I. Уместность речи

Уместность — это одно из важнейших коммуникативных качеств речи, потому что очень часто успех всего высказывания определяется его уместностью или неуместностью.

Уместной называется речь, которая соответствует всем составляющим коммуникативной ситуации. Уместность - коммуникативное качество, которое более других качеств ориентировано на ситуацию общения в целом и, соответственно» более других свидетельствует о коммуникативной компетентности адресанта.

1) Уместность в широком смысле отражает соблюдение в речи этических и коммуникативных норм, ее соответствие основным параметрам ситуации общения, поэтому такая разновидность проявления этого качества определяется как уместность ситуа­тивная.

2) Уместность в узком смысле предполагает реализацию назван­ного качества в тексте, то есть оценку целесообразности исполь­зования того или иного речевого средства в конкретном высказы­вании относительно особенностей этого речевого произведения.

Оба вида уместности речи обусловливаются в первую оче­редь этическими и коммуникативными нормами, а проявляются в речи в соответствующей всем видам норм языковой форме.

Уместность ситуативная представляет собой безусловное требование культуры речи. Речь может быть эффективной только тогда, когда она уместна.

Ситуативная уместность обязательна для всех в любой сфе­ре общения и в любой ситуации. Ситуативная уместность/не­уместность речи определяется по всем составляющим комму­никативной ситуации целиком и по каждой в отдельности, по­скольку все они тесно взаимосвязаны, но несоответствие речи всего одному параметру неизменно может сделать неуместной всю речь. В этом заключается самая главная особенность дан­ного качества речи.

Текстовая уместность (уместность в узком смысле) связана с выбором конкретных речевых средств в рамках коммуника­тивной ситуации. Соответственно текстовая уместность, по су­ти, входит в ситуативную как составная часть.

Уместность является базовым качеством для культуры ре­чи, так как во многом закладывает основы для ее успешности. Отличие уместности от остальных коммуникативных качеств речи состоит в том, что часто от оценки уместности или не­уместности речи зависит, состоится ли сама речь.

В процессе самой речи участники постоянно оценивают уместность сказанного или услышанного, написанного или прочитанного относительно всех слагаемых коммуникации.

Таким образом, уместность — это инструмент оценки речи относительно ситуации общения и текста с точки зрения этических и коммуникативных норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: