Вопрос 16. Голосование по принципу простого большинства

Голосование по принципу простого большинства. Теория медианного избирателя

Принятие коллективных решений о общественных расходах осуществляется путем голосований, одним из вариантов принятия решений может быть консенсус среди избирателей, при этом каждый избиратель может наложить вето на любой проект. Решение, принятое в соответствии с данным правилом парето эффективно т.к. никто не будет голосовать за не выгодное для себя решение. Консенсус может быть достигнут, если индивидуальные налоговые платежи равны линдалевским ценам.

Однако у налогоплательщиков отсутствуют мотивы к предоставлению информации о своей полезности, высокие издержки по согласованию позиций и проблема безбилетника ограничивают возможности применения консенсуса.
На практике наиболее распространенная процедура принятия решения, предполагает применение правила простого большинства, согласно которому побеждает альтернатива в поддержку которой высказывается более половина участников голосования.

Предположим 3 индивида должны определить оптимальный объем общественного блага, при этом их индивидуальные налоговые платежи равны. Функция индивидуальных выгод представлена на графике.

P


1\3 P

MB1 MB2 MB3

Q

Q1 Q2 Q3

Очевидно, что все налогоплательщики предпочитают разные количества блага. Консенсус не достижим. Решить противоречие можно путем голосования по вопросу изменения количества

В результате в обществе будет принято решение о поставке блага в объеме Q2 – соответственно это выбор медианного избирателя, голос которого привел к определению равновесия по правилу простого большинства. Данный выбор избыточен с точки зрения первого избирателя и не достаточен с т.з. третьего.

Медианный избиратель является своего рода диктатором, личные предпочтения которого определяет коллективный выбор, однако в больших сообществах никому точно не известно, кто является медианным избирателем.

Кроме того, при различных уровнях налоговых цен медианным избирателем могут быть разные индивиды.

Выбор медианного избирателя может быть эффективен с т.з. общества в случае если предельные выгоды медианного избирателя будут совпадать со средними предельными выгодами для населения в целом.

P


1\3

P2

1\3 MB2 MB3

P1 MB1

Q

; ;

,

=>Эффективность выбора медианного избирателя зависит от того, как распределяется предельная выгода среди населения. Распределение может отражать различные предпочтения и разные уровни доходов.

Если предельные выгоды имеют нормальное распределение, то медиана и средняя величина будут совпадать, и коллективный выбор по правилу простого большинства будет эффективным.

Однако распределение оценок может отклоняться от нормального. Если медиана меньше средней, то объем общественных расходов меньше эффективного. Такая ситуация может возникнуть, если производство блага осуществляется на добровольной основе. Если медиана превышает среднее значение, то выбор медианного избирателя приводит к избыточному финансированию. Данная ситуация характерна для благ, ценность которых выше для людей с низким достатком.

Выбор большинства не всегда приводит к устойчивому коллективному выбору. Рассмотрим профиль однопиковых предпочтений. Допустим существует3 альтернативы X,Y,Z; X- соответствует количеству общественного блага;Z- наибольшему


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: