Организационно-методические положения
Учебная дисциплина «Арбитражный процесс» является одной из профилирующих дисциплин гражданско-правового цикла. Изучая данный предмет, студенты знакомятся с законодательством, регламентирующим деятельность всей системы арбитражных судов, процессами отправления ими правосудия при рассмотрении и разрешении экономических споров и иных дел.
Цели учебной дисциплины:
повышение теоретического уровня подготовки студентов юридического факультета, формирование правовой культуры;
усвоение ими понятий и категорий арбитражного процессуального права;
изложение студентам арбитражного процессуального права и формирование у них прочных знаний правовых норм и институтов, очерченных учебной программой курса;
развитие логики юридического мышления и общей правовой культуры учащихся высшего учебного заведения;
Задачами изучения дисциплины являются:
· усвоение положений теории арбитражного процессуального права, сущности деятельности арбитражного суда по осуществлению арбитражного судопроизводства;
· выработка умений и навыков применения арбитражных процессуальных норм к конкретным ситуациям;
· обретение навыков принятия правильных решений по спорам, отнесенным к подведомственности арбитражных судов, и подготовки процессуальных документов;
· формирование убежденности в необходимости строжайшего соблюдения законности и чувства ответственности за правильное разрешение гражданско-правовых споров.
Основными формами проведения занятий со студентами являются:
· лекции;
· семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и решаются юридические казусы;
· письменные и устные домашние задания;
· самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.
Изучение дисциплины «Арбитражное процессуальное право» позволяет студентам увидеть общее и особенное в арбитражном и гражданском процессе.
Материал курса усваивается студентами на лекциях, семинарах, практических занятиях, а также самостоятельно, что обязывает студентов постоянно следить за изменениями в законодательстве.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
а) сущность основных теоретических положений науки арбитражного процессуального права, особенности и специфику арбитражного процессуального права;
б) систему арбитражного процессуального права и систему арбитражного процессуального законодательства, характеризующуюся сложностью и обильностью материала;
в) тенденции изменения и развития арбитражного процессуального права и арбитражного процессуального законодательства;
г) содержание нормативных актов, входящих в систему арбитражного процессуального законодательства;
уметь:
а) понимать смысл закона и применять нормы арбитражного процессуального права в практической деятельности;
б) ориентировать в нормативном материале, постоянно изменяющемся в ходе исторического развития общества;
в) применять только действующие юридические правила, разрешать коллизии, связанные с содержанием правовых норм;
г) пользоваться источниками правовой информации;
д) правильно толковать нормы арбитражного процессуального законодательства;
получить навыки:
а) систематического толкования арбитражных процессуальных норм;
б) применения арбитражной процессуальной нормы к конкретным обстоятельствам юридического казуса;
в) составления арбитражных процессуальных документов (искового заявления, ходатайств и др.).
Для успешного усвоения дисциплины необходимо выполнять следующие методические требования:
а) посещая лекции, студенты обязаны вести конспект, который является одной из форм контроля преподавателя за самостоятельной работой студентов;
б) при пропуске лекций и других занятий следует самостоятельно изучить данную тему, законспектировав соответствующие источники;
в) обязательна надлежащая подготовка студентов по всем темам к семинарам и практическим занятиям (изучение и конспектирование рекомендованных источников, решение задач, выполнение других заданий);
г) изучению подлежат не только основные источники (АПК РФ, учебники), но и дополнительная литература (монографические издания, статьи в научно-практических журналах и сборниках, обзоры судебно-арбитражной практики и др.);
д) за разъяснениями и индивидуальной консультацией по вопросам данного курса студент может обращаться к преподавателю кафедры.
Для исследования и изучения наиболее сложных и проблемных вопросов курса может быть предложено написание рефератов. Изучение курса завершается экзаменом.