, временные и пространственные пределы доступности получателя, социальный контекст, степень отсроченности сообщения о событии от реального времени.