Отложение разбирательства дела – это перенесение его рассмотрения на другое определенное время с назначением нового суд.заседания и с предоставлением суду права в этот промежуток времени рассматривать другие дела. Основания: установление наличия лиц, которые могут заявить самостоятельные требования на предмет спора между первоначальными сторонами; неявка в суд.заседание юрид-ки заинт-ных в исходе дела лиц, если отсутствуют сведения об их извещении или суд признал причины из неявки уважительными; неявка в суд.заседание переводчика; установление того факта, что ответчику не были вручены копии искового заявления и прилагаемых к нему док-тов и отсутствие согласия ответчика на продолжение суд.разбирательства. Отложение допускается законом как исключение. Оформляется определением, в котором суд должен указать: мотивы отложения, процесс.действия, которые должны быть совершены, время нового суд.заседания.
69. Прекращение произв-ва по делу и оставление заявления без рассмотрения как формы окончания дела без вынесения решения. Прекращение производства по делу – форма окончания рассмотрения гражд.дела без вынесения решения вследствие выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у лица, обратившегося в суд, права на обращение в суд, или утрате им этого права в ходе процесса. Основания: дело не подлежит рассмотрению в судах ввиду его неподведомственности; имеется вступившее в законную силу вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска или утверждением мирового соглашения; истец отказался от иска и отказ принят судом; стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом; после смерти гражданина, а также в связи с ликвидацией юрид.лица, являвшихся одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемства; между сторонами заключен договор о передаче данного спора на разрешение третейского суда. Оставление заявления без рассмотрения – форма окончания рассмотрения гражд.дела без вынесения решения вследствие выявления обстоятельств, свидетельствующих о нарушении заинт-ным лицом порядка обращения в суд, или иных обстоятельств, влекущих по закону оставление заявления без рассмотрения. В соответствии с ГПК суд оставляет заявление без рассмотрения, если: заинт-ным лицом не соблюден установленный актами законодательства для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела; заявление подано недееспособным лицом; заявление от имени заинт-ного лица подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление; заявление в интересах дееспособного гражданина или юрид.лица негос.формы собственности подано гос-ными органами, иными юрид.лицами или гражданами без согласия этого гражданина или юрид.лица; стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились в суд по повторному вызову; заявление подано прокурором в интересах гражданина или юрид.лица негос.формы собственности, не лишенных возможности самостоятельно защищать свои права.
|
|
|
|
71. Основания и порядок наложения суд.штрафов. Суд.штраф - денежное взыскание, налагаемое судом на граждан, должн.лиц и юрид-ких лиц за допущенные ими нарушения норм гражд.процесс.законод-ва. Штраф м/б наложен только на лицо, которому до совершения нарушения исполнилось 16 л. Они налагаются судом в случаях, предусмотренных ГПК. Так, суд.штрафы могут быть наложены: за невыполнение юрид-ки заинт-ными в исходе дела лицами обязанности сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу; в случае неизвещения должн.лицами и гражданами, не являющимися участниками гражд.судопроизв-ва, суда о невозможности представить истребуемые им доказат-ва, если треб-ние суда о предоставлении доказательств не выполнено по причинам, признанным судом неуваж-ными; на сторону, заведомо недобросовестно заявившую о подложности письменных доказательств; в случае нарушения ограничений, предусмотренных мерами обеспечения иска; при повторном нарушении порядка в суд.заседании участниками процесса и иными лицами, присутствующими при разбир-ве дела; на юрид-ки заинт-ных в исходе дела лиц (кроме прокурора), а также свидетеля, эксперта, специалиста или переводчика в случае их неявки в суд.заседание, а также на должн.лиц, по вине которых не была обеспечена явка в суд.заседание; на должн.лицо, виновное в утрате исполнительного листа или другого исполн-ного док-та; за нарушение запрета суд.исполнителя распоряжаться или несоблюдение ограничения права пользоваться имущ-вом должника, на которое наложен арест; на должника, уклоняющегося от явки к суд.исполнителю; на должника за неисполнение суд.постановления или иного акта, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. По общему правилу суд.штрафы налагаются на граждан в размере до 10 б/в, а на должн.лиц - до 30 б/в). Суд, вынесший опред-ние о наложении суд.штрафа, вправе отсрочить или рассрочить исполнение этого опред-ния на срок до 3 м-цев. В течение 10 дней после получения копии опред-ния лицо, на которое наложен суд.штраф, может обратиться с ходат-вом к суду, наложившему штраф, об отмене своего опред-ния. Заявление об этом рассматривается в суд.заседании. Лицо, на которое наложен штраф, извещается о времени и месте заседания, однако, его неявка не явл-ся препятствием для рассмотрения заявления. Суд отменяет опред-ние о наложении штрафа как в случае его ошибочности, так и в связи с изменением обстоят-в дела, послужившим основанием для вынесения соотв-щего опред-ния. В тот же срок и в таком же порядке рассматривается заявление о сложении или уменьшении размера судебного штрафа. Определение суда о наложении суд.штрафа исполняется в порядке, установленном ГПК.
73. Подг-ка дела к суд.разбирательству. С амостоят-ная и обязательная стадия производства по делу в суде первой инстанции. Обычно она следует после возбуждения дела, но эта стадия необходима и при новом рассмотрении дела после отмены решения вышестоящими судами. Значение подготовки обусловлено ее целью - обеспечить своевременное и правильное разрешение дела. Стадия подготовки дела к суд.разбирательству - это совокупность действий судьи и юрид-ки заинт-нных в исходе дела лиц с целью обеспечения своевременного и правильного разрешения дела в суд.заседании. Для уточнения позиций лиц, имеющих непоср-ный интерес в исходе дела, судья вправе совершить ряд действий. Уточняя позиции сторон, судья прежде всего опрашивает истца о содержании его требований, предмете доказывания, доказат-вах, которые он может представить, а также выясняет у него возможные возражения ответчика. Для уточнения позиции другой стороны судья при необходимости опрашивает ответчика, выясняет имеющиеся у него возражения против иска и доказат-ва, которыми они м/б подтверждены. По сложным делам ответчику м/б предложено представить письменные объяснения по делу. Уточнение позиций сторон, их опрос должны сопровождаться разъяснением сторонам их прав, в т.ч. права на добровольное урегулирование спора или обращение в третейский суд. Судья разъясняет сторонам, что они обладают всеми процесс.правами, принадлежащими лицам, юрид-ки заинт-ным в исходе дела, а также правом совершать распорядительные действия. В необходимых случаях при подготовке дела к суд.разбирательству судья решает вопрос о дополнении или ином изменении состава юрид-ки заинт-ных в исходе дела лиц. При возникновении достаточных оснований судья на этой стадии также принимает меры к замене ненадлежащей или выбывшей из дела стороны. Вопрос об участии прокурора в деле решается в соответствии с ГПК. Участие гос.органов в гражд.процессе возможно в двух формах: 1) обращение в суд с заявлением в защиту прав в случаях, предусм-ных законом; 2) вступление в процесс для дачи заключения по делу. Судья также извещает законных представителей несов-летних и недееспособных при предъявлении исков в их интересах. При их отсутствии и в др.случаях, предусмотренных ГПК, назначает представителя. Судья при подготовке дела к суд.разбир-ву определяет круг необходимых доказательств по делу, принимает меры по их предоставлению сторонами и другими юрид-ки заинт-ными в исходе дела лицами. Успешному разрешению этой задачи подготовки способствуют правильное определение предмета доказывания и полное выявление круга лиц, юрид-ки заинт-ных в исходе дела. Субъектами собирания доказательств явл-ся стороны и другие юрид-ки заинт-ные в исходе дела лица. Согласно ГПК для подтверждения в суд.заседании каждого факта, входящего в предмет доказывания достоверными и достаточными доказательствами, судья принимает меры по их собиранию. При подготовке дела судья совершает и иные процессуальные действия, в том числе те, которые не охватываются задачами, сформулированными в ГПК, но не противоречат им, например, по обеспечению иска, соединению или разъединению нескольких исковых требований и др.
|
|
|
|
75. Судебное решение. Принятие решения - выбор судом одной из имеющихся альтернативных позиций, а решение - выбранная позиция. В частности, выбор позиции истца означает удовлетворение иска. В этом случае содержание решения суд предопределяется содержанием искового заявления. Если же суд согласится с ответчиком, будет отказано в иске. Основным содержанием решения станет содержание возражения ответчика или содержание встречного иска. Разумеется, содержание решения не исчерпывается и не может исчерпываться содержанием избранной позиции. Однако избранная позиция становится сердцевиной решения, может составить его основу. Выбор осуществляется с позиций обоснованности и законности требований и возражений. Правильный выбор соответствующей позиции в качестве содержания решения по гражд.делу явл-ся, с одной стороны, следствием установления судом обоснованности избранной позиции, а с другой – рез-том применения к ней надлежащей применению правовой нормы. По способу судебной защиты различают решения: о признании (установлении); присуждении и преобразовании. Решение по гражд.делу явл-ся актом судебного правоприменения, в результате которого: разрешается спор, т. е. устанавливается та сторона в споре, позиция которой явл-ся обоснованной и законной; достигаются иные цели судопроизводства по делу, т. е. прежде всего обеспечивается защита прав и охраняемых законом интересов граждан и юрид.лиц посредством признания за соотв-щей стороной права, присуждения к исполнению обязанности либо преобразования правоотношения. ГПК правовую обоснованность решения называет его законностью и в связи с этим говорит, что решение должно быть законным и обоснованным. Решение явл-ся законным, если при его вынесении суд правильно применил подлежащие применению нормы мат-ного и процесс.права. Решение явл-ся незаконным, если суд применил не подлежащую применению норму мат-ного права. ГПК позволяет утверждать, что в целом решение явл-ся обоснованным, если судом учтены все факты, входящие в предмет доказывания, каждый из этих фактов подтвержден достаточными и достоверными доказательствами, а сделанные в решении выводы соответствуют устан-ным фактам. Требования, предъявляемые к решению суда по гражд.делу, касаются не только факт-кого и правового основания, но и предмета его (резолютивной части). Резолютивная часть решения должна быть полной, т. е. содержать ответы на все требования или элементы требования истца и других заинт-ных в исходе дела лиц, а каждый ответ должен иметь точно названного адресата, быть однозначным, окончательным, ясным и категоричным. Решение должно быть однозначным, т. е. содержать один ответ на одно требование (признание одного юрид.факта или директиву о совершении одного действия). Альтернативные решения не допускаются. Решение д/б также окончательным. Предварительные и промежуточные решения допускаются в порядке исключения только в прямо предусмотренных законом случаях. Категоричность как свойство решения противопоставляется условности. Условные решения не допускаются, поскольку они, как и альтернативные, сохраняют спорность правоотношения. В данном случае возможен спор о том, наступило условие или нет.
77. Содержание суд.решения. Порядок и основания составления мотивирочной части решения. Ст. 302. Решение по делу состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Мотивировочная часть (обоснование) решения составляется в случаях, предусмотренных ст. 305: по требованию юрид-ки заинт-ных в исходе дела лиц. Такое требование м/б заявлено до удаления суда в совещательную комнату для вынесения решения и в течение 10 дн. после его оглашения; в связи с обжалованием или опротестованием решения в кассационном порядке; в случаях, когда ГПК установлено, что решение не подлежит кассационному обжалованию или опротестованию. Мотивировочная часть решения должна содержать ответы на вопросы, предусмотренные ст. 300, а в случае составления ее не в совещательной комнате д/б изложена в виде отдельного док-та и содержать указание на решение, в отношении которого она составлена. Ст. 300: При вынесении решения суд должен рассмотреть след.вопросы: какие факты входят в предмет доказывания каждой из сторон, третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора; какие из этих фактов установлены с помощью достоверных доказательств и какие не установлены; почему отвергаются те или иные доказательства; чьи требования или возражения в итоге оказались обоснованными полностью или частично; какие акты законодательства д/б применены по данному делу. ГПК правовую обоснованность решения называет его законностью и в связи с этим говорит, что решение д/б законным и обоснованным. Решение явл-ся законным, если при его вынесении суд правильно применил подлежащие применению нормы мат-ного и процесс.права. Решение явл-ся незаконным, если суд применил не подлежащую применению норму мат-ного права. ГПК позволяет утверждать, что в целом решение явл-ся обоснованным, если судом учтены все факты, входящие в предмет доказывания, каждый из этих фактов подтвержден достаточными и достоверными доказательствами, а сделанные в решении выводы соответствуют устан-ным фактам. Требования, предъявляемые к решению суда по гражд.делу, касаются не только факт-кого и правового основания, но и предмета его (резолютивной части). Резолютивная часть решения д/б полной, т. е. содержать ответы на все требования или элементы требования истца и других заинт-ных в исходе дела лиц, а каждый ответ должен иметь точно названного адресата, быть однозначным, окончательным, ясным и категоричным. Решение д/б однозначным, т. е. содержать один ответ на одно требование (признание одного юрид.факта или директиву о совершении одного действия). Решение д/б также окончательным. Предварительные и промежуточные решения допускаются в порядке исключения только в прямо предусм-ных законом случаях.
79. Законная сила суд.решения. Момент и правовые последствия вступления решения в законную силу. Вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц и подлежит исполнению на всей территории Республики Беларусь. Речь о таких характеристиках (свойствах) законной силы судебного решения как обязательность и исполнимость. При этом исполнимость следует рассматривать как одно из проявлений обязательности. Обязательность и исполнимость решения отражают саму сущность его законной силы. Статья 318 ГПК говорит также о таких последствиях вступления решения суда в законную силу, как исключительность и преюдциалъность. Еще одним последствием вступления решения в законную силу является утрата возможности добиться отмены его в кассационном порядке. В связи с этим вступившее в законную силу решение становится неизменяемым или стабильным. Нестабильное решение нельзя признать достаточно эффективным. В любой момент может быть заявлено требование о его пересмотре.
81. Частные определения, их содержание и значение. Выносится в целях устранения причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. В соответствии со ст. 325 ГПК, обнаружив при рассмотрении дела нарушения законности отдельными должн.лицами или гражданами, либо существенные недостатки или нарушения в деят-ти юрид.лиц, выносит частное определение и направляет его соответствующим юрид.лицам или их должн.лицам, которые обязаны в месячный срок сообщить суду о принятых ими мерах. Если при рассмотрении дела суд обнаружит признаки преступления в действиях гражданина, он сообщает об этом прокурору частным определением. Частное определение суда м/б обжаловано. За оставление без рассмотрения частного определения суда либо непринятие мер к устранению указанных в нем нарушений, а равно несвоевременный ответ на частное определение должн.лица несут отв-ть, предусмотренную КоАП. Как правило, частное определение выносится одновременно с решением суда по гражд.делу.
83. Производство по жалобам на действия избир-ных комиссий. ГПК отнес к компетенции общих судов в производстве по делам, возникающим из адм.-правовых отношений, рассмотрение дел по жалобам на действия избир-ных комиссий в случаях, предусмотренных законом. Круг действий избир-ных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента, выборов и отзыва депутатов ПП, членов СР, а также при подготовке и проведении референдума в настоящее время регулируется Избир-ным кодексом. По общему правилу право обжалования касается решений и действий избир-ьных комиссий, которые подлежат первоначально обжалованию в вышестоящую комиссию, а решение ЦИК в суд непосредственно. ГПК закрепляет спец-ные нормы общего характера о порядке подачи жалоб в судна действия избир-ных комиссий. Для дел, возникающих из адм.-правовых отношений, установлен сокращенный срок их рассмотрения в 1 мес., если иное не установлено ГПК и актами законодательства. Часть 1 ст. 342 для рассмотрения жалоб на действия избирательных комиссий устанавливает как общее правило специальный срок - не позднее чем в пять дней с момента подачи жалобы, если иное не предусмотрено законом. Так, ИК для предусмотренных им случаев обжалования в суд действий избирательных комиссий (по неправильностям в списках избирателей, по отказу в регистрации кандидатов в депутаты, Президенты, члены Совета Республики) устанавливает, что эти жалобы должны быть рассмотрены судом в 3-дневный срок, а в остальных случаях действует 5-дневный срок, установленный в ГПК. ГПК устанавливает, что решение по жалобе на действия избир-ных комиссий должно быть мотивированным. Этим отменяет действие общей нормы о возможности вынесения решения без мотивировочной части.
85. Рассмотрение судами жалоб на постановления гос.органов и должн.лиц по делам об адм-ных правонарушениях. В соответствии с ГПК суд рассматривает дела по жалобам на постановления гос.органов и должн.лиц по делам об адм-ных правонарушениях граждан. Процессуальные особенности рассмотрения жалоб на постановления гос.органов и должн.лиц по делам об адм-ных правонарушениях определены ГПК, постановлением Пленума Верх.Суда. Правом рассмотрения указанных дел наделены гос.органы и должн.лица, открытый перечень которых указан в КоАП. Судом могут рассматриваться как собственно дела об адм-ных правонарушениях, предусмотренных КоАП, в адм.-процессуальном порядке, так и жалобы на постановления органов и должн.лиц по таким делам в порядке гражд.судопроизводства в соотв-вии с ГПК, в связи с чем следует различать сущность названных дел. КоАП предусмотрены различные виды адм-ных взысканий. Объектом обжалования в суд в соответствии с КоАП м/б также действия гос.органов и должн.лиц по адм-ному задержанию, а также осмотру, изъятию вещей и док-тов, независимо от того, осуществляются ли такие действия при адм-ном задержании или не в связи с ним. Право обжалования решений и постановлений по делам об адм-ных правонарушениях принадлежит лицам, в отношении которых они вынесены, а также потерпевшим. Не применяется гражд.-процессуальный порядок обжалования постановлений суда по делам об адм-ных правонарушениях, предусмотренных КоАП. В соответствии с КоАП постановление суда (судьи) о наложении адм-ного взыскания явл-ся окончательным и обжалованию не подлежит. Согласно КоАП такое постановление может отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от протеста прокурора председателем выш-щего суда. Жалоба на постановление по делу об адм-ном правонарушении подается в суд по м/жит-ва заявителя. Срок на подачу жалобы установлен КоАП, ГПК. Суд обязан известить о времени и месте суд.разбирательства лицо, в отношении которого вынесено постановление, орган, вынесший постановление, а также потерпевшего. При рассмотрении жалобы суд обязан исследовать обстоятельства, относящиеся как к административному правонарушению, так и к личности лица, его совершившего. Полномочия суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об адм-ном правонарушении заключаются в следующем: установив, что постановление об адм-ном правонарушении явл-ся законным и обоснованным, суд оставляет постановление без изменения, а жалобу - без удовлетворения; суд вправе отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение в тот же или иной гос.орган (должн.лицу); в случае признания необоснованным или незаконным привлечения заявителя к адм-ной отв-ти суд отменяет постановление и прекращает дело об адм-ном правонарушении; при удовлетворении жалобы на постановление суд вправе изменить меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных законом об отв-ти за адм-ное правонарушение, с тем, чтобы взыскание не было усилено. Решения судов по данной категории дел м/б обжалованы и опротестованы в кассационном порядке.
87. Дела по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении. Действующее законод-во предусматривает возможность исправления ошибок, допущенных при совершении нотариальных действий или при отказе в их совершении, в судебном и адм-ном порядке. Адм-ный порядок применяется, когда жалоба не относится к существу нотариального действия. В соответствии с Положения о нотариате и нотариальной деятельности жалобы, не связанные с законностью совершения нотариальных действий или с отказом в их совершении (нарушение сроков совершения таких действий, несоблюдение установленных часов приема и др.) рассматриваются Минюстом, управлениями юстиции, другими уполномоченными гос.органами. Судебный контроль за деят-тью органов и должн.лиц, совершающих нотариальные действия, применяется, когда по мнению лица, обратившегося за совершением нотариального действия, оно совершено неправильно или отказ в его совершении неправомерен, когда нотариальным действием ущемлены интересы лиц, не принимавших участия в его совершении, а также когда совершенное нотариальное действие явилось основанием для возникновения спора о праве, подведомственного общему или хоз-ному суду. Хоз-ные суды рассматривают дела по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении, если за их совершением обратились субъекты хозяйствования – юрид.лица или граждане - предприниматели. Возникший между заинт-ными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства, в остальных случаях дело возбуждается в общем суде жалобой и рассматривается по правилам производства из адм.-правовых отношений. Рассмотрение и разрешение в общих судах дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении регулируется ГПК и постановлением Пленума Верх.Суда. При пропуске этого срока, если заявлено требование о его восстановлении, суд должен выяснить причины пропуска и, если они уважительны, восстановить срок и рассмотреть жалобу по существу. Решение суда по данной категории дел должного отвечать общим требованиям, предусмотренным ГПК и всегда включает мотивировочную часть. Разрешая дело, суд может применить след.полномочия: признать нотариальные действия совершенными правильно и отклонить жалобу; признать жалобу обоснованной и обязать нотариуса или другое управомоченное должностное лицо совершить определенное нотариальное действие либо внести исправления в совершенное нотариальное действие (устранить допущенные нарушения), либо отменить совершенное нотариальное действие.
89. Установление фактов, имеющих юрид.значение. В силу ГПК и постановления Пленума Верх.Суда "О суд.практике по делам об установлении фактов, имеющих юрид.значение" суд вправе устан-ть факты в порядке особого производства если: 1) согласно закону такие факты порождают юрид.последствия (возникновение, изменение или прекращение личных или имущ-ных прав граждан); установление факта не связывается с посл-щим разрешением спора о праве, подведомственного суду; заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие док-ты, удостоверяющие факт, имеющий юрид.значение; действующим законод-вом не предусмотрен иной (внесудебный) порядок из установления. В суд.порядке не могут устан-ся, в частности, заявления об установлении прохождения действ-ной военной службы в ВС; нахождения на фронте; пребывания в партиз.отряде; получения ранения, контузии в боях при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службе; возраста граждан; окончания учебного заведения; признания участником ВОВ; принадлежности гражданам личных воинских док-тов и свидетельств, выдаваемых органами загса. Перечень юрид.фактов, которые м/б установлены в суд.порядке при соблюдении перечисленных выше условий приведен в ГПК. При соблюдении указанных выше условий, суд вправе устанавливать и другие факты (факт возведения строения на средства одного из супругов при нерасторгнутом браке). Явл-ся ли факт, об установлении которого просит заявитель, юридическим определяется исходя из цели, которую он преследует (просит установить факт нахождения его на иждивении для последующего оформления насл-ных прав). Цель эта д/б указана в заявлении. В случае удовл-ния заявления в решении указывается, какой факт установлен и цель его установления. Решение об установлении факта, подлежащего регистрации в органах записи актов гражд.состояния или оформлению в других органах, служит основанием для такой регистрации или оформления, не заменяя собой док-тов, выдаваемых этими органами. Факт родственный отношенийподлежит установлению в суд.порядке в случаях, когда он непосредственно порождает юрид.последствия для заявителя и когда родств.отношения не м/б подтверждены соотв-щими док-ми. При установлении факта родств.отношений заявитель должен подтвердить не только отсутствие книги актов гражд.состояния или несохранение в ней самой записи, но и отказ органов загса в восстановлении этой записи. Отказ органов загса в изменении, дополнении и исправлении записей актов гражд.состояния м/б обжалован в суд по м/жит-ва заявителя. Установление факта нахождения лица на иждивенииумершего имеет значение для назначения пенсии, получения наследства, или возмещении вреда. Устан-ние факта регистрации рождения, усыновления, брака, развода, смерти, отцовства. Факт принадлежности лицу правоуст-щего док-та может устанавливаться в суд.порядке, если законом не предусмотрен адм-ный порядок его подтверждения. Установление факта несчастного случая в суд.порядке допускается лишь в случае, когда возможность его установления во внесудебном порядке исключается, что д/б подтверждено соотв-щим док-том.
91. Дела о признании гражданина ограниченно дееспособным, неспособным, об отмене ограничений дееспособности, об объявлении эмансипированны. Гарантией защиты интересов граждан, связанных с их правовым статусом, явл-ся ст. 21 ГК, устанавл-щая, что никто не м/б ограничен в правоспособности или дееспособности иначе, как в случае и порядке, устан-ных законом. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. В соответствии с ГК суд в установленном гражд.процесс.законод-вом порядке может признать недееспособным гражданина, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значение своих действий или руководить ими. Порядок признания гражданина недееспособным или ограничения его в дееспособности предусмотрен ГПК. Факт.обстоятельства, подлежащие установлению по делам о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным м/б установлены с помощью всех предусмотренным законом средств доказывания: объяснений заявителей и других юридических заинтересованных в исходе дела лиц, свидетельских показаний, письменных и вещественных доказательств, заключений экспертов, других средств доказывания. Заключение судебно-психиатр.экспертизы не м/б заменено никакими другими доказательствами, подтверждающими наличие у него душевного заболевания или слабоумия. Дела об отмене ограничения дееспособности или признании гражданина дееспособным рассматриваются с обязательным участием прокурора. Согласно ГК несов-летний, достигший 16 л., м/б объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. По общему правилу, объявление несов-летнего полностью дееспособным производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя. В суд.порядке вопрос об эмансипации несовершеннолетнего решается в двух случаях: когда отсутствует согласие хотя бы одного из законных представителей; когда орган опеки и попечительства отказал объявить несов-летнего полностью дееспособным. Процессуальные особенности рассмотрения дел об объявлении несовершеннолетнего дееспособным изложены в ГПК. В рез-те рассмотрения заявления по существу, суд выносит решение, которым либо удовлетворяет либо отклоняет просьбу заявителя. При удовлетворении заявленной просьбы несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) с момента вступления решения суда об эмансипации в законную силу.
93. Восстановление прав по утраченным док-там на предъявителя (вызывное производство). Порядок восстановления прав по док-там на предъявителя регул-ся ст. ГПК. Указанные дела рассматр-ся судом в порядке особого производства. ГК предусматривает возможность восстановления прав не только по док-там на предъявителя, но и по утраченным ордерным ценным бумагам. Восстановление таких прав происходит также в суд.порядке в рамках особого производства. В соотв-вии с ГПК суд рассматривает дела о восстановлении прав по док-там на предъявителя при отказе лица, выдавшего документ, производить по нему операции. Подготовка дела к суд.разбирательству имеет свои особенности. Поскольку держатель док-та неизвестен, судья выносит определение о публикации в местной газете за счет заявителя объявления о вызове держателя док-та в суд (отсюда название "вызывное производство"), а также немедленно определение о запрещении выдавшему документ лицу производить по нему платежи и выдачи, которое м/б обжаловано. Публикация в газете имеет своей целью сообщение держателю док-та о начавшемся суд.процессе. Дальнейшее движение дела зависит от того, заявит ли держатель док-та в течение 3 мес. со дня публикации о своих правах на документ. Если в указанный срок держатель док-та подаст в суд заявление о наличии у него данного док-та, об основании, по которому он владеет док-том, и представит документ в подлиннике, суд оставляет заявление лица, утратившего документ без рассмотрения. Заявителю при этом разъясняется его право предъявить в месячный срок к держателю док-та иск об истребовании этого док-та. Если такой иск не будет заявлен, все меры, принятые судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, утрачивают силу, причем держатель документа получает право требовать возмещения убытков, причиненных принятыми запретительными мерами. Если по истечении трехмесячного срока со дня публикации от держателя документа не поступит заявления о его праве на утраченный документ, дело о восстановлении прав по утраченному документу на предъявителя назначается к судебному разбирательству. В случае удовлетворения просьбы заявителя суд выносит решение, которым признает утраченный документ или документ, утративший признаки платежности, недействительным. Это решение явл-ся основанием для выдачи заявителю нового док-та взамен признанного недействительным. Если держатель док-та по каким-либо причинам своевременно не заявил о своих правах на этот документ, то после вступления в законную силу решения он вправе предъявить к лицу, получившему на основании решения суда имущество или новый документ взамен утраченного, иск о неосновательном приобретении или сбережении имущества.
95. Право кассац.обжалования суд.решения. Право кассац.обжалования (опротестования) суд.постановлений заключается в праве требовать проверки вышестоящим (кассационным) судом законности и обоснованности вынесенного судом первой инстанции не вступившего в законную силу решения или определения. Право кассац.обжалования решения суда в соответствии с ГПК принадлежит сторонам и другим юрид-ки заинт-ным в исходе дела лицам, а также иным лицам, если суд вынес решение об их правах и обязанностях. Прокурор или заместитель прокурора имеет право опротестовать решение суда независимо от того, участвовал ли он в деле; помощники прокуроров, прокуроры отделов и управлений - если они участвовали в рассмотрении дела. В соответствии с ГПК объектом пересмотра в кассац.порядке м/б решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу. Исключением явл-ся решения Верх.Суда и решения по жалобам на действия избир-ных комиссий, которые в силу ГПК вступают в законную силу немедленно после провозглашения и обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат. Право кассац.обжалования или опротестования осущ-ся путем подачи соотв-но кассационной жалобы либо кассационного протеста. Порядок подачи кассационной жалобы (протеста) включает: 1) соблюдение установленного срока подачи кассац.жалобы (протеста); 2) выполнение требований, предъявляемых к кассац.жалобе (протесту); 3) обращение в компетентный суд. Кассационная жалоба или протест д/б поданы в течение 10 дней со дня вынесения решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивированной частью. Требования, предъявляемые к содержанию кассац.жалобы (протеста) предусмотрены ГПК. Для соучастников и третьих лиц, выступавших в процессе на стороне кассатора, реализация права кассац.обжалования возможна также путем присоединения к его кассац.жалобе. Судами кассационной инстанции в РБ явл-ся суд.коллегии по гражд.делам областных, Минского гор-кого судов, пересматривающие решения районных судов, и судебная коллегия по гражд.делам Верх.Суда, пересматривающая решения, вынесенные по первой инстанции областными, Минским гор-ким судами. Решение межгарнизонных военных судов рассматриваются в кассац.порядке Бел.военным судом, а решения принятые по первой инстанции Бел.военным судом - военной коллегией Верх.Суда. По общему правилу кассац.жалобы и протесты адресуются в кассац.суд, а подаются в тот суд, который вынес решение. При подаче кассац.жалобы или протеста непосредственно в кассац.суд они направляются в суд первой инстанции для решения вопроса об их принятии.
97. Возбуждение кассац.производства. Подготовка к рассмотрению кассац.жалобы. Подготовка дела к кассац.пересмотру включает два этапа. На первом из них, после принятия кассац.жалобы или протеста, совершает действия суд первой инстанции. Второй этап подготовки наступает после передачи дела в кассац.суд. Получив дело, судья кассационного суда проверяет правильность подачи кассационной жалобы или протеста и подготовленность дела к рассмотрению в кассационном суде. При необходимости он вправе совершить ряд доп-ных действий, предусмотренных ГПК, о чем д/б извещены юрид-ки заинтересованные в исходе дела лица. Лица, юридически заинтересованные в исходе дела, могут представлять в суд первой инстанции или непосредственно в кассационный суд письменные возражения на кассационную жалобу или протест с приложением необходимых документов. До направления дела в кассационный суд возражения подаются в суд первой инстанции. В ином случае они могут быть поданы в кассационный суд до начала рассмотрения дела или в судебном заседании кассационного суда. Возражения и приложенные к ним письменные материалы должны быть поданы с копиями по числу юридически заинтересованных в исходе дела лиц.
99. Полномочия суда кассац.инстанции. После рассмотрения дела в кассац.порядке суд второй инстанции обязан дать ответ на доводы кассац.жалобы (протеста), а также после полной проверки законности и обоснованности суд.решения определить его юрид.судьбу, дальнейшее развитие процесса. Для разрешения этих вопросов закон предоставляет суду второй инстанции спец-ные полномочия, которые в основном закреплены в ГПК и реализуются им в определении. Применение этих полномочий зависит от итогов проверки законности и обоснованности суд.решения. Следует отметить и иные полномочия суда второй инстанции. При вынесении нового решения, прекращении производства по делу, оставлении заявления без рассмотрения кассац.инстанция обязана разрешить вопрос о повороте исполнения, либо передать его на рассмотрение суда первой инстанции. При отмене решения и передаче дела на новое рассмотрение - указать, какие действия должен совершить суд первой инстанции при новом рассмотрении дела. Одним из полномочий суда второй инстанции, влияющих на ход процесса, явл-ся его право прекратить кассац.производство. В связи с его применением решение суда первой инстанции вступает в законную силу без полной проверки его законности и обоснованности, т. к. кассац.производство возникло неправомерно либо по волеизъявлению кассатора в форме отказа от жалобы (протеста) прекращено судом. По общему правилу решение суда, в кассац.порядке, пересматривается один раз. Однако закон гарантирует реализацию права на кассац.обжалование (опротестование) и в тех случаях, когда жалоба (протест), поданные в срок или после восстановления пропущенного срока, поступят в суд кассац.инстанции после рассмотрения дела по другим жалобам (протестам). При вторичном пересмотре решения по такой жалобе применяются все названные полномочия кассац.суда, но в отношении решения, которое уже вступило в законную силу. Для устранения возможных коллизий суду кассационной инстанции при вынесении в этом случае в отношении решения суда иного определения предоставлено дополнительное полномочие - направить дело с отдельным представлением председателю суда для решения им вопроса о принесении протеста в порядке надзора на одно или оба определения суда кассац.инстанции в ГПК.
101. Надзорное производство и его стадии. В силу принципа законности ГПК создает гарантии права на суд.защиту для отмены неправомерных суд.постановлений и в случаях, когда они вступили в законную силу. ГПЗ предусматривает для этого 2 вида производств, являющихся самостоятельными стадиями процесса: в порядке судебного надзора; по вновь открывшимся обстоятельствам. Общим для этих производств явл-ся возможность пересмотра суд.постановлений, вступивших в законную силу и устранение неправомерности этих постановлений после рассмотрения дела в суд.заседании. Однако они сущ-но различаются по способам возбуждения пересмотра, порядку пересмотра и полномочиям судов. Право суд.надзора принадлежит вышест. судам за деят-тью нижестоящих судов и осущ-ся в порядке, установленном законод-вом, как в кассационном, так и в надзорном произв-ве. Новый ГПК сущ-но расширил предмет регул-ния в надзорном производстве посредством установления поводов к принесению протеста в порядке надзора. Основаниями к принесению протеста в порядке надзора являются сущ-ные нарушения норм мат-ного и процесс.права. Особенностью надзорного производства явл-ся возникновение гражд.процесс.правоотношений, направленных на пересмотр дела в суде надз.инстанции до принесения протеста и возбуждения дела в суде. Надз.производство после его возбуждения протестом проходит: стадию подготовки дела к суд.заседанию (извещение юрид-ки заинт-ных в исходе дела лиц, направление им копии протеста в порядке надзора); стадию рассмотрения дела в суд.заседании судом надзорной инстанции; стадию вынесения определения или постановления, которой суд разрешает дело в пределах предоставленных ему полномочий. Общность функции по пересмотру незаконных и необоснованных суд.постановлений предопределяет сходство кассац-ного и надзорного произв-ва. Это проявляется прежде всего в единстве оснований к отмене суд.постановлений - необоснованность или сущ-ные нарушения норм мат-ного или процесс.права; пределах обязательности указаний суда, рассматривающего дело в порядке надзора; пределах пересмотра дела в суд.заседании - в полном объеме, как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте; сходстве большинства полномочий, кроме права на вынесения нового решения на основании исследования новых доказательств. Законом установлены различные сроки для возбуждения пересмотра. ГПК также различно определяет суд.инстанции, управомоченные на рассмотрение дел в кассац-ном и надзорном произв-ве, а также круг лиц, имеющих право на возбуждение дел. В надзорном производстве допускается неоднократный пересмотр дела разными судами, но невозможно установление новых обстоят-ств, исследование доказ-ств, т. е. отсутствуют апелляц.начала. Названные особенности пересмотра суд.постановлений в порядке надзора по сравнению с кассац.производством предопределяют различия в деят-ти участников процесса и судов надзорной инстанции. Пересмотр гражд.дел в порядке надзора – самост-ная стадия разрешения дела, совокупность гр.процесс.правоотношений по проверке поводов и оснований для истребования дел и принесения протеста в порядке надзора, опротестованию и пересмотру в суд.заседании суд.решений, определений и постан-ний, вступивших в законную силу.
103. Круг должн.лиц, уполномоченных на принесение протеста в порядке надзора и приостановление исполнения решения. Суды, в компетенцию которых входит пересмотр дел в порядке надзора. Рассматривать протесты в порядке суд.надзора имеют право только указанные в законе суд.органы. В соотв-вии с ГПК пересматривать в порядке надзора суд.решения, опред-ния и постан-ния, вступившие в законную силу, имеют право след.органы: президиумы обл-ного, Минского гор-кого судов, Бел.военный суд, Военная коллегия Верхо.суда, Судебная коллегия по гражд.делам Верх.Суда, Президиум Верх.Суда. К компетенции президиумов обл-ного, Минского гор-кого судов относится рассмотрение дел по протестам на решения и определения районных судов и кассац.определения суд.коллегий по гражд.делам соотв-щего суда. Бел.военный суд рассматривает протесты на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы в кассац.порядке. Военная коллегия Верх.Суда рассматривает протесты на вступившие в законную силу решения, определения Бел.военного суда, которые не были обжалованы в кассац.порядке, а также на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые рассматривались в кассац.порядке Бел.военным судом. След.судом, рассматривающим гражд.дела в порядке надзора, явл-ся Суд.коллегия по гражд.делам. В ее компетенцию входит рассмотрение надзорных протестов на постан-ния президиумов обл-ных и Минского гор.судов и вступившие в законную силу решения областных и Минского гор.судов, которые не были обжалованы в кассац.порядке. Суд.коллегия по гражд.делам Верх.Суда рассматривает дела по протестам в порядке надзора в составе трех членов суда на вступившие в законную силу решения и определения Суд.коллегии по гражд.делам и военной коллегии Верх.Суда. В его заседании при рассмотрении протеста необходимо участие большинства членов Президиума. Президиум Верх.Суда рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения и определения Суд.коллегии по гражд.делам Верх.Суда. В его заседании при рассмотрении протеста необходимо участие большинства членов Президиума. Не допускается пересмотр надзорными органами дважды одного и того же дела по протестам разных должн.лиц. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в порядке суд.надзора, не вправе принимать участие в новом рассмотрении этого дела в суде первой, второй и надзорной инстанции после отмены суд.постановления, вынесенного с его участием.
105. Основания к пересмотру суд.постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Под сущ-ными для дела обстоят-ми, которые не были и не могли быть известы заявителю следует понимать юрид.факты, входящие в состав основания иска и возражений против иска, а также любые другие факты, имеющие значение для правильного разрешения дела. Если бы эти факты были известны суду в момент рассмотрения дела, то с учетом их суд д/б вынести иное по своему содержанию постановление. В том случае, когда суд мог установить необходимые для дела обстоят-ва, но не сделал этого, вынесенное по данному делу решение подлежит пересмотру в порядке надзора, а не по вновь открывшимся обстоят-вам. От указанных обстоятельств следует отличать так называемые новые и изменившиеся обстоятельства. Изменение обстоятельств, на которых основано суд.постановление, а также появление новых обстоятельств по делу может служить лишь основанием для предъявления самост-ного иска, но не для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоят-вам. Обстоят-ва, существ-шие и известные сторонам на момент разрешения дела, не могут явл-ся основанием к пересмотру по вновь открывшимся обстоят-вам постановлений суда. ГПК предусматривает в качестве основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам подложность документов. Недоброкачественность доказательств и средств доказывания (заведомо ложные показания свидетелей, заведомо ложное заключение эксперта или выводы спец-та, заведомо неправильный перевод, подложность док-тов или вещ.доказательств) д/б установлены вступившими в законную силу приговором суда. Однако одного факта недоброкачественности доказат-ного материала недостаточно для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Дело м/б пересмотрено только в том случае, если суд убедится, что в его основу положены именно те юрид.факты, которые установлены при помощи доказательств, признанных приговором суда недоброкач-ными. Если недоброкачественность доказательств не м/б по каким-либо причинам установлена приговором суда, то дело пересматривается в порядке суд.надзора. Преступные действия сторон, других юрид-ки заинт-ных в исходе дела лиц, или преступные деяния судей, совершенные в связи с данным делом являются основанием для пересмотра суд.постановлений по вновь открывшимся обстоят-вам, если они повлекли вынесение незаконного или необоснованного решения. Преступные действия членов суда должны относится к производству данного пересматриваемого дела. Осуждение же судьи за неправосудное решение по какому-либо делу не может служить основанием к пересмотру других постановлений, вынесенных с его участием. Основанием к пересмотру суд.постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам в силу явл-ся отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иного государственного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения. Указанные акты д/б отменены компетентными органами в порядке, предусмотренном законом.
107. Понятие исполн-ного производства и его стадии. В соотв-вии с ГПК вступившие в законную силу суд.постановления обязательны для всех граждан, должностных лиц, а также юрид.лиц и подлежат исполнению на всей территории РБ. Для обеспечения гарантий на судебную защиту согласно ГПК ГПЗ регламентирует как порядок рассмотрения и разрешения судами подведомственных им гражд.дел, так и порядок исполнения постановлений судов по гражд.делам. Функция по принудительному исполнению осущ-ся судом, а в части мер по непосредственному принуждению к исполнению состоящими при районных судах суд.исполнителями. Исполн-ное производство в гражд.процессе представляет собой урегулированный ГПК порядок обеспечения и принуд-ного осущ-ния судом и суд.исполнителем предписаний, содержащихся в суд.постановлениях и иных актах по защите права установленными законом способами. Исполн-ное производство обычно завершает процесс суд.защиты права. Исполн-ное производство является формой осущ-ния суд.юрисдикции и непосредственного гос.принуждения к лицам, обязанным по закону реализовать акты по защите права. Исполн-ное производство в своем развитии проходит ряд стадий по рассмотрению дела: 1) возбуждение исполн-ного производства; 2) подготовка к принуд-ному исполнению; 3) осущ-ние исполн-ных действий; 4) возвращение исполн-ного док-та после исполнения либо без исполнения при прекращении исполнительного производства и возвращении исполн-ного док-та взыскателю. Исходя из назначения исполн-ного производства, ГПК определяет его задачи. Выполнение указанных в данной статье задач в целом возложено на суд и состоящих при суде судебных исполнителей в соответствии с их компетенцией. Обязанность содействовать исполнению, законом возложена на ряд субъектов (банки, адм-цию юрид.лиц).
109. Стороны в исполн-ном производстве, их права и обязанности. Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник. Согласно ГПК взыскатель - лицо, в пользу которого производится исполнение, а должник -обязанная сторона. Взыскателями становятся граждане, юридические лица, государство в пользу которых вынесен юрисдикционный акт, требующий исполнения. Должником - граждане, юридические лица, государственные органы, обязанные по юрисдикционному акту совершить определенные действия в пользу взыскателя. Состав сторон, в том числе их множественность в виде соучастия, определяются резолютивной частью юрис-дикцинного акта. Наименование и статус взыскателя и должника эти лица получают в исполнительном производстве. Лишь для взыскателя и должника в приказном производстве их наименование переходит в исполнительное производство. Согласно ГПК взыскатель и должник в исполнительном производстве пользуются правами и обязанностями, установленными ГПК в части не противоречащей сущности исполнительного производства. Взыскатель и должник при обращении к суду и рассмотрении вопросов в судебных заседаниях пользуются правами, перечисленными в ГПК, они вправе вести свои дела в исполнительном производстве лично или через представителей, либо совместно с представителем. Взыскатель и должник, как лица непосредственно заинтересованные в исходе дела, вправе свободно распоряжаться своими правами. Однако процессуальные формы распорядительных действий сторон исполнительного производства, кроме мирового соглашения, из условий их принятия судом установлены в ГПК. Одной из гарантий права сторон на судебную защиту в исполнительном производстве является их право на обжалование действий судебного исполнителя в суд, при котором он состоит. Сторонам принадлежит также право на подачу частных жалоб на определения судей по разрешению вопросов, связанных с осуществлением исполнительного производства.
111. Поворот исполнения суд.решения. Законом предусмотрены меры по обеспечению интересов ответчика при немедленном исполнении решения. В силу ст.315 ГПК суд может потребовать от истца обеспечения поворота исполнения решения на случай его отмены. Обеспечение интересов ответчика при немедленно исполнении решения может заключаться также в отложении передачи истцу взысканных ден.сумм или иного имущества до вступления решения в законную силу.
113. Общие правила производства исполн-ных действий. Исполн-ными действиями явл-ся предусмотренные ГПК и иными законами меры, в т. ч. – принуд-ного хар-ра, направленные на реализацию в рамках исполн-ного производства прав и обязанностей, установленных суд.постановлением или иным правоохранительным актом. Вызов должника в суд для ознакомления с исполн-ным документом обычно производится суд.исполнителем одновременно с информированием должника о возбуждении исполн-ного производства. Вызов должника осущ-ся суд.повесткой. В соответствии с ГПК должник имеет право на предоставление ему срока для добровольного исполнения исполн-ного док-та. Наложение ареста на имущ-во и ден.средства, принадлежащие должнику, производится суд.исполнителем в соотв-вии с правилами, установленными ГПК, с вынесением акта ареста (описи), в котором указываются конкретное подлежащее аресту имущ-во, сумма подлежащих аресту ден.средств, банковского счета, на которых они находятся. Порядок продажи описанного и изъятого имущества должника регулируется ГПК. Судебный исполнитель в силу ГПК также вправе получать от сторон и иных лиц устную или письменную информацию, необходимую для осущ-ния исполнения. Исполнительные действия осущ-ся суд.исполнителем суда, возбудившего исполнительное производство в соотв-вии с правилами о месте исполнения, предусмотренными ГПК. В соотв-вии с установленными ГПК правилами о времени производства исполн-ных действий, совершение исполн-ных действий производится, по общему правилу, в рабочие дни и в дневное время. В соотв-вии с ГПК к расходам по исполнению относятся необходимые при исполнении исполн-ного док-та расходы: на хранение и перевозку имущ-ва должника; на публикацию о продаже имущ-ва с торгов; на оплату экспертов и специалистов (при привлечении таковых для оценки описанного имущ-ва); на оплату проезда судебного исполнителя к месту исполнения. Перечень расходов по исполнению, указанный в ГПК, не явл-ся исчерпывающим. К расходам по исполнению м/б отнесены и иные расходы, необходимые для исполнения исполнительного документа.
2. Источники гражд.процес.права. Источниками ГПП явл-ся законод-ные и иные правовые акты, м/д договоры. В них находятся гражд.процесс.нормы, регулирующие гражд.судопроизводство. С точки зрения иерархии источников – основным является конституция. В ней отражен ряд принципов гражд.процесса: осуществление правосудия только судами, независимость судей и подчинение их только закону, назначаемость судей и т.д. ГПК от 11.01.1999, принят ПП 10.12.1998, одобрен СР 18.12.1998, вступил в силу 01.07.1999. Состоит из 11 разделов, 42 глав (часть делится на параграфы), 566 ст., 4 приложения. Источниками являются законы о внесении изм-ний и доп-ний в ГПК. З-н 1999 дополнил ст.81 ГПК нормой о праве ген.прокурора, прокуроров областей, приравненных к ним прокуроров с согласия президента подать в суд заявление о защите чести и достоинства президента. Источниками явл-ся и постановления СМ.
4. Стадии гражданского процесса. Под стадией процесса понимают совокупность процессуальных действий, направленных на осуществление одной ближайшей процессуальной цели. В гражданском процессе можно различать два уровня процессуальных целей: по рассмотрению дел и по их разрешению. Соответственно можно выделять стадии рассмотрения гражданских дел и стадии разрешения гражданских дел. Ученые-процессуалисты считают стадиями 5 существующих в ГПК производств, в которых различно определена компетенция суда по разрешению дела, а поэтому различаются и правила их рассмотрения. Это: 1) производство в суде первой инстанции, имеющее целью рассмотрение и разрешение дела по существу; 2) кассационное производство (производство во второй инстанции), по рассмотрению и разрешению жалоб (протестов) юридически заинтересованных в исходе дела лиц, имеющее целью проверку законности и обоснованности судебных постановлений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу; 3) надзорное производство, по рассмотрению и решению надзорных протестов должностных лиц, суда и прокуратуры с целью проверки законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в законную силу; 4) производство по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам судебных решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу, имеющее целью рассмотрение и разрешение заявлений и представлений о незаконности или необоснованности судебных постановлений с учетом вновь открывшихся обстоятельств; 5) исполнительное производство, имеющее целью применение по заявлениям взыскателей мер принудительного характера для исполнения судебных и иных постановлений.
6. Принцип гласности гражд.судопроизводства. Предусмотрен конст-цией, кодексом о судоустройстве. В соответствии с этим принципом разбир-во суд.дел вообще и гражд-х в частности во всех судах явл-ся открытым. Является одним из аспектов гласности всей гос-ной и общ-ной жизни в РБ. Этот принцип – одно из самых сущ-ных проявлений демократизма. Открытость судопроизводства дает важную гарантию независимости и беспристрастности судей. Имеет большое воспитательное значение. Различают два вида гласности: внутренняя (относительно сторон и других участников гражд.судопроизводства) и внешняя или публичная (в отношении присутствующих в зале суд.заседания, читающих прессу, слушающих радио и телепередачи). Принцип гласности реализуется не только в ходе суд.заседаний и посредством публичного оглашения решений, но и предоставлением возможности знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии представленных док-тов.
8. Принцип диспозитивности в гражд.процесс.праве. Выражает специфику гражд.прав, составляющих предмет суд.защиты. Придает распорядительный хар-р праву на обращение за судебной защитой. Согласно ГПК гражд.дела возбуждаются судом только по заявлениям юрид-ки заинт-ных в исходе дела лиц и рассматриваются лишь в отношении заявленных требований. Специфическими формами выражения принципа диспозитивности является право истца отказаться от иска, полностью или частично признать иск и право сторон урегулировать спорные взаимоотношения путем заключения мирового соглашения. Совершение сторонами таких распорядительных действий в гражд.процессе поставлено под контроль суда. Отдельные стороны принципа диспозитивности проявляются также при совершении некоторых других процесс.действий в суде первой инстанции (при замене надлежащей стороны ГПК придает решающее значение согласию истца, с учетом усмотрения и инициативы заинт-ных лиц в гражд.процессе решаются вопросы вступления в дело третьих лиц, соединения исковых требований и обеспечения иска, приостановления производства по делу). В соответствии с принципом диспозитивности заинт-ные лица осуществляют право на кассац.обжалование суд.постановлений и возбуждают исполнительное производство. Т.обр., принцип диспозитивности распространяет свое действие на все стадии судопроизводства. В различном сочетании распорядительных правомочий заинт-ных лиц он определяет собой возникновение и последующее движение процесса, играя роль одного из основных движущих начал гражд.судопроизводства.
10. Субъекты гражд.процес.прав-ний и их классиф-ция. Суд явл-ся обязательным участником правоотношения. Властные полномочия дают возможность истребовать от соотв-щих лиц и организаций необходимую инф-цию, выносить не рекомендательные, а обязательные для всех определения и решения, проводить их в жизнь с применением мер принуждения. Без властных полномочий суд не смог бы осущ-ть правосудие, играть отведенную ему роль в гражд.процесс.правоотношении. В ГПК перечислены юриди-ски заинт-ные участники процесса или лица участвующие в деле. Это стороны, третьи лица, заявители, гос.органы (должн.лица), заинт-ные граждане и юрид-кие лица, представители, прокурор, гос.органы, юрид-кие лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц, а также гос.органы, дающие заключения по делу. Группа участвующих в деле лиц разделена на две подгруппы. В первую входят те, кто лично заинтересован в исходе дела.Это истец или заявитель. Сюда же относится ответчик. К нему (через суд) истец предъявляет соотв-щее требование. Без ответчика иск.производство так же невозможно, как и без истца. В первую подгруппу входят третьи лица с самостоят-ми исковыми треб-ми,которые по существу явл-ся истцами. Единственное, что их отличает от истцов, - это вступление в уже начатый процесс. Лично заинтересованные в исходе дела и третьи лица без самостоятельных исковых требований. Вторую подгруппу составляют прочие участвующие лица.У них нет личного интереса в исходе дела, исполняя свой служебный долг, они вступают в процесс или возбуждают его, чтобы так или иначе помочь сторонам, третьим лицам отстоять их законные интересы, а суду — осущ-ть правосудие. Представители (опекуны, адвокаты, юрисконсульты) ведут в судах дела своих подопечных, доверителей, юрид-ких лиц. Прокуроры предъявляют иски или вступают в уже начатые дела, если этого требует охрана гос-ных или общ-ных интересов либо прав и охраняемых законом интересов граждан и юрид-ких лиц. Гос.органы, юрид-кие лица и граждане в предусм-ных законом случаях предъявляют иски в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц. Последнюю группу составляют свидетели, сперты, переводчики, специалисты, понятые, хранители арестованного или спорного имущ-ва и представители общ-ности. Эти субъекты выполняют в процессе вспомогательную роль. Т.обр., среди субъектов следует различать: тех, на кого возлагается обязанность осущ-ния правосудия; тех, кто лично заинтересован в исходе дела; тех, кто участвует в процессе для защиты интересов других лиц и исполнения своего служ.долга; тех, кто оказывает суду содействие в осущ-нии правосудия.
12. Юрид-ки заинт-ные в исходе дела лица. Их процесс.права и обязанности. Два вида: имеющие непосредственный интерес к исходу дела; имеющие гос-ный, общ-ный или иной интерес. К первой группе лиц в исковом производстве относятся: стороны (истец и ответчик), третьи лица, заявление требования на предмет спора, и третьи лица, не заявляющие такие требования, которые непосредственно участвуют в споре либо оказывают содействие одной из сторон гражд.-правового спора. В производстве по делам, возникающим из адм.-правовых отношений: заявители, гос.органы, юрид.лица и иные организации, должн.лица, действия (бездействие) которых обжалуются, а также заинтересованные лица. В особом производстве: заявители, заинтересованные граждане и юрид.лица, которые участвуют в деле с целью защиты судом своих охраняемых законом интересов. В приказном и исполнительном производстве: взыскатель и должник – стороны, в бесспорном порядке осуществляющие через суд право материального требования либо принудительно исполняющие подтвержденное судом или иным органом право требования. Ко второй группе законно относит: прокурора, гос.органы, юрид.лиц и граждан, от собственного имени защищающих права других лиц; гос.органы, вступившие в процесс с цель. Дачи заключения по делу; представителей юрид.заинт-ных лиц. Общие права юрид.заинт-ных лиц обеспечивают им возможность защитить свои интересы в процессе на всем его протяжении. Это права, вытекающие из принципа состязательности, подавать заявления, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии док-тов и требовать их удостоверения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения, возражения против ходатайств, доводов и соображений других лиц, имеют право заявлять отводы и обжаловать суд.постановления. Обязанность – добросовестно пользоваться принадлежащими им процесс.правами.
14. Юрид-ки не заинт-ные в исходе дела участники процесса как субъекты гражд.процес.правоотношений. ГПК относит: свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых, хранителей арестованного или спорного имущества. В теории ГП этих участников имеют лицами, содействующими осуществлению правосудия. Это содействие проявляется в получении судом доказательственной информации; выяснении отдельных вопросов, требующих специальных познаний; в обеспечении общения с лицами, не владеющими языком судопроизводства; в удостоверении хода и рез-тов процесс.действия (понятые); в хранении имущества.
16. Общие правила подведомственности суду гражд.дел. Общие правила подвед-ности гражд.дел суду общей юрисдикции закреплены в ГПК, применительно к четырем видам гражд.судопроизводства - исковому; производству, возникающему из адм.-правовых отношений; особому; приказному и применяются постольку, поскольку иное не установлено актами законод-ва (спец.подведомственность). Иск.производство - основной вид судопроизводства по рассмотрению гражд.дел судом, поскольку большинство требований заинтересованных лиц вытекает из споров о праве. В основу общих правил подвед-ности дел иск.производства положены критерии: спор о праве; субъектный состав спорящих сторон; хар-р спорного правоотношения; нали