Основные понятия и определения

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова»

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Составитель: доцент Суворова М.В.

БГСХА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Физическая культура - часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

Физическая культура личности характеризует качественное, системное и динамичное новообразование, определяющее ее образованность, физическую подготовленность и совершенство, отраженное в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом стиле жизни.

Спорт – составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Профессиональный спорт – коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно- развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.

Физическое совершенство – процесс физического образования и воспитания, выражающей высокую степень развития индивидуальных физических способностей.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

Физическое развитие – закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующейся под влиянием физического воспитания.

Физическое образование – приобщение человека к физической культуре, в процессе которого личность овладевает системой ценностей, знаний, творчески развивает физические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и поведенческие качества.

Психофизическая подготовка – процесс формирования физических и психических качеств человека для решения конкретных жизненных и профессиональных целей.

Физическая подготовленность – процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.

Функциональная подготовленность – результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

Двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.

Профессиональная направленность физического воспитания – совокупность средств, форм, методов и приемов воспитательной деятельности в ВУЗе, обеспечивающей формирование личности будущих специалистов.

Организм – биологическая система любого живого существа. организм человека – это высокоорганизованная биологическая система, обладающая всей совокупностью основных жизненных свойств, но характеризующаяся еще и способностью к самоорганизации, самообучению, восприятию, передачи и хранению информации; совершенствованию механизмов управления биологическими процессами через социальные факторы.

Физиологическая и функциональная система организма – под физиологической системой понимают наследственно закрепленную, регулируемую систему органов и тканей (кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д.), которые функционируют в организме не изолировано, а во взаимодействии друг с другом.

Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы. Рефлексы делятся на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в процессе жизнедеятельности), осуществляются с помощью рефлекторной дуги и образования так называемых временных связей механизма взаимодействия различных корковых и подкорковых областей центральной нервной системы.

Адаптация (лат. – приспособление) – процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды; как международный термин означает приспособление организма к общеприродным, производственным и социальным условиям.

Двигательная активность – понятие, связанное с воспроизведением общего количества движений. Применительно к человеку это понятие обуславливается особенностями труда, быта и отдыха. Рост или снижение уровня двигательной активности связаны с естественной потребностью организма в оптимальном двигательном режиме. Чрезмерная мышечная работа приводит к переутомлению, перенапряжению и перетренированности; недостаточная – к различного рода физической детренированности.

Функциональное состояние – интегральный комплекс характеристик тех качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека; системный ответ организма, обеспечивающий адекватность требованиям его деятельности или неадекватность (когда организм работает на излишне высоком уровне функционального напряжения).

Максимальное потребление кислорода – показатель мышечной деятельности организма в аэробных условиях, т. е. максимальное количество кислорода, которое может быть доставлено в ткани за 1 минуту при работе такой интенсивности, когда минутный кислородный запрос не превышает уровень кислородного потока, т. е.функциональных возможностей организма в условиях достаточного поступления кислорода. Существенно отличается у тренированных и нетренированных лиц.

Социально – биологические основы физической культуры - сопряженное понятие о принципах взаимодействия закономерностей социальных и биологических в процессе овладения ценностями физической культуры.

Социально-экологические факторы – понятие о комплексном воздействии живой и неживой природы на организм человека в конкретных условиях окружающей среды, обитания, производственной деятельности и общественных отношений.

Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающего его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Здоровье психическое – состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности.

Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.

Трудоспособность – способность человека не только выполнять определенные действия и деятельность, но и нести за них ответственность.

Саморегуляция – целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения.

Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Может рассматриваться как максимальная, оптимальная, сниженная.

Утомление – временное, объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающееся потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности негативными эмоциональными и физиологическими реакциями. Выделят физическое и умственное, острое и хроническое, нервно – эмоциональное утомление.

Усталость – комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления и характеризующийся чувствами слабости, вялости, ощущениями физиологического дискомфорта, нарушениями в протекании психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.).

Переутомление – накопление (кумуляция) утомления в результате неправильного режима труда и отдыха, не обеспечивающего необходимого восстановления сил и проявляющееся в снижении работоспособности и продуктивности труда, появлении раздражительности, головных болях, расстройстве сна и др. различают - начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление.

Рекреация — отдых, необходимый для восстановления сил после трудо­вой деятельности.

Релаксация — состояние покоя, расслабленности, возникающее вследст­вие снятия напряжения после сильных переживаний, физи­ческих нагрузок и др. Может быть непроизвольной (напри­мер, при отходе ко сну) и произвольной, вызванной путем принятия спокойной позы, представления состояния, обыч­но сопутствующего покою, расслаблению мышц, вовлечен­ных в различные виды активности.

Самочувствие — ощущение физиологической и психологической комфорт­ности внутреннего состояния.

Методические принципы физического воспитания — это те принципы, которые выражают методические зако­номерности педагогического процесса и в силу этого обяза­тельны при осуществлении образовательных и воспитатель­ных задач: принципы сознательности и активности, нагляд­ности, доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.

Методы физического воспитания и спортивной тренировки — это способы работы тренера, преподавателя и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, уме­ниями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение. В практических целях все ме­тоды условно делят на три группы: словесные, наглядные и практические.

Двигательное умение - характеризуется такой степенью владения техникой дейст­вия, которая отличается повышенной концентрацией внима­ния на отдельные составные операции и нестабильными спо­собами решения двигательной задачи.

Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит, автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.

Физические (двигательные) качества — это определенные стороны двигательных способностей че­ловека — сила, выносливость, быстрота (скоростные воз­можности), гибкость, ловкость (координационные возмож­ности).

Общая физическая подготовка (ОФП) - процесс совершенствования физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости), направлен­ный на всестороннее физическое развитие человека.

Специальная физическая подготовка - направленный процесс воспитания физических качеств -обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дис­циплины или профессиональной деятельности.

Спортивная подготовка — многосторонний процесс целесообразного использования знаний, средств, методов и условий, позволяющий направ­ленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным дости­жениям.

Формы самостоятельных занятий — система организации занятий физическими упражнения­ми, обусловленная определенным их содержанием.

Массовый спорт - представляет собой регулярные занятия и участие в сорев­нования представителей различных возрастных групп в до­ступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, кор­рекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдель­ными жизненно необходимыми умениями и навыками, ак­тивного отдыха, достижения физического совершенства.

Спорт высших достижений - предполагает систематическую плановую многолетнюю под­готовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнова­ниях.

Современные системы физических упражнений - представляют собой совокупность специально подобранных физических упражнений, регулярные занятия которыми могут комплексно или акцентировано содействать укреп­лению здоровья, повышению функциональных возможнос­тей отдельных систем организма, изменению психического состояния, овладению отдельными жизненно необходимы­ми умениями и навыками.

Элективный курс - в процессе физического воспитания студентов — это та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», которая выбирается самим студентом на обязательных и самодеятельных учебно-тренировочных занятиях.

Мотивация выбора - личная причина (обоснование) выбора каждым студентом отдельных видов спорта или систем физических упражнений для регулярных занятий.

Перспективное планирование спортивной подготовки – существенный элемент управления многолетним процессом совершенствования спортсмена. По своему содержанию перспективный план делится на планы многолетней подготовки, планы отдельных этапов и тренировочных макроциклов, охватывающих периоды от нескольких месяцев до нескольких лет.

Текущее планирование спортивной подготовки – позволяет оптимизировать тренировочный процесс в его микроциклах, мезоциклах, отдельных соревнованиях или их сериях разработкой таких сочетаний факторов и элементов тренировочного и соревновательного воздействия, которые обеспечили бы эффективные условия для полноценной подготовки спортсмена к выполнению задач данного периода подготовки.

Оперативное планирование – предусматривает достижение заданных характеристик двигательных действий, реакций функциональных систем организма при выполнении отдельных тренировочных заданий в соревновательных стартах, поединках, схватках и т. п.

Структура подготовленности занимающегося – представляет собой отдельные стороны подготовленности спортсмена, определяющие уровень спортивных достижений, а именно: физическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность.

Врачебный контроль – комплексное медицинское обследование, направленное на укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей, достижение высоких спортивных результатов.

Педагогический контроль – процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физкультурой и спортом с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся физкультурой и спортом за состоянием своего здоровья, физического разви тия и физической подготовленности с помощью простых, общедоступных приемов.

Диагноз – краткое заключение о состоянии здоровья занимающегося физической культурой и спортом.

Критерий физического развития – сравнительная оценка физического развития индивида с помощью средних величин, зафиксированных у близких по возрасту, полу, социальному составу людей.

Тест – неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным упражнением или двигательным качеством.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Формы (виды) труда – условно подразделяются на умственный и физический по физиологическим и психологическим признакам преимущественного проявления в процессе деятельности.

Условия труда – воздействие на работника внешней среды производственного и климатического характера, продолжительность и особенность режима рабочего времени.

Характер труда – определяется степенью и особенностью физической и психической нагрузки работника в течение трудового процесса, разнообразием умений и навыков, применяемых им в процессе профессиональной деятельности.

Прикладные знания – приобретаются в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Прикладные физические качества – это те качества, которые имеют наибольшее значение для качественного и эффективного выполнения конкретной профессиональной деятельности.

Прикладные психические качества – те качества личности, которые способствуют эффективному выполнению профессиональных видов работ. Могут быть сформированы и воспитаны в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом.

Под специальными прикладными качествами – подразумеваются способности человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды.

Прикладные умения и навыки – необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта.

Прикладные виды спорта – те виды, которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические качества, умения и навыки.

Профессиональное утомление – объективное снижение работоспособности, характер которого во многом зависит от формы профессиональной деятельности. Оно зачастую связано с особенностями физических, психических и нервно-эмоциональных профессиональных нагрузок и условий труда.

Слово «диагностика» (греч. diagnosis - распознание) употребляется в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической медицины, изучающей содержание, методы и последовательные ступени распознания различных физиологических состояний или болезней, во-вторых, процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании. Нас будет интересовать второе значение.

Врачебный контроль -это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и

Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Врачебно-педагогический контроль – это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.

Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазви­вающаяся биологическая система, функциональная деятельность ко­торой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными,так и пагубными для здоровья.

Умственный труд — это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действитель­ности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе — гипотез и теории.

Физический труд — это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климати­ческих, производственных, физических, информационных и тому по­добных факторов. Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

Двигательный навык такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надёжностью.

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. Силой (или силовыми способностями ) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, не посредственно и по преимуществу скоростные характеристики движений,а также двигательной реакции. Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле её можно определить так: выносливость – это способность противостоять утомлению

Общая выносливость это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счёт аэробных источников энергообеспечения. Специальная выносливость это способность эффективно выполнять работу в определённой трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

Ловкость(координационные способности) - способностьбыстро, точно, целесообразно, экономнорешать двигательные задачи

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. Субъективный фактор: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Объективный фактор - среда жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых.. Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: туризмом, автоспортом, водными и различными видами конного спорта и т.д.

Прикладные психофизические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно.

Физические упражнения – это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания более благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действий (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движение для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

Пространственные характеристики - положение тела и его частей (исходящее положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория.

Пространственно – временные характеристики – это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движения зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

Динамические характеристики - отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения - тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягивания мышц и связок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.

Критерии оценки эффективности техники: результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат); параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники; разница между реальным результатом и возможным, результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат); параметры эталонной техники,

Классификация физических упражнений: классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, по их анатомическому признаку, по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физическихкачеств, по признаку биомеханической структуры движения, по признаку биомеханической структуры движения, по признаку биомеханической структуры движения.

Оздоровительные силы природы- как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания, как дополнительный эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся, как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры

Гигиенические факторы, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффектом воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна

Лечебная физическая культура – научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения и реабилитациибольных и инвалидов, а также для профилактики различных заболеваний.

ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным средством, воспитывающим у больного сознательное отношение к применению физических упражнений, а также активное участие и реабилитационном процессах, в основе которого лежит обучение физическим упражнениям. ЛФК – метод естественно-биологического содержания, поскольку в его основе лежит использование биологической функции организма – движения, являющейся основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. Движения, стимулируя деятельность всех систем, способствуют повышению общей работоспособности организма.

Реабилитация – метод восстановления здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами(медицинская реабилитация, трудовая (профессиональная) реабилитация, психологическая реабилитация, социально-экономическая реабилитация, физическая реабилитация. Средства лечебной физической культуры: физические упражнения; природные факторы (солнце, воздух, вода); лечебный массаж; двигательный режим; Физические упражнения, применяемые с лечебной целью, делятся на гимнастические, идеомоторные, спортивно- прикладные, упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц, дозированные игры,порядковые и строевые упражнения, подготовительные (вводные), корригирующие, на координацию движений и в равновесии, в сопротивлении, дыхательные (статические, динамические, дренажные), статические дыхательные, дренажные ритмопластические, на растягивание мышц (стретчинг),идеомоторные, изометрические (статические), на тренажерах, спортивно-прикладные упражнения, дозированная ходьба, дозированный бег, дозированные прыжки, упражнения в метании, лазания по гимнастической стенке и канату, упражнения в равновесии, дозированная гребля, дозированная ходьба на лыжах, дозированное катание на коньках, дозированное лечебное плавание, дозированная езда на велосипеде. упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц, дозированные игры (на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные.

Под дозировкой физической нагрузки в лечебной физкультуре следует понимать установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и целого комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика и др.).

Оздоровительно-рекреативная физическая культура – это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения). Термин рекреация (от лат. recreatio) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере физической культуры, часто говорят "физическая рекреация".

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура – это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Гигиеническая физическая культура – это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Ее основная функция – оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

Аэробика – система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и т.п.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным методом (почти без перерывов, без пауз и остановок

Шейпинг (от англ. shaping – придавать форму, формировать) – это система физических упражнений (преимущественно силовых) для женщин, направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма. Его суть в сочетании аэробики с атлетической гимнастикой. Шейпинг взял все лучшее из того и другого: из аэробики – музыку, динамические нагрузки, позволяющие укреплять сердечно-сосудистую систему, убирать излишние жировые запасы; из атлетической гимнастики – возможность влиять на локальные мышечные группы.

Калланетика – это программа из 30 упражнений для женщин, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп.

Аквааэробика – это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения.

Дыхательная гимнастика – это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.

Клетка- элементарная, универ­сальная единица живой материи -имеет упорядоченное строение, об­ладает возбудимостью и раздражимостью, участвует в обмене веществ и энергии, способна к росту, регенерации (восстановлению), размно­жению, передаче генетической информации и приспособлению к ус­ловиям среды. Клетки разнообразны по форме, различны по размеру, но все имеют общие биологические признаки строения -ядро и ци­топлазму, которые заключены в клеточную оболочку. Межклеточное вещество — это продукт жизнедеятельности клеток, оно состоит из ос­новного вещества и расположенных в нем волокон соединительной ткани. В организме человека более 100 триллионов клеток.

Орган- это часть целостного организма, обусловленная в виде комплекса тканей, сложившегося в процессе эволюционного развития и выполняющего определенные специфические функции. В создании каждого органа участвуют все четыре вида тканей, но лишь одна из них является рабочей. Так, для мышцы основная рабочая ткань -мы­шечная, для печени-эпителитальная, для нервных образований -нервная.

Скелет ( греч. sceleton -высохший, высушенный) -комплекс костей, различных по форме и величине. У человека более 200 ко­стей (85 парных и 36 непарных), которые в зависимости от формы и функции делятся на: трубчатые (кости конечностей); губчатые (вы­полняют в основном защитную и опорную функции -ребра, грудина, позвонки и др.); плоские ( кости черепа, таза, поясов конечностей); сме­шанные (основание черепа).

Скелет человека состоит из позвоночника, черепа, грудной клетки, поясов конечностей и скелета свободных конечностей.

Позво­ночник, состоящий из 33—34 позвонков, имеет пять отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5), копчико­вый ( 4—5). Позвоночный столб позволяет совершать сгибания вперед и назад, в стороны, вращательные движения вокруг вертикальной оси. В норме он имеет два изгиба вперед (шейный и поясничный лордозы) и два изгиба назад (грудной и крестцовый кифозы

Грудная клетка образова­на 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и грудной кос­тью (грудиной), она защищает сердце, легкие, печень и часть пищеварительного тракта; объем грудной клетки может изменять­ся в процессе дыхания при со­кращении межреберных мышц и диафрагмы.

Череп защищает от внешних воздействий головной мозг и центры органов чувств. Он со­стоит из 20 парных и непарных костей, соединенных друг с дру­гом неподвижно, кроме нижней челюсти. Череп соединяется с позвоночником при помощи двух мыщелков затылочной кости с верхним шейным позвон­ком, имеющим соответствующие суставные поверхности.

Скелет верхней конечности образован плечевым поясом, со­стоящим из двух лопаток и двух ключиц, и свободной верхней ко­нечностью, включающей плечо, предплечье и кисть. Плечо - это одна плечевая трубчатая кость; предплечье образовано лучевой и локтевой костями; скелет кисти делится на запястье (8 кос­тей, расположенных в два ряда), пястье (5 коротких трубчатых костей) и фаланги пальцев (14 фаланг).

Скелет нижней конечности обра­зован тазовым поясом (2 тазовых кости и крестец) и скелетом свобод­ной нижней конечности, который Состоит из трех основных отделов -бедра (одна бедренная кость), голе­ни (большая и малая берцовые кости) и стопы (предплюсна -7 костей, плюсна -5 костей и 14 фаланг).

Суставы -по­движные соединения, область со­прикосновения костей в которых покрыта суставной сумкой из плот­ной соединительной ткани, сраста­ющейся с надкостницей сочленяю­щихся костей. Полость суставов герметично закрыта, она имеет не­большой объем, зависящий от формы и размеров сустава. Сустав­ная жидкость уменьшает трение между поверхностями при движе­нии, эту же функцию выполняет и гладкий хрящ, покрывающий сус­тавные поверхности. В суставах могут происходить сгибание, разгиба­ние, приведение, отведение, вращение.

Мышцы туловища включают мышцы грудной клетки, спины и живота. Мышцы грудной клетки участвуют в дви­жениях верхних конечностей, а также обес­печивают произвольные и непроизвольные дыхательные движения. Дыхательные мышцы грудной клетки называются наружными и внут­ренними межреберными мышцами. К дыхательным мышцам относит­ся также и диафрагма. Мышцы спины состоят из поверхностных и глу­боких мышц. Поверхностные обеспечивают некоторые движения верхних конечностей, головы и шеи. Глубокие («выпрямители тулови­ща») прикрепляются к остистым отросткам позвонков и тянутся вдоль позвоночника. Мышцы спины участвуют в поддержании вертикально­го положения тела, при сильном напряжении (сокращении) вызывают прогибание туловища назад. Брюшные мышцы поддерживают давле­ние внутри брюшной полости (брюшной пресс), участвуют в некото­рых движениях тела (сгибание туловища вперед, наклоны и повороты в стороны), в процессе дыхания.

Мышцы головы и шеи мимические, жевательные и приводящие в движение голову и шею. Мимические мышцы прикрепляются одним своим концом к кости, другим - к коже лица, некоторые могут начи­наться и оканчиваться в коже. Мимические мышцы обеспечивают дви­жения кожи лица, отражают различные психические состояния чело­века, сопутствуют речи и имеют значение в общении. Жевательные мышцы при сокращении вызывают движение нижней челюсти вперед и в стороны. Мышцы шеи участвуют в движениях головы. Задняя группа мышц, в том числе и мышцы затылка, при тоническом (от слова «тонус») сокращении удерживает голову в вертикальном положении.

Мышцы верхних конечностей обеспечивают движения плечевого пояса, плеча, предплечья и приводят в движение кисть и пальцы. Глав­ными мышцами-антагонистами являются двуглавая (сгибатель) и трехглавая (разгибатель) мышцы плеча. Движения верхней конечнос­ти и прежде всего кисти чрезвычайно многообразны. Это связано с тем, что рука служит человеку органом труда.

Мышцы нижних конечностей обеспечивают движения бедра, голени и стопы. Мышцы бедра играют важную роль в поддержании верти­кального положения тела, но у человека они развиты сильнее, чем у других позвоночных. Мышцы, осуществляющие движения голени, расположены на бедре (например, четырехглавая мышца, функцией которой является разгибание голени в коленном суставе; антагонист этой мышцы — двуглавая мышца бедра). Стопа и пальцы ног приво­дятся в движение мышцами, расположенными на голени и стопе. Сгибание пальцев стопы осуществляется при сокращении мышц, располо­женных на подошве, а разгибание- мышцами передней поверхности голени и стопы. Многие мышцы бедра, голени и стопы принимают участие в поддержании тела человека в вертикальном положении.

Кровь- жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе и обеспечивающая жизнедеятельность клеток и тканей организма в качестве органа и физиологической системы. Она состоит из плазмы (55-60%) и взвешенных в ней форменных эле­ментов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и других веществ (40-45%).

Эритроциты — красные кровяные клетки, имеющие форму круг­лой вогнутой пластинки диаметром 8 и толщиной 2-3 мкм, заполне­ны особым белком — гемоглобином, который способен образовывать соединение с кислородом (оксигемоглобин) и транспортировать его из легких к тканям, а из тканей переносить углекислый газ к легким, осуществляя, таким образом, дыхательную функцию.

Лей­коциты белые кровяные тельца, выполняют защитную функцию, уничтожая инородные тела и болезнетворные микробы. В 1 мл крови содержится 6-8 тыс. лейкоцитов.

Тромбоциты играют важную роль в сложном процессе свертывания крови. Плазма крови принимает участие в транспортировке углекислого газа к легким.

Сердце - главный орган кровеносной системы - представляет собой полый мышечный орган, совершаю­щий ритмические сокращения, благодаря которым происходит про­цесс кровообращения в организме.

Сердечно-сосудистая система состоит из большого и малого круговкровообращения. Левая половина сердца обслуживает большой круг кровообращения, правая - малый.

Большой круг кровообращения начина­ется от левого желудочка сердца, проходит через ткани всех органов и возвращается в правое предсердие.

Из право­го предсердия кровь перехо­дит в правый желудочек, от­куда начинается малый круг кровообращения, который проходит через легкие, где ве­нозная кровь, отдавая угле­кислый газ и насыщаясь кис­лородом, превращается в ар­териальную и направляется в левое предсердие. Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек и оттуда вновь в большой круг крово­обращения.

Пульс- волна колебаний, распространяемая по эластич­ным стенкам артерий в ре­зультате гидродинамического удара порции крови, выбра­сываемой в аорту под боль­шим давлением при сокраще­нии левого желудочка. Часто­та пульса соответствует частоте сокращений сердца. Частота пульса в покое (утром, лежа, натощак) оказывается ниже из-за увеличения мощности каждого сокращения. В покое пульс здорового человека равен 60-70 удар/мин.

Кровяное давление создается силой сокращения желудочков сердца и упругостью стенок со­судов. Оно измеряется в плече­вой артерии. Различают макси­мальное (или систолическое) давление, которое создается во время сокращения левого желу­дочка (систолы), и минимальное (или диастолическое) давление, которое отмечается во время расслабления левого желудочка (диастолы). Процесс дыхания это целый комплекс физиологических и био­химических процессов, в реализации которых участвует не только ды­хательный аппарат, но и система кровообращения.

Механизм дыхания имеет рефлекторный (автоматический) харак­тер. В покое обмен воздуха в легких происходит в результате дыха­тельных ритмических движений грудной клетки.

Этап дыхания, при котором кислород из атмосферного воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови - в атмосферный воздух, называют внешним дыханием; перенос газов кровью - следующий этап и, наконец, тканевое (или внутреннее) дыхание- потребление клет­ками кислорода и выделение ими углекислоты как результат биохи­мических реакций, связанных с образованием энергии, чтобы обеспе­чить процессы жизнедеятельности организма.

Частота дыхания. Средняя частота дыхания в покое составляет 15—18 циклов в мин. Один цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхатель­ной паузы. У женщин частота дыхания на 1—2 цикла больше. У спорт­сменов в покое частота дыхания снижается до 6—12 циклов в мин за счет увеличения глубины дыхания и дыхательного объема. При физи­ческой работе частота дыхания увеличивается, например, у лыжников и бегунов до 20—28, у пловцов до 36—45 циклов в мин.

Дыхательный объем — количество воздуха, проходящее через лег­кие при одном дыхательном цикле (вдох, выдох, пауза). В покое ды­хательный объем (объем воздуха, поступающего в легкие за один вдох) находится в пределах 200—300 мл. Величина дыхательного объема зависит от степени адаптации человека к физическим нагруз­кам. При интенсивной физической работе дыхательный объем может увеличиваться до 500 мл и более.

Легочная вентиляция — объем воздуха, который проходит через легкие за одну минуту. Величина легочной вентиляции определяется умножением величины дыхательного объема на частоту дыхания. Легочная вентиляция в покое может составлять 5—9 л. При интенсивной физической работе у квалифицированных спортсменов она может до­стигать значительно больших величин (например, при дыхательном объеме до 2,5 л и частоте дыхания до 75 дыхательных циклов в минуту легочная вентиляция составляет 187,5 л, т.е. увеличится в 25 раз и более по сравнению с состоянием покоя).

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — максимальный объём воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха. Сред­ние значения ЖЕЛ составляют у мужчин 3800—4200 мл, у женщин 3000—3500 мл. ЖЕЛ зависит от возраста, массы, роста, пола, состоя­ния физической тренированности человека и от других факторов. У людей с недостаточным физическим развитием и имеющих заболева­ния эта величина меньше средней; у людей, занимающихся физичес­кой культурой, она выше, а у спортсменов может достигать 7000 мл и более у мужчин и 5000 мл и более у женщин. Широко известным ме­тодом определения ЖЕЛ является спирометрия (спирометр — при­бор, позволяющий определить ЖЕЛ).

Кислородный запрос — количество кислорода, необходимое орга­низму в 1 минуту для окислительных процессов в покое или для обес­печения работы различной интенсивности. В покое для обеспечения процессов жизнедеятельности организму требуется 250—300 мл кис­лорода. При интенсивной физической работе кислородный запрос может увеличиваться в 20 и более раз. Например, при беге на 5 км кис­лородный запрос у спортсменов достигает 5—6 л.

Суммарный (общий кислородный) запрос количество кислорода, необходимое для выполнения всей предстоящей работы. Потребление кислорода — количество кислорода, фактически использованного ор­ганизмом в состоянии покоя или при выполнении какой-либо работы. Максимальное потребление кислорода (МПК) — наибольшее количе­ство кислорода, которое может усвоить организм при предельно на­пряженной для него работе.

Предстартовое состояние может возникать за несколько часов и даже суток до начала запланированной мышечной деятельности, а не­посредственно стартовое состояние является как бы продолжением предстартового и, как правило, сопровождается усилением предстар­товых реакций. Физиологическими исследованиями выявлено три разновидности предстартовых состояний:

1) боевая готовность (оптимальный и же­лаемый результат), когда имеют место умеренные соматические и веге­тативные реакции: повышаются возбудимость и лабильность (подвиж­ность) двигательного аппарата, усиливается деятельность органов ды­хания, кровообращения и ряда других физиологических систем, заинте­ресованных в успешном выполнении предстоящей физической нагруз­ки;

2) предстартовая лихорадка характеризуется резко выраженными процессами возбуждения, снижающими способность к дифференциро­ванию раздражителей и ухудшению процессов координации и управле­ния движениями, приводящими к необоснованному повышению веге­тативных сдвигов;

3) предстартовая апатия, когда преобладают тор­мозные процессы (как правило, имеет место у недостаточно трениро­ванных лиц, объективно неподготовленных к предстоящей мышечной деятельности). Проявление предстартовых реакций связано с уровнем тренированности и вполне может быть регулируемо.

Разминка состоит из общей и специальной частей. Первая способст­вует созданию оптимальной возбудимости центральной нервной систе­мы и двигательного аппарата, повышению обмена веществ и температу­ры тела, деятельности органов кровообращения и дыхания. Вторая часть направлена на подготовку тех образований и звеньев двигатель­ного аппарата, которые ответственны непосредственно за выполнение предстоящей деятельности. должна приводить к утомлению, а должна способствовать успешному врабатыванию организма.

Врабатывание — это постепенное повышение работоспособности, обусловленное усилением деятельности физиологических систем ор­ганизма, своего рода оперативная адаптация его в процессе самой ра­боты на высоком уровне деятельности. Чем быстрее протекает процесс врабатывания, тем выше производительность выполнения работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: