Согласно П(С) БУ 9 запасы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по наименьшей из двух оценок: либо по первоначальной стоимости либо по стоимости реализации.
Уценка осуществляется в случае, когда чистая стоимость их реализации становится меньше их первоначальной или балансовой стоимости. Сумма частичного списания стоимости запасов до чистой стоимости реализации отражается как расходы того периода, в котором была осуществлена их переоценка.
Пример расчета стоимости материалов, использованных на потребности производства ( данные о движении материалов в таблице1.3)
Таблица 1.3
Движение материалов | Количество шт. | Цена грн. | Сумма грн. |
Остаток на 01.01 Поступило в 1 декаде Поступило в ІІ декаде Поступило в III декаде | |||
ВСЕГО: Использовано на нужды производства, всего в т.ч (для метода идентифицированной себестоимости) Остались в запасах…………………. | - - - | ? ? |
Расчет себестоимости отпущенных в производство материалов за период и себестоимости материалов, оставщихся в запасах:
|
|
Метод ФИФО:
- Себестоимость реализованных материалов (1200 шт)=
= 240 х 20 + 500 х 20 +460 х 16 = 13160 (грн.)
- Себестоимость материалов, оставшихся в запасах (440 шт.)=
= 140 х 16 + 300 х 18 =7640 (грн.)
Метод ЛИФО:
- Себестоимость реализованных материалов (1200 шт)=
= 300 х 18 + 600 х 16 + 300 х 20 = 21000 (грн.)
- Себестоимость материалов, оставшихся в запасах (440 шт.)=
=200 х 20 + 240 х 20 =8800 (грн.)
Метод средневзвешенной себестоимости:
- Себестоимость реализованных материалов (1200 шт)=
29800 / 1640 х 1200=18,17 х 1200 = 21804 (грн.)
- Себестоимость материалов, оставшихся в запасах (440 шт.)=
29800 / 1640 х 440 =18,17 х 440 = 7994,8 (грн.)
Метод идентифицированной себестоимости предполагает, что предприятие точно знает какие запасы (приобретенные по какой стоимости) выбывают в данный момент и может точно определить и отразить эту их себестоимость в учете (см.данные в табл.1.3):
- Себестоимость реализованных материалов (1200 шт)=
440 х 20 + 560 х 16 + 200 х 18 = 21360 (грн.)
- Себестоимость материалов, оставшихся в запасах (440 шт.)=
300 х 20 + 40 х 16 +100 х 18 =8440 (грн.)
1.2. Документальное оформление и учет оприходования и выбытия запасов.
Основными документами при оприходовании запасов являются товарно- транспортные накладные, приходные ордера, накладные, приемочные акты и др.
Отпуск покупателю материалов оформляется:
- накладной на отпуск ТМЦ (Ф№М-20), которая выписывается в трех экземплярах на основании договора (контракта), нарядов и других документов и подписывается лицом, разрешившим отпуск ТМЦ, и главным бухгалтером.(один экземпляр накладной передается покупателю, второй остается на складе и является основанием для списания ТМЦ с материально-ответственного лица (МОЛ), третий передается пропускному пункту для контроля за вывозом.)
|
|
- налоговой накладной;
-счетом-фактурой.
Для учета расчетов с поставщиками за приобретенные запасы используют пассивный сч. 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По К-ту сч.63 отражают сумму задолженности поставщикам и подрядчикам за поступившие ТМЦ, полученные услуги, выполненные работы. А по Д-ту - сумму погашения задолженности поставщикам и подрядчикам при уплате им денежных средств за поступившие ТМЦ (работы, услуги).
Запасы могут поступать через подотчетное лицо, как взнос в Уставный капитал, при производстве собственными силами, при бесплатном получении и при оприходовании их как излишки, выявленные при инвентаризации.