ЛЕКЦИЯ №2
по дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Раздел 1. Общая экономическая теория
Тема № 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в ходе
Экономического развития
Занятие № 1. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в ходе
экономического развития
|
Учебно-воспитательные цели:
1. Изучить учебный материал темы №2 согласно учебной программе.
2. Формировать основы экономического мышления студентов, интерес и практическую заинтересованность в изучении предмета, навыки работы на лекционном занятии.
3. Воспитывать любовь к своей будущей профессии, тягу к экономическим знаниям.
Содержание
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
1. Сущность хозяйственной деятельности.
2. Потребности и ресурсы: экономическая сущность и классификация. Проблема выбора в экономике.
3. Граница производственных возможностей.
Экономические системы и их сущность.
Заключение.
Литература
а) основная
1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003.
2. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасовича. – М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Баликоев Владимир Заурбекович. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: ОМЕГА-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.
4. Липсиц Игорь Владимирович. Экономика: учебник для вузов. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.
б) дополнительная
1. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Учебно-материальное обеспечение
Учебно-методический комплекс по теме №2:
1. Текст фондовой лекции.
2. Структурно-логическая схема изучения материала темы №2.
3. План-конспект проведения лекционного занятия №2.
4. ТСО: «Лектор-2000», ПЭВМ, видеопроектор, слайды Power Point.
5. Комплект слайдов, наглядных пособий, схем по теме.
6. Классная доска, мел, указка.
7. Список рекомендованной литературы и ее выставка.
8. Задания на самоподготовку.
Текст лекции
Введение
Тема, изучение которой мы сегодня начинаем, является методологической, т.к. в ней будут рассмотрены многие фундаментальные экономические категории, которые будут использоваться на протяжении изучения всех разделов экономической теории.
В лекционном занятии будут изучены следующие теоретические проблемы (см. структурно-логическую схему):
¨ сущность хозяйственной деятельности и ее стадии: производство, распределение, обмен и потребление;
¨ сущность и классификация человеческих потребностей;
¨ сущность и классификация благ;
¨ сущность и классификация ресурсов (факторов производства)
¨ сущность и практическая значимость кривой производственных возможностей государства;
¨ основополагающие аксиомы экономической науки и вытекающая из них проблема выбора варианта использования ресурсов.
В основе материала лекции – знания, полученные Вами в ходе изучения темы №1:
¨ сущность и содержание экономических законов и категорий;
¨ система методов экономической науки.
Таким образом, учебный материал, изучаемый в ходе лекционного занятия, призван подготовить Вас к восприятию последующих тем курса экономической теории, и имеет высокую актуальность и значение в связи с рыночными реформами в России.
Учебные вопросы (основная часть):