Бортовые грузовые автомобили

Таблица 15 – Индивидуальные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в килограммах) на 100 литров общего топлива для бортовых грузовых автомобилей

Марка, модель автомобиля Моторные масла Трансмиссионные масла Специальные масла Пластичные смазки
         
Avia-20,-21,-30,-31 (всех модиф.) 2,8 0,4 0,1 0,3
ГАЗ-51 (всех модиф.) 2,2 0,25 0,1 0,25
ГАЗ-52,-52-27,-52-28 (всех модиф.) 2,2 0,3 0,1 0,25
ГАЗ-53-07,-53-19 1,8 0,25 0,07 0,2
ГАЗ-66 (всех модиф.) 2,1 0,3 0,1  
ЗИЛ-130,-131,-133,-138А,-4314,-4315,-4316,-4313 (всех модиф.) 2,2 0,3 0,1 0,1
ЗИЛ-150,-151-157,-164 (всех модиф.) 2,2 0,15 0,07 0,15
ЗИЛ-166А,-166В 2,2 0,15 0,07 0,15
ЗИЛ-4331 (всех модиф.) 2,8 0,4 0,15  
КамАЗ-4310,-5320,-5321 (всех модиф.) 2,8 0,4 0,15 0,35
КрАЗ-214,-219,-221,-222 (всех модиф.) 3,0 0,4 0,1 0,35
КрАЗ-255,-256,-257,-258,-260 (всех модиф.) 2,9 0,4 0,1 0,3
МАЗ-200 (всех модиф.) 3,0 0,4 0,1 0,35
МАЗ-543,-7310,-7313 (всех модиф.) 4,5 0,5 1,0 0,3
Magirus-232D19L,290D26L 2,5 0,4 0,1 0,3
Patra 111R 2,9 0,4 0,1 0,3
Урал-335 (всех модиф.) 2,2 0,25 0,1 0,25
Урал-375,-377 (всех модиф.) 1,8 0,35 0,1 0,2
Урал-4420,-5557 (всех модиф.) 2,8 0,4 0,15 0,35
УАЗ-450,-451,-452,-3303,-3741 (всех модиф.) 2,2 0,2 0,05 0,2
ЯАЗ-210, 210А 3,0 0,4 0,1 0,35

Самосвалы

Таблица 16 – Индивидуальные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в килограммах) на 100 литров общего расхода топлива для самосвалов

Марка, модель автомобиля Моторные масла Трансмиссионные масла Специальные масла Пластичные смазки
         
БелАЗ-540,-540А,-7510,-7522,-7526 4,5 0,5 1,0 0,3
ГАЗ-526 2,1 0,3 0,1 0,25
КАЗ-600 (всех модиф.) 2,2 0,25 0,1 0,2
КАЗ-4540 2,8 0,4 0,15 0,35
КамАЗ-5510,-5511 (всех модиф.) 2,8 0,4 0,15 0,35
КрАЗ-222 (всех модиф.) 3,0 0,4 0,1 0,35
КрАЗ- 256, 6505, -6510 (всех модиф.) 2,9 0,4 0,1 0,3
Magirus-232D19К,290D26К 2,5 0,4 0,1 0,3
МАЗ-205 3,0 0,4 0,1 0,35
МАЗ-503,-510,-511,-5551 (всех модиф.) 2,9 0,4 0,15 0,35
Patra-138,-Т815С (всех модиф.) 2,8 0,4 0,1 0,3
Урал-5557 2,8 0,4 0,15 0,35

Тягачи

Таблица 17 - Индивидуальные нормы расхода масел (в литрах) и смазок
(в килограммах) на 100 литров общего расхода топлива для автомобилей-тягачей

Марка, модель автомобиля Моторные масла Трансмиссионные масла Специальные масла Пластичные смазки
БелАЗ-537Л,-6411,-7421 4,5 0,5 0,1 0,3
КАЗ-608 (всех модиф.) 2,0 0,3 0,1 0,2
КамАЗ-5410,-54118 (всех модиф.) 2,8 0,4 0,15 0,35
КрАЗ-221 (всех модиф.) 3,0 0,4 0,1 0,35
МАЗ-200 (всех модиф.) 3,0 0,4 0,1 0,35
АуАЗ-2403 1,3 0,1 0,03 0,1
МАЗ-537,-543 4,5 0,5 1,0 0,3
Scoda-706 (всех модиф.) 2,9 0,4 0,1 0,3

6 ПОНЯТИЕ О ХИММОТОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ И МЕТОДИКА ЕЁ СОСТАВЛЕНИЯ

Химмотологическая карта является документом, регламентирующим номенклатуру, сроки эксплуатации до замены и возможные заменители топлив и смазочных материалов в узлах и агрегатах определенной модели автомобиля. Точное выполнение требований карты является важным фактором, позволяющим поддерживать эксплуатационную надежность на заданном уровне.

Применение материалов с худшими свойствами, не соответствующих конструктивным и эксплуатационным условиям, или несвоевременная смена ЭМ приводят к повышенному износу и преждевременному выходу из строя узлов и агрегатов; ухудшению тягово-экономических и экологических показателей автомобиля.

Особенно сильно эти негативные факторы воздействуют в экстремальных условиях, например, при низких или высоких температурах окружающего воздуха, повышенных нагрузках.

Применение более качественных и как правило, относительно дорогих ЭМ повышает затраты на эксплуатацию автомобилей.

Химмотологическая карта составляется на основе данных об условиях и режимах работы сборочной единицы (узла, агрегата), а также о свойствах ЭМ.

Периодичность замены ЭМ определяется на основе информации об их сроках замены в близких по конструкции и условиям работы агрегатах уже эксплуатирующихся автомобилей, а также на основе стендовых н эксплуатационных испытаний данного узла и всего автомобиля.

Химмотологическая карта - нормативный документ, на основе которого проводятся все виды технического обслуживания подвижного состава. Применительно кконкретному семейству подвижного состава уточненные химмотологические карты находятся во второй части Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Химмотологическая карта разрабатывается на основе информации об условиях, в которых будет работать тот или иной смазочный материал или топливо. Указания по смазке автомобиля на примере автомобиля ЗИЛ-431410 даны вприложении А.

Степень сжатия ε,частота вращения коленчатого вала n, диаметр поршня D определяют степень форсированности двигателя. На основе этих данных для карбюраторного двигателя рассчитывается октановое число по формуле:

ОЧ=125.4 -413/ε +0,183 · D,

где ε - степень сжатия;

D - диаметр цилиндра, мм.

Выбор марки моторного масли производится по степени форсированности и типа двигателя (карбюраторный, дизельный и т. п.)

Степень форсированности карбюраторного и дизельного двигателя определяют по таблице 18.

Таблица 18 – Выбор степени форсированности двигателя

Тип двигателя Параметры Степень форсированности
    Нефорсированный Малофорсированный Среднефорсированный Высокофорсированный Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие в тяжелых условиях
Карбюраторный ε до 5 5..6 6,0…7,5 7,5 -
nmax мин-1 до 2000 2000-3000 3000-4500 4500-5500 и выше  
Дизельный ε - 16…18 16…18 16…21 16…21
nmax мин-1 - 2000-3000     (турбо надув)>3000

Выбор марки трансмиссионного масла определяется типом зацепления шестерен (прямозубое, коническое, гипоидное), а также давлением в точке контакта и рабочей температурой. Применение гидромеханической коробки передач требует специальных масел.

Конструкция привода тормозов (дисковые и колодочные) определяет температуру жидкости в рабочем цилиндре, а также влияет на температурный режим подшипников ступицы.

Значительно больший нагрев элементов дискового тормоза и ступицы колеса, расположенной в непосредственной близости от него но сравнению с колодочными тормозами, объясняется значительно меньшей рабочей поверхностью торможения по сравнению с парой колодка-барабан.

Температура подшипников ступиц с колодочными тормозами достигает 40-90°С, а на автомобилях с дисковыми тормозами температура достигает 100 -150°С.

Пластичные смазки подбирают, учитывая нагрузку, частоту вращения, конструкцию пары трения в смазываемом узле.

Желательно для всех этих узлов, за исключением шарниров, рессор принять одну и ту же марку смазки.

Сборочные единицы, узлы и приборыэлектрооборудования требуют специальных пластичных смазок.

Для специального оборудования, амортизаторов, гидроусилителя руля, гидромуфты водяного насоса необходимо подобрать специальные гидравлические жидкости, масла и смазки.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow