Определение исходных данных для теплового расчета номинального режима

Курсовая работа

по дисциплине «Теория силовых установок»

Расчетно-пояснительная записка

Руководитель Басс А. И.

Студент Аникеев Д.

Группа М-37083ц

 
Екатеринбург


Данные для расчета

Необходимо рассчитать двигатель для перспективной БМП.

Таблица 1. Данные для расчета.

Тип двигателя Дизельный 4-х тактный    
Номинальная мощность, кВт      
Номинальные обороты коленвала, мин-1      

Принимаем , тогда

Выбираем поршень (140х140) л

=> i=8 штук


Определение исходных данных для теплового расчета номинального режима

№ п/п название обозначеие значение
1. Среднее эффективное давление 1.6
2. Коэффициент избытка воздуха a 1,75
3. Удельный эффективный расход топлива  
4. Сопротивление воздухоочистителя
5. Коэффициент наполнения 0.98
6. Показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре 1.65
7. Термический КПД охладителя наддувочного воздуха 0.7
8. . Температура охлаждающего агента (охлаждающей жидкости) на входе в охладитель наддувочного воздуха  
9. Условия окружающей среды T0, К  
P0 Мпа 0.1
10. Отношение хода поршня к диаметру цилиндра  
11. Число цилиндров i  
12. Число впускных клапанов в цилиндре iкл  
13. Коэффициент сопротивления впускной системы Kv,  
14. Отношение диаметров горловины впускного клапана и цилиндра µк, 0.42
15. Тактность двигателя τ  
16. Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1кг топлива 0.5
17. Степень сжатия  
  18.   Отношение давления остаточных газов к давлению перед впускными органами двигателя   r   0.9
19. Температура выпускных газов  
20. Величина отношения теплоемкостей 1.1
21. Коэффициент дозарядки 1,02
22. Коэффициент очистки камеры сгорания от остаточных газов 0.8
23. Отклонение показателя политропы сжатия от среднего за процесс сжатия показателя адиабаты   0.02
24. Коэффициент использования тепла к моменту достижения максимального давления цикла 0.9
25. Максимальное значение коэффициента использования тепла 0.95
26. Максимальное давление рабочего цикла ,МПа  
27. Коэффициент полноты индикаторной диаграммы 0.95
  Коэффициенты для определения среднего давления механических потерь а b 0.089 0.0118

ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ

3.1. Расчет параметров процесса газообмена

Давление за воздухоочистителем, МПа

(3.1)

Расчет двигателя ведется по значениям на номинальном режиме, поэтому формула (3.1) принимает вид .

Степень повышения давления в компрессоре

Поскольку режим номинальный, то формула (3.2) примет вид:

Значение определяется методом пробных подстановок. Во всех последующих подстановках, начиная со второй, используются расчетные значения предыдущего шага. Расчет ведется до расхождения 0,005.

После ряда подстановок искомое значение для найдено и составило

К

Считаем (при отдельном контуре)

К

Давление перед впускными органами двигателя, МПа

Режим номинальный – формула (3.3) примет вид

Потери давления за счет сопротивления впускной системы и затухания скорости движения заряда в цилиндре, МПа

(3.5)

Давление в конце впуска, МПа

(3.6)

Давление остаточных газов, МПа

(3.7)

Коэффициент наполнения.

Для четырехтактных двигателей с продувкой камеры сжатия и дозарядкой

(3.8)

Коэффициент остаточных газов для четырехтактных двигателей

(3.9)

Температура в конце впуска, К

(3.10)

3.2. Расчет процесса сжатия

Показатель адиабаты сжатия

(3.11)

Величина определяется методом пробных подстановок до расхождения 0,001.

После ряда подстановок величина была подобрана и составила


Показатель политропы сжатия

(3.12)

Давление в конце процесса сжатия, МПа

(3.13)

Температура в конце процесса сжатия, К

(3.14)

Средняя мольная теплоемкость при сжатии, кДж/кмоль×кг топл

(3.15)

3.3. Расчет параметров в начале процесса расширения

Количество свежего заряда для дизелей, кмоль/кг топлива

(3.16)

Количество продуктов сгорания для дизелей, кмоль/кг топлива

(3.17)

Теоретический коэффициент молекулярного изменения

(3.18)

Действительный коэффициент молекулярного изменения

(3.19)

Коэффициент молекулярного изменения в точке Z индикаторной диаграммы

(3.20)

Степень повышения давления при сгорании в дизелях

(3.21)

Максимальная температура сгорания в дизелях, К

(3.22)

К

Степень предварительного расширения

(3.23)

Степень последующего расширения

(3.24)

Показатель политропы расширения для дизельного двигателя

(3.25)

Расчет производится методом пробных подстановок до расхождения 0,001.

В результате многократных подстановок было получено значение показателя

политропы процесса расширения

Температура в конце процесса расширения для дизельного двигателя

(3.26)

Давление в конце процесса расширения для дизельного двигателя

(3.27)

Давлением и температурой выпускных газов задаются. Точность выбора указанных величин проверяется по формуле

(3.28)

Задавались температурой выпускных газов

Относительная ошибка не должна превышать 15 %

(3.29)

Среднее индикаторное давление расчетного цикла для дизельных двигателей

(3.30)

Среднее индикаторное давление действительного цикла четырехтактных двигателей

(3.31)

Индикаторный КПД

(3.32)

Удельный индикаторный расход топлива, г/кВт×ч

(3.33)

Среднее давление механических потерь

(3.34)

Среднее эффективное давление

(3.35)

Эффективный КПД двигателя

(3.36)

Удельный эффективный расход топлива, г/кВт×ч

(3.37)

КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

Для расчета необходимо определить некоторые величины.

Радиус кривошипа

Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна ; (5.2)

Угловая скорость кривошипа

Перемещение поршня находится по формуле:

.

Скорость поршня находится по формуле:

.

Ускорение поршня находится по формуле:

.

Значения для остальных значений представлены в таблице 5.

Таблица 5. Кинематический расчет КШМ

ϕ° пкв SX, м Vп, м/с Jп, м/с2 Jп1, м/с2 Jп2, м/с2
      3233,282 2487,140309 746,1420927
  0,001380071 2,968161146 3150,499 2449,355059 701,1442186
  0,005449783 5,785056877 2908,725 2337,147395 571,5780039
  0,012003222 8,311384972 2526,998 2153,92669 373,0710464
  0,020715236 10,43051752 2034,826 1905,260013 129,5662147
  0,03116652 12,05685312 1469,137 1598,702974 -129,5662147
  0,042875 13,14097639 870,4991 1243,570155 -373,0710464
  0,055330323 13,67115943 279,0741 850,652085 -571,5780039
  0,068028014 13,67115959 -269,257 431,8873823 -701,1442186
  0,0805 13,19468915 -746,142   -746,1420927
  0,092338759 12,31730475 -1133,03 -431,8873823 -701,1442186
  0,103213143 11,12674462 -1422,23 -850,652085 -571,5780039
  0,112875 9,71 -1616,64 -1243,570155 -373,0710464
  0,121156786 8,158583473 -1728,27 -1598,702974 -129,5662147
  0,127961458 6,532247871 -1775,69 -1905,260013 129,5662147
  0,133246778 4,883304173 -1780,86 -2153,92669 373,0710464
  0,13700675 3,240642068 -1765,57 -2337,147395 571,5780039
  0,139253156 1,614306304 -1748,21 -2449,355059 701,1442186
  0,14   -1741 -2487,140309 746,1420927
  0,139253156 -1,6143063 -1748,21 -2449,355059 701,1442186
  0,13700675 -3,24064207 -1765,57 -2337,147395 571,5780039
  0,133246778 -4,88330417 -1780,86 -2153,92669 373,0710464
  0,127961458 -6,53224787 -1775,69 -1905,260013 129,5662147
  0,121156786 -8,15858347 -1728,27 -1598,702974 -129,5662147
  0,112875 -9,71 -1616,64 -1243,570155 -373,0710464
  0,103213143 -11,1267446 -1422,23 -850,652085 -571,5780039
  0,092338759 -12,3173047 -1133,03 -431,8873823 -701,1442186
  0,0805 -13,1946891 -746,142   -746,1420927
  0,068028014 -13,6711596 -269,257 431,8873823 -701,1442186
  0,055330323 -13,6711594 279,0741 850,652085 -571,5780039
  0,042875 -13,1409764 870,4991 1243,570155 -373,0710464
  0,03116652 -12,0568531 1469,137 1598,702974 -129,5662147
  0,020715236 -10,4305175 2034,826 1905,260013 129,5662147
  0,012003222 -8,31138497 2526,998 2153,92669 373,0710464
  0,005449783 -5,78505688 2908,725 2337,147395 571,5780039
  0,001380071 -2,96816115 3150,499 2449,355059 701,1442186
      3233,282 2487,140309 746,1420927

Перемещение поршня


6. ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма заключается в определении суммарных сил и моментов, возникающих от давления газов и сил инерции. По этим силам рассчитывают основные детали на прочность и износ, а также определяют неравномерность крутящего момента и степень неравномерности хода двигателя на детали кривошипно-шатунного механизма действуют силы:

- давления газов в цилиндре;

- инерции возвратно-поступательно движущихся масс;

- центробежные силы;

- давление на поршень со стороны картера (приблизительно равное атмосферному давлению);

- силы тяжести (силы тяжести в динамическом расчете не учитывают).

Все действующие в двигателе силы воспринимаются полезным сопротивлением на коленчатом валу, силами трения и опорами двигателя.

В течение каждого рабочего цикла (720о для четырехтактного двигателя) силы, действующие в КШМ, непрерывно изменяются по величине и по направлению. Поэтому для определения характера изменения этих сил по углу поворота коленчатого вала их величины определяют для ряда отдельных положений вала через каждые 10о. Результаты динамического расчета сводят в таблицы.

6.1. Силы давления газов

Силы давления газов, действующих на площадь поршня, для упрощения динамического расчета заменяют одной силой, направленной по оси цилиндра и приложенной к оси поршневого пальца. Ее определяют для каждого момента времени (угла ) по индикаторной диаграмме, построенной на основании теплового расчета.


Сила давления газов на поршень:

(6.1)

где - площадь поршня, м2,

- давление газов в любой момент времени, МПа,

- атмосферное давление, МПа.

Из уравнения для силы давления газов следует, что кривая сил давления газов по углу поворота коленчатого вала будет иметь тот же характер изменения, что и кривая давления газов .

6.2. Приведение масс частей КШМ

По характеру движения массы деталей КШМ делятся на:

- движущиеся возвратно-поступательно (поршневая группа и верхняя головка шатуна);

- совершающие вращательные движения (коленчатый вал и нижняя головка шатуна);

- совершающие сложное плоскопараллельное движение (стержень шатуна).

Для упрощения динамического расчета действительный КШМ заменяется динамически эквивалентной системой сосредоточенных масс (рис. 1).


Рис. 1. Система сосредоточенных масс, динамически эквивалентная КШМ: а) приведенная система кривошипно-шатунного механизма, б) приведение масс кривошипа.


Массу поршневой группы считают сосредоточенной на оси поршневого пальца в точке А (рис. 1, а). Массу шатунной группы заменяют двумя массами, одна из которых сосредоточена на оси поршневого пальца в точке А, а другая - на оси кривошипа в точке В. Величины этих масс (кг): , , (6.2)

где -длина шатуна;

- расстояние от центра кривошипной головки до центра тяжести шатуна;

- расстояние от центра поршневой головки до центра тяжести шатуна.

Для большинства существующих конструкций автомобильных и тракторных двигателей , а .
Система сосредоточенных масс, динамически эквивалентная КШМ, состоит из массы , сосредоточенной в точке А и имеющей возвратно-поступательное движение, и массы , сосредоточенной в точке B и имеющей вращательное движение. В V-образных двигателях со сдвоенным кривошипно-шатунным механизмом .

Для приближенного определения значений , и , можно использую конструктивные массы (кг/м2), приведенные в таблице 6.

Площадь поршня рассчитываемого ДВС составляет:

.

Таблица 6

Элементы КШМ Конструктивные массы, кг/м2
Поршневая группа Поршень из алюминиевого сплава   150…300
Шатун 250…400
Неуравновешенные части одного колена вала без противовесов   200…400

Масса поршня: (6.3)

Масса шатуна: (6.4)

Масса неуравновешенных частей одного колена вала без противовесов:

(6.5)

Масса части шатуна прилегающая к поршневому пальцу:

Масса части шатуна прилегающая к шатунной шейке:

;


Масса имеющая возвратно-поступательное движение:

(6.6)

Масса имеющая вращательное движение:

(6.7)

6.3 Силы инерции

Силы инерции, действующие в КШМ, в соответствии с характером движения приведенных масс подразделяются на силы инерции поступательно движущихся масс и центробежные силы инерции вращающихся масс (рис.2).

Рис. 2. Схема действия сил в кривошипно-шатунном механизме: а) инерционных и газовых, б) суммарных.

Сила инерции от возвратно-поступательно движущихся масс

, (6.8)

а также силу можно представить в виде суммы сил инерции 1 и 2 порядка:

(6.9)


Расчеты должны производиться для тех же положений кривошипа, для которых определялись и . Необходимые величины для расчета сил инерции: , .

Центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна:

(6.10)

двигатель V-образный, поэтому два одинаковых шатуна расположены рядом на одной шейке:

(6.11)

6.4. Суммарные силы действующие в КШМ

Суммарные силы, действующие в КШМ, определяют алгебраическим сложением сил давления газов и сил возвратно-поступательго движущихся масс: . Суммарная сила , как и силы и , направлена по оси цилиндра и приложена к оси поршневого пальца (рис. 2б). Воздействие от силы передается на стенки цилиндра перпендикулярно его оси и на шатун по направлению его оси.

Сила , действующая перпендикулярно оси цилиндра, называется нормальной силой и воспринимается стенками цилиндра , где - угол отклонения шатуна от оси цилиндра . Нормальная сила считается положительной, если создаваемый ею момент относительно оси коленвала направлен противоположно направлению вращения вала двигателя.

Сила , действующая вдоль шатуна, воздействует на него и далее передается кривошипу. Она считается положительной, если сжимает шатун, и отрицательной, если его растягивает: .


От действия силы на шатунную шейку возникают две составляющие силы (рис. 2б): сила направленная по радиусу кривошипа: , и тангенциальная сила, направленная по касательной к окружности радиуса кривошипа: . Сила считается положительной, если она сжимает щеки колена. Сила принимается положительной, если направление создаваемого ею момента совпадает с направлением вращения коленчатого вала.

6.5. Силы действующие на шейки коленчатого вала

Силы действующие на шатунные шейки V-образных двигателей, определяются аналитическим или графическим способами. Я применил аналитический метод для определения этих сил.

Результирующая сила, действующая на шатунную шейку: , где . Направление результирующей силы для различных положений коленчатого вала определяется углом , заключенным между вектором и осью кривошипа. Этот угол находится из соотношения: (рис. 3)


 
 
Рис. 3 Силы действующие на: а) шатунную шейку вала; б) колено вала.


Далее приводятся сводные таблицы сил действующих на КШМ, а также графики этих сил.

Таблица 7. Суммарные силы, действующие в КШМ

ϕ°, пкв p, МПа p-p0, МПа Pгаз, кН cosϕ+lcos2ϕ Pj, кН P1, кН Pjx1 порядка Pjx 2 порядка
  0,251 0,151 2,33 1,315 -14,323 -12,00 -11,02 -3,31
  0,252 0,152 2,33 1,281 -13,957 -11,62 -10,85 -3,11
  0,253 0,153 2,36 1,181 -12,886 -10,53 -10,35 -2,53
  0,256 0,156 2,39 1,024 -11,195 -8,80 -9,54 -1,65
  0,259 0,159 2,44 0,821 -9,014 -6,57 -8,44 -0,57
  0,262 0,162 2,50 0,588 -6,508 -4,01 -7,08 0,57
  0,266 0,166 2,55 0,343 -3,856 -1,30 -5,51 1,65
  0,269 0,169 2,61 0,101 -1,236 1,37 -3,77 2,53
  0,272 0,172 2,66 -0,122 1,193 3,85 -1,91 3,11
  0,275 0,175 2,70 -0,315 3,305 6,00 0,00 3,31
  0,277 0,177 2,73 -0,470 5,019 7,75 1,91 3,11
  0,279 0,179 2,75 -0,583 6,300 9,05 3,77 2,53
  0,279 0,179 2,76 -0,658 7,162 9,92 5,51 1,65
  0,279 0,179 2,76 -0,697 7,656 10,42 7,08 0,57
  0,279 0,179 2,76 -0,711 7,866 10,63 8,44 -0,57
  0,279 0,179 2,75 -0,709 7,889 10,64 9,54 -1,65
  0,279 0,179 2,75 -0,698 7,821 10,57 10,35 -2,53
  0,278 0,178 2,74 -0,689 7,745 10,49 10,85 -3,11
  0,278 0,178 2,74 -0,685 7,713 10,45 11,02 -3,31
  0,277 0,177 2,72 -0,689 7,745 10,46 10,85 -3,11
  0,273 0,173 2,66 -0,698 7,821 10,48 10,35 -2,53
  0,267 0,167 2,58 -0,709 7,889 10,47 9,54 -1,65
  0,263 0,163 2,51 -0,711 7,866 10,37 8,44 -0,57
  0,261 0,161 2,47 -0,697 7,656 10,13 7,08 0,57
  0,263 0,163 2,51 -0,658 7,162 9,68 5,51 1,65
  0,272 0,172 2,66 -0,583 6,300 8,96 3,77 2,53
  0,291 0,191 2,94 -0,470 5,019 7,96 1,91 3,11
  0,323 0,223 3,44 -0,315 3,305 6,74 0,00 3,31
  0,376 0,276 4,25 -0,122 1,193 5,44 -1,91 3,11
  0,462 0,362 5,57 0,101 -1,236 4,34 -3,77 2,53
  0,605 0,505 7,78 0,343 -3,856 3,92 -5,51 1,65
  0,858 0,758 11,66 0,588 -6,508 5,16 -7,08 0,57
  1,336 1,236 19,02 0,821 -9,014 10,01 -8,44 -0,57
  2,328 2,228 34,30 1,024 -11,195 23,11 -9,54 -1,65
  4,565 4,465 68,73 1,181 -12,886 55,84 -10,35 -2,53
  9,204 9,104 140,1 1,281 -13,957 126,18 -10,85 -3,11
  13,12 13,02 200,4 1,315 -14,323 186,10 -11,02 -3,31
  18,08 17,98 276,7 1,281 -13,957 262,82 -10,85 -3,11
  4,618 4,518 69,54 1,024 -11,195 58,35 -9,54 -1,65
  2,547 2,447 37,66 0,821 -9,014 28,65 -8,44 -0,57
  1,558 1,458 22,44 0,588 -6,508 15,93 -7,08 0,57
  1,053 0,953 14,67 0,343 -3,856 10,82 -5,51 1,65
  0,840 0,740 11,40 0,101 -1,236 10,16 -3,77 2,53
  0,837 0,737 11,34 -0,122 1,193 12,54 -1,91 3,11
  0,836 0,736 11,33 -0,315 3,305 14,64 0,00 3,31
  0,829 0,729 11,23 -0,470 5,019 16,24 1,91 3,11
  0,821 0,721 11,10 -0,583 6,300 17,40 3,77 2,53
  0,821 0,721 11,09 -0,658 7,162 18,26 5,51 1,65
  0,814 0,714 11,00 -0,697 7,656 18,65 7,08 0,57
  0,793 0,693 10,66 -0,711 7,866 18,53 8,44 -0,57
  0,774 0,674 10,37 -0,709 7,889 18,26 9,54 -1,65
  0,751 0,651 10,01 -0,698 7,821 17,84 10,35 -2,53
  0,695 0,595 9,16 -0,689 7,745 16,91 10,85 -3,11
  0,629 0,529 8,14 -0,685 7,713 15,86 11,02 -3,31
  0,609 0,509 7,84 -0,689 7,745 15,58 10,85 -3,11
  0,556 0,456 7,01 -0,698 7,821 14,83 10,35 -2,53
  0,508 0,408 6,28 -0,709 7,889 14,17 9,54 -1,65
  0,480 0,380 5,85 -0,711 7,866 13,71 8,44 -0,57
  0,444 0,344 5,30 -0,697 7,656 12,96 7,08 0,57
  0,407 0,307 4,73 -0,658 7,162 11,89 5,51 1,65
  0,405 0,305 4,70 -0,583 6,300 11,00 3,77 2,53
  0,389 0,289 4,45 -0,470 5,019 9,47 1,91 3,11
  0,387 0,287 4,42 -0,315 3,305 7,73 0,00 3,31
  0,382 0,282 4,34 -0,122 1,193 5,54 -1,91 3,11
  0,382 0,282 4,34 0,101 -1,236 3,11 -3,77 2,53
  0,376 0,276 4,24 0,342 -3,856 0,39 -5,51 1,65
  0,371 0,271 4,17 0,588 -6,508 -2,34 -7,08 0,57
  0,370 0,270 4,16 0,821 -9,014 -4,86 -8,44 -0,57
  0,368 0,268 4,12 1,024 -11,195 -7,08 -9,54 -1,65
  0,343 0,243 3,75 1,181 -12,886 -9,14 -10,35 -2,53
  0,294 0,194 2,98 1,281 -13,957 -10,98 -10,85 -3,11
  0,262 0,162 2,49 1,315 -14,323 -11,83 -11,02 -3,31

Пример расчета: , , , , , , , .


Суммарная сила Р


Таблица 8. Силы действующие на КШМ

ϕ° b° tgb K, кН Т,кН S,кН N,кН
  0,000 0,000 1,000 -12,00 0,000 0,000 1,000 -11,997 0,000
  3,136 0,055 1,001 -11,34 0,228 -2,645 0,975 -11,640 -0,637
  6,185 0,108 1,006 -9,50 0,444 -4,673 0,903 -10,590 -1,141
  9,062 0,159 1,013 -6,92 0,638 -5,616 0,786 -8,911 -1,404
  11,682 0,207 1,021 -4,16 0,801 -5,266 0,633 -6,712 -1,359
  13,964 0,249 1,030 -1,82 0,926 -3,715 0,452 -4,135 -0,998
  15,831 0,284 1,039 -0,33 1,008 -1,315 0,254 -1,356 -0,370
  17,218 0,310 1,047 0,07 1,046 1,432 0,051 1,434 0,424
  18,072 0,326 1,052 -0,57 1,041 4,007 -0,148 4,048 1,256
  18,361 0,332 1,054 -1,99 1,000 6,001 -0,332 6,323 1,992
  18,072 0,326 1,052 -3,83 0,928 7,190 -0,495 8,149 2,528
  17,218 0,310 1,047 -5,73 0,834 7,544 -0,633 9,473 2,804
  15,831 0,284 1,039 -7,40 0,724 7,185 -0,746 10,312 2,813
  13,964 0,249 1,030 -8,68 0,606 6,316 -0,833 10,736 2,591
  11,682 0,207 1,021 -9,55 0,484 5,147 -0,899 10,851 2,197
  9,062 0,159 1,013 -10,07 0,362 3,852 -0,946 10,778 1,698
  6,185 0,108 1,006 -10,32 0,240 2,539 -0,977 10,631 1,145
  3,136 0,055 1,001 -10,43 0,120 1,255 -0,994 10,504 0,575
  0,000 0,000 1,000 -10,45 0,000 0,000 -1,000 10,454 0,000
  -3,136 -0,055 1,001 -10,40 -0,120 -1,252 -0,994 10,478 -0,573
  -6,185 -0,108 1,006 -10,23 -0,240 -2,517 -0,977 10,539 -1,135
  -9,062 -0,159 1,013 -9,90 -0,362 -3,787 -0,946 10,598 -1,669
  -11,682 -0,207 1,021 -9,32 -0,484 -5,024 -0,899 10,591 -2,145
  -13,964 -0,249 1,030 -8,44 -0,606 -6,142 -0,833 10,440 -2,519
  -15,831 -0,284 1,039 -7,21 -0,724 -7,007 -0,746 10,057 -2,743
  -17,218 -0,310 1,047 -5,67 -0,834 -7,466 -0,633 9,376 -2,775
  -18,072 -0,326 1,052 -3,94 -0,928 -7,389 -0,495 8,374 -2,598
  -18,361 -0,332 1,054 -2,24 -1,000 -6,743 -0,332 7,105 -2,238
  -18,072 -0,326 1,052 -0,80 -1,041 -5,668 -0,148 5,725 -1,776
  -17,218 -0,310 1,047

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow