Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3)

Государственное устройство Российской Федерации в течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные изменения, в том числе и существенные.

Действующая в настоящее время в субъектах Российской Федерации система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда

созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния – уезд – волость)

было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) – округ – район, а затем (после ликвидации округа) область (край) – район.

Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства – Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик.

СССР был создан на основной части территории бывшей Российской империи, представлявшей собой многонациональное государство.

Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР.

Российская Федерация развивалась ранее как федерация, основанная на автономии. Со временем изменилась численность автономных образований в ее составе, менялся их статус.

Известно, что в истории национально-государственного устройства российской Федерации были мрачные страницы, искажения, деформации национальной политики.

В годы культа личности Сталина некоторые народы были репрессированы, насильственно переселены, их национально-государственные образования упразднены, перекраивались границы. В наше время эти репрессии были признаны преступными и Верховным Советом СССР, и Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 1 июля 1993 г.).* Права народов восстановлены, воссозданы и их национально-государственные образования.

Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах:

- соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;

- создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;

- содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;

- обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;

- сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;

- участие населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.

Понятием административно-территориального устройства охватываются следующие вопросы:

- система административно-территориальных единиц;

- порядок их образования и упразднения;

- отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц;

- установление и изменение границ административно-территориальных единиц;

- установление административных центров административно-территориальных единиц, включающих в себя несколько населенных пунктов;

- наименование и переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей;

- регистрация населенных пунктов, учет изменения в административно-территориальном устройстве.

Поскольку Конституция РФ 1993 г. не относит вопросы административно-территориального устройства к предметам совместного ведения Российской Федерации субъекты РФ самостоятельно решают вопросы образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям. Субъекты Российской Федерации принимают законы об административно-территориальном устройстве, используя при этом критерии выделения административно-территориальных единиц, заложенные в Указе Президиума Верховного Совета РОСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР». В Челябинской области действует Закон «Об административно-территориальном устройстве Челябинской области» от 26 октября 2006 г. № 66-ЗО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: