Тренировочные упражнения. Задание 1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами

Задание 1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами. Определите, какими звуками отличаются эти пары.

саца соцо су — цу сыцы

цаса цосо

ЧУ — су цысы

асааца осооцо

усу — уцу исыицы

осеоце

есоецо

усе — уце

исеице.

Задание 2. Запишите первые буквы каждого слога: Са, ца, цу, сы, су, це, се, си, цы, ся, цо, со.

Задание 3. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только со­гласные.

Ацу, исе, иса, уцу, ицу, есу, ису, ецу, оцы, осы, оси.

Задание 4. Прослушайте и запишите ряды слогов в той же последова­тельности.

са — ца — са су — цу — су са — ца — са -

ца

со — цо — со цу

цо — со — цо — со су ца — са — ца со -

- су —цу ■ цу — цу — су со — цо

Задание 5. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой с, во вторую — с буквой у. (Использовать материал предыдущих заданий.)

Задание 6. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку лого­педа. (Используйте материал предыдущих заданий.)

Дифференциация сц в словах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова. Запишите первые буквы этих слов.

Сад, цапля, сок, сук, сабля, цепи, сало, сани, целый, цып­ки, сыпать, цифра, цирк, сила, циркуль, сухо.

Задание 2. Прослушайте слова. Запишите слоги с буквой с или ц.

Яйцо, коса, овца, весы, овцы, несу, носы, лицо, концы, коль­цо, водица, роса, пуговица, красавица.

Задание 3. Закончите слово, вставив слоги:

а) са или ца:

Ли..., ов..., пти..., колба..., лиси..., кури..., голо..., пуго-ви..., мельни..., поло..., ле..., ули...;

б) со или цо:

Ли..., коле..., яй..., про..., коль...;

в) Сы или цы:

ве..., паль..., огур..., но..., ножни..., бу...,*пугови..., гло-бу..., бой..., молод..., какту..., мельни..., колод....

Задание 4. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, ка­кими звуками отличаются эти пары слов. Устно с каждым словом со­ставьте предложение.

Цвет — свет, цел — сел, светик — цветик, селиться — це­литься.

Задание 5. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков с и ц. Составьте схемы слов. Надпишите буквы с, ц над соответствующим слогом, под схемой напишите, нужное слово.

Спица, лисица, синица, гусеница, столица, страница, стан­ция, пословица, мастерица, сахарница, месяц, песец, ситец, отец, скворец, птица, демонстрация.

Задание 6. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы с или ц.

Ку...ок,...апля, по...адка,...епь, реди...ка,...веток, ку­ри...а, фоку..., мельни...а,...такан, огуре...,...тук, ле...,

яй...о, голо..., куни...а,...ундук,...веты, капу...та,...игейка, крыль...о, ака...ия, опера...ия,...тан...ия, ме...я...,...вине..., летопи...е..., ли...твенни...а, демон...тра...ия, занимает...я, кусает..:я, спускает...я, целит...я.

Задание 7. Составьте слова из слогов. Запишите слова. Разделите их на слоги. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ц — черным.

Ни, ца, гу, се; ни, са, хар, ца; ни, ку, ца; три, сес, ца; мо, пись, сец, но; но, бро, не, сец; ци, нас, тур, я; си, ца, ли; тер, цис, на; цы, со, ком, моль; сти, кон, ту, ция.

Задание 8. Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Подчеркните бук­вы с, ц разными карандашами.

На шесте — дворец. Пять братцев,

Во дворце — певец. Всем одно имя.

А зовут его...., Годами равные,

Ростом разные.

На пальце одном Доброе, хорошее

Ведерко вверх дном. На людей глядит,

Рогатый, а не бодается. А людям на себя

Глядеть не велит.

Отгадки: скворец, пальцы, наперсток, солнце.

Задание 9.

Словарные диктанты

а) с опорой на схему и выделенные буквы;

б) с делением на слоги. (Используются ранее отработанные слова.)

Дифференциация с — ц в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните буквы с, ц разными ка­рандашами:

а) акация, солнце б) расцвели, цветет, цветы, светит, водица, клюется,курица льется,дворец, кусается, куница, строится, боец, открывает­ся, пуговица, целится, огурец, созревает.

Задание 2. Спишите словосочетания, проговаривая слоги. Подчерк­ните буквы с, ц.

курица с цыплятами, у крыльца акация,

клумба с цветами, солнце за лесом,

пестрая курица, свежая водица,

старая медведица, сладкий леденец,

собака на цепи, знакомая улица,

старая мельница, свежее лицо.

Задание 3. Составьте и запишите предложения со словосочетаниями, представленными в предыдущем задании.

Задание 4. Закончите предложения, вставив пропущенные слова. За­пишите предложения.

Зиме конец, летит.... Курица зовет.... Сахар хранится в.... Лист в книге называется.... Москва —... нашего государства. Детеныш птицы называется.... Опасный вредитель для садов и огородов —__Поезд подходит к__В году двенадцать.... Сегод­ня целый день светит....

Задание 5. Спишите текст и пословицы, проговаривая слоги. Подчер­кните буквы с, ц.

На кусты напали гусеницы. Синица съела гусеницу. Лиси­ца гонится за зайцем. У брата есть сестрица. Красавица девица сиДит в темнице, а коса на улице* Перелетные птицы ^§§ вест­ники весны. На улице цветет акация.

Весна красна цветами, а осень — снопами.

Над сосной летит синица, под сосной сидит лисица.

Орел — царь-птица, а сокола боится.

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Сад.

Это...ад. В...аду много...ветов. Е...ть и а...тры, и на...ту-р...ии, и цикламены....вета...елый день в...аду. Она...ама поливает...веты. Кра...ивый у...веты. ..ад.Лиса и заяц.

Лиса и заяц

Увидела ли...и...а зай...а. Подкрала...ь к нему. Зая... заме­тил ли...и и в ку...ты. Ли...и...а за ним. Зая... за ку...т, и ли...и...а за ку...т. Куда зая..., туда и ли...и...а,...елый день гоняла...ь ли...и...а за зай...ем, но так и не поймала. Молоде... зая...!

Подумайте и скажите, почему заяц молодец. Ответ запишите.

Задание 7.

Слуховые диктанты.

Писать с послоговым проговариванием слогов.

Диктанты. Курица и лисица.

Курица гуляла со своими цыплятами. Вдруг показалась ли­сица. Она хотела схватить цыпленка. Курица увидела лисицу. Она кинулась на нее и отбила цыпленка.

Над лесом солнце. Птицы покинули сады. В садах появи­лись гусеницы. Расцвела сирень. В кустах свистит синица. Любит лисица сцапать в деревне курицу. Сова перекликалась со своими птенцами. На сквере целая клумба нарциссов.

Наступила весна. Засияло солнце. Прилетели с юга еквор-цы и цапли. Скворцы поселились в скворечниках, а цапли стали вить гнезда. Скворцы и цапли стали выводить птен­цов.

Птицы.

Наступила осень. Многие птицы улетают на юг. Они летят целыми стаями. На юге целые дни светит яркое солнце. На лу­гах цветут цветы. Когда наступит весна, перелетные птицы снова вернутся в родные края.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: