Юлия Тюленева Вчера в 1:58
Наблюдение командования воинской части за подозреваемым, обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить надлежащее поведение этого лица и его явку по вызовам (ч. 1 ст. 104 УПК). Уставы Вооруженных Сил к указанным мерам относят следующие запреты: обвиняемые лишаются на время применения к ним этой меры пресечения права ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих непосредственных и прямых начальников, лиц суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул. Такие лица не увольняются из расположения части, не направляются в краткосрочный отпуск, в необходимых случаях военнослужащий может быть отстранен командованием от занимаемой должности на время действия меры пресечения.
При избрании в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части подозреваемому или обвиняемому разъясняются подозрение или обвинение и его обязанности по обеспечению данной меры пресечения.
Законодатель не устанавливает ответственности командования воинской части за нарушение обвиняемым, подозреваемым данной меры пресечения. Однако это не означает, что такая ответственность исключается. В соответствии с уставами Вооруженных Сил при наличии вины командиров и начальников в непринятии мер по обеспечению надлежащего поведения и явки обвиняемого по вызовам на них могут быть наложены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности или в воинском звании, предупреждение о неполном служебном соответствии и т. д.
При нарушении обвиняемым военнослужащим меры пресечения и совершении действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения, а к обвиняемому, подозреваемому применяется более строгая мера в порядке, предусмотренном ст. 110 УПК.
Наблюдение командования воинской части правомерно применять в качестве меры пресечения к любому военнослужащему и военнообязанному, призванному на военные сборы, который подозревается или обвиняется в совершении преступления, при условии его согласия на применение данного вида принуждения (ч. 2 ст. 104 УПК).
Постановление (определение) об избрании этой меры пресечения должно содержать следующие данные: когда и кем оно составлено; сведения об обвиняемом, подозреваемом; сущность предъявленного обвинения (подозрения); основания для избрания мерой пресечения наблюдения командования воинской части. Постановление следователя, дознавателя, прокурора, судьи или определение суда направляется командованию воинской части. Командир части знакомится сам (или дает указание кому-либо из подчиненных) с существом уголовного дела, предъявленным военнослужащему обвинением, письменным сообщением органа расследования о сущности дела и обязанности командования по исполнению меры пресечения (ч. 3 ст. 104 УПК). Об установлении наблюдения командованием воинской части издается приказ, о чем в письменной форме уведомляется лицо, избравшее данную меру пресечения. С этого момента и действует (применяется) указанная мера пресечения.