Задания по теме. Задание 1. Вставьте пропущенные буквы

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. Образуйте от данных глаголов видовые пары. Объясните их правописание.

Выраб тать; вып рхнуть; заторм зить; зас рить; наст ять; обгл дать; зат птать; подб дрить; зат чить; простр чить; укор тить; нам рщить; озаб тить; отср чить; опоз рить; приох тить; оп шлить; принев лить; обест чить; обезв дить; пришп рить; ознак…мить; оф рмить; оздор вить; ут лщить.

Задание 2. Объясните, чем различаются слова в парах. Пользуясь справочным материалом, объясните их правописание.

Разукраш…вать – разрис…вать, опазд…вать – участв…вать, рассчит…вать – совет…вать, завед…вать – усовещ…вать, исповед…вать – воспит…вать, пританцов…вать – нап…вать.

Задание 3. Спишите, выделяя орфограммы и группируя слова по столбикам:

1) действ. прич. наст. вр., 2) страд. прич. наст. вр., 3) действ. прич. пр. вр., 4) страд. прич. пр. вр. Объясняйте правописание слов по схеме (см. «Справочный материал»).

Стел…щий, ла…щий, ла…вший, гон…щий, замет…вший, замеч…нный, замеш…нный (в тесто) – замеш…нное (тесто), пил…щий, кол…щий, бор…щийся, развива…мый, леле…мый, выкач…нная (из бочки нефть) – выкач…нный (из подвала бочонок), развеш…нные (в галерее картины), развеш…нный (по килограмму сахар), объезж…нные, исхож…нные, ве…мый, обеспеч…нный, леч…щий, кле…щий, скле…нный, терп…щий, люб…щий, разве…вший, объезд…вший, завис…мый, дыш…щий, пол…щий.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор. Объясните, чем отличаются глаголы в данных примерах.

1. Обезлес…ть участок дороги. 2. Этот край обезлес…л. 3. В рабстве народ обезвол…л. 4. Слабость обезвол…ла тело. 5. Проходя над горами, они отяжелели и обессил…ли. 6. Работа по 14-16 часов в сутки утомила, обессил…ла меня. 7. А здесь мой стих ржаве…т. 8. Сырость ржав…т железо. 9. Он быстро начал стар…ть, но такой хорошей, солидной старостью. 10. Седые волосы его не стар…ли. 11. После отпуска мы обезденеж…ли. 12. Дети обезденеж…ли родителей.

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, аргументируйте свой выбор.

Исправл...нная кем-то работа, сброш...нный груз, расчищ…нные дорожки; здание будет вот-вот постро...но; встревож…нный пренеприятным известием, увенч...нный лаврами, рассе...нные лучи, никем не замеч…нный приятель, запут…нные заячьи следы, усып...нные листьями аллеи прибрежного парка, обиж...нная кем-то девчонка, потер...нное время; снег раста...л неожиданно, не обид…вший никого.

Задание 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах -ова, -ева, -ыва, -ива-.

Аренд…вать, буш...вать, верб...вать, вздраг...вать, впа...вать, врач...вать, выковыр...вать, глянц...вать, гор...вать, доклад...вать, задерг...вать, колд...вать, корч...вать, лиц...вать, мобилиз..вать, насла...вать, настра...вать, образ...вать, обыск...вать, окле...вать, опазд...вать, опрокид...вать, поскрип...вать, потреб...вать, приказ...вать, присва...вать, прове...вать, размет...вать, сдва...вать, след...вать, соскальз...вать, стерилиз...вать, сторож..вать, урод...вать, ута...вать, утрамбов...вать, черед…вать.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы.

Взлеле...нный, вымеш...нное (тесто), выпа...нный, замеч...ный, занима…щийся, знач...мый, изуча…мый, леле...мый, меле...щий, недовеш...нное (зерно), недовеш…нные (гардины), независ...мый, ненавид...мый, обижа...мый, оправдыва...мый, отмеча...мый, переброш...нный, пристрел...ный (олень), пристрел...ное (ружье), расстрел...ные (предатели), разброс...ный, рассе...нный, слыш...мый, стел...щийся, тащ...щий, та...щий, теря...мый, увенч...нный.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы и объясните разницу правописания слов в парных словосочетаниях.

1. Женщина умна и образова...а. – Комиссия образова...а на днях. 2. Дети были невнимательны и рассея...ы. – Войска рассея...ы по лесу. 3. Восстание было подавле...о. – Говорит подавле...о. 4. Решение поспешно, непродума...о. – Решение никем не продума...о. 5. Кваше...ая на зиму капуста. – Кваше...ая капуста. 6. Некоше...ый луг. – Выкоше...ый луг. 7. Никем не зва...ые гости. – Прийти на зва...ый обед. 8. Назва...ый брат. – Назва...ый в честь тебя. 9. Ветре...ый день. – Безветре...ый день.

Задание 9. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях пишем Н,в других – НН.

Пчели...ый мед, пше...ая каша, со сгуще...ым молоком, масля...ое пятно; картина, рисова...ая масля…ыми красками; глиня...ая ваза, деревя...ое здание, располагаются в гости…ице, замече…ые недостатки, засея...ое ржа…ое поле, еще не коше...ый луг, кое-как рассова...ые вещи, развеша…ые в платя...ом шкафу, о цели...ом урожае, девочка весьма образова…а, даль тума...а, провести лома...ую линию, серебря…ые и позолоче…ые украшения, ране...ый человек, тяжело ране...ый боец, на утре...ей заре, посеребре...ая ложка, серебрё...ый ларец.

Задание 10. Приведя словосочетания, проиллюстрируйте все возможные случаи написания данных причастий.

Образец: тушеные овощи (несов. в.; нет завис. сл.; прист., кроме не), тушенные в горшочке овощи (завис. сл.), протушенные овощи (прист., кроме не), нетушеные овощи (прист, не- не влияет на правописание).

Кова…ый, груже…ый, стреля…ый, коше…ый, хоже…ый, сея…ый, ране…ый, назва…ый, прята…ые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: