Академическая лекция

Вопросы лекции:

1. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

2. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

3. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

4. Уголовный процесс зарубежных стран

Литература: Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. Б.Б.Булатова, А.М. Баранова. — 2-е изд., перараб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. — 606 с. — (Основы наук).

Извлечение*

Вопрос 1. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Закон содержит комплекс специализированных нормативных правил, регламентирующих особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних: предмет доказывания, заключение под стражу, применение других мер пресечения, проведение отдельных процессуальных и следственных действий, окончание предварительного следствия, разбирательство дел в суде. Большинство этих норм включено в гл. 50 «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних». Отдельные правила производства по делам несовершеннолетних также предусмотрены ст. 48, п. 2 ч. 1 ст. 51, ст. 105, ч. 2 ст. 108, ч. 1 ст. 154, ст. 191, п. 2 ч. 2 ст. 241, ст. 280, п. 15 ч. 8 ст. 299 УПК.

Установленный гл. 50 УПК порядок действует в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста (ч. 1 ст. 420 УПК). В связи с достижением лицом совершеннолетия во время расследования или судебного разбирательства некоторые специальные правила (вызов обвиняемого к дознавателю, следователю через законных представителей; выделение дела в отдельное производство) не применяются.

В постановлении от 14.02.2000 № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» Пленум Верховного Суда РФ предъявил повышенные требования к качеству предварительного расследования и судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних, обратил внимание на необходимость неукоснительного соблюдения прав и законных интересов подростков, принятия к ним мер воспитательного и профилактического характера.

Обстоятельства, подлежащие установлению
по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних

В соответствии с ч. 1 ст. 421 УПК наряду с обстоятельствами, указанными в ст. 73 УПК, при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела о преступлении, совершенном несовершеннолетним, подлежат также установлению:

 1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения. Для подтверждения возраста подростка к уголовному делу надлежит приобщать копии соответствующих документов (свидетельство о рождении, паспорт, выписку из книги актов гражданского состояния, заключение экспертизы). Когда документы, подтверждающие возраст несовершеннолетнего, отсутствуют, исчерпаны все возможности для их получения либо вызывает сомнение их подлинность, в соответствии с п. 4 ст. 196 УПК должна быть назначена судебно-медицинская экспертиза для установления возраста обвиняемого (подозреваемого).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 7 постановления от 14.02.2000 № 7 днем рождения лица считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

С учетом положений ч. 1 ст. 128 УПК лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток;

 2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности. При расследовании уголовного дела следователь, дознаватель обязаны собрать характеризующие сведения по месту жительства, учебы, работы несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого: в каких условиях и с кем он проживает, создают ли они возможности для нормального отдыха, выполнения учебных заданий, отношение родителей подростка или лиц, их заменяющих, к его воспитанию, положительное или отрицательное влияние они оказывают на сына (дочь), где и с кем подросток проводит свободное время, его отношение к учебе, работе, причины незанятости, склонность к употреблению наркотических средств, спиртных напитков.

Уровень психического развития определяется степенью интеллектуального развития несовершеннолетнего, соответствует оно или нет его возрасту, в чем конкретно выражается задержка психического развития и ее причины: психические расстройства, социальная или педагогическая запущенность. Для определения уровня психического развития несовершеннолетнего и при наличии данных об его умственной отсталости назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза;

 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Специфика предмета доказывания по делам несовершеннолетних включает в себя необходимость выяснения круга лиц, положительно или отрицательно влияющих на подростка, и в чем конкретно это влияние выражается (пробуждение интереса к здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие определенных увлечений, склонение к пьянству, употреблению наркотиков, иной противоправной и аморальной деятельности).

При наличии данных о подстрекательстве со стороны взрослых и вовлечении несовершеннолетних в преступления должны устанавливаться факты совершения преступлений несовершеннолетним с участием взрослого лица, случаи совершения преступлений, когда взрослый сам не участвует в преступлении совместно с несовершеннолетним, но подстрекает его к выполнению этих действий.

«При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, — отмечается в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7, — необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослыми и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий».

Установление перечисленных обстоятельств имеет значение для решения вопроса о применении к несовершеннолетнему меры пресечения в виде отдачи под присмотр, привлечении к ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК) или антиобщественных действий (ст. 151 УК).

Особенности предварительного расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Разрешение (регистрация, рассмотрение, проверка) заявлений и сообщений о преступлениях несовершеннолетних производится в общем порядке. Для предварительного расследования уголовных дел данной категории характерны существенные особенности.

Форма предварительного расследования, подследственность по делам о преступлениях несовершеннолетних и особенности выделения уголовного дела в отдельное производство

Закон установил порядок, согласно которому расследование уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних может проводиться в форме как предварительного следст­вия, так и дознания. Орган, который должен расследовать уголовное дело о преступлении несовершеннолетнего, определяется по правилам ст. 150, 151 УПК. Главным является предметный признак подследственности.

В случаях участия несовершеннолетнего в совершении преступления совместно с взрослым закон требует выделять уголовное дело в отношении него в отдельное производст­во (ст. 422 УПК). Данное правило имеет цель предотвратить возможное вредное влияние на несовершеннолетнего взрослых соучастников преступления, исключить затягивание сроков расследования дела. Если выделить дело о несовершеннолетнем в отдельное производство не представляется возможным, поскольку раздельное расследование дел затруднит выяснение характера преступной деятельности и степени ответственности каждого из соучастников, или когда несовершеннолетний участвовал в большинстве эпизодов преступлений вместе с взрослыми, расследование ведется в отношении всех обвиняемых в рамках единого уголовного дела.

Применение мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних

Задержание несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления и применение к нему мер пресечения, не связанных с заключением под стражу, осуществляется на общих основаниях.

Вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство устанавливает особые условия заключения под стражу несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых), которые содержат дополнительные гарантии их личной неприкосновенности. Данная мера пресечения может быть применена к ним только в случае совершения тяжкого или особого тяжкого преступления. В исключительных случаях закон разрешает заключение под стражу и несовершеннолетних, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести (ч. 2 ст. 108 УПК).

О заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего должны незамедлительно извещаться его законные представители.

При наличии оснований для избрания меры пресечения следователь, дознаватель обязаны выяснить возможность отдачи несовершеннолетнего под присмотр родителям или другим заслуживающим доверия лицам (ст. 105 УПК).

Особенности производства следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетнего

Вызов несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) к следователю, дознавателю для участия в процессуальных и следственных действиях производится через его законных представителей (ст. 424 УПК).

Существенной гарантией обеспечения прав несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) на предварительном расследовании является требование закона об обязательном участии защитника (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК).

Специфика допроса несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) включает в себя сразу несколько положений, предусмотренных ст. 425 УПК.

В законе определена продолжительность допроса: он не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день. Продолжительность допроса не может быть увеличена с согласия допрашиваемого. В протоколе допроса время начала и окончания допроса фиксируется с точностью до минут.

Закон признает обязательным участие в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) защитника.

В допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), не достигшего к моменту допроса возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психиче­ским расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога.

Согласно ч. 2 ст. 426 УПК в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе участвовать законный представитель, если он об этом ходатайствует.

Сформулированные в ст. 425 УПК правила допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) распространяются и на случаи проведения очной ставки с их участием.

Участие законного представителя
несовершеннолетнего подозреваемого,
обвиняемого в производстве по уголовному делу

Закон наделяет широкими правами для защиты интересов несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) законного представителя, который допускается в дело с момента их первого допроса. Дознаватель, следователь обязаны известить законного представителя о месте и времени допроса, вынести постановление о допуске его в уголовное дело, разъяснить ему права (ст. 426 УПК). Если несовершеннолетний не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, в качестве законного представителя несовершеннолетнего по возможности должен быть допущен в уголовное дело представитель органа опеки или попечительства. Права законного представителя определены ч. 2 ст. 426 УПК.

При установлении в ходе расследования уголовного дела данных, отрицательно характеризующих родителей несовершеннолетнего, указывающих на крайне негативные взаимоотношения между несовершеннолетним обвиняемым и его родителями, и при наличии опасений, что осведомленность законного представителя об обстоятельствах дела будет использована во вред обвиняемому, дознаватель, следователь своим постановлением отказывает в допуске либо отстраняет законного представителя несовершеннолетнего от участия в деле.

Прекращение уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия

Закон предусматривает возможность прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия, установленных ст. 90 УК. Основанием для прекращения уголовного дела или уголовного преследования в этом случае является вывод следователя, дознавателя о возможности исправления данного лица без применения к нему уголовного наказания. Условия и порядок прекращения уголовного дела или уголовного преследования по данному основанию регламентированы ст. 427 УПК.

Особенности судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 241 УПК рассмотрение уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет, проводится на основании определения или постановления суда в закрытом судебном разбирательстве.

Удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания

При организации судебных процессов по делам несовершеннолетних учитываются их возрастные особенности, по возможности предупреждается отрицательное воздействие на несовершеннолетних участников судебного заседания, особенно по делам о преступлениях против половой неприкосновенности. В связи с этим закон предусматривает, что если исследование отдельных обстоятельств уголовного дела, по мнению суда, сторон, участвующих в процессе, может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего подсудимого, суд вправе своим решением удалить его из зала судебного заседания на время исследования этих обстоятельств. Отрицательное влияние на несовершеннолетнего подсудимого может оказать исследование в судебном заседании в его присутствии аморального поведения родителей подростка, эпизодов преступной деятельности, связанных с развратными действиями, проявлениями жестокости, садизма, унижения человеческого достоинства. В ходе дальнейшего разбирательства председательствующий ставит в известность в необходимых пределах и объеме несовершеннолетнего подсудимого о результатах исследования обстоятельств дела в его отсутствие, предоставляет ему возможность задать вопросы допрошенным без него лицам (ст. 429 УПК).

Участие законного представителя несовершеннолетнего
в судебном заседании

Законные представители несовершеннолетнего подсудимого вызываются в судебное заседание, если их участие может способствовать выяснению обстоятельств, относящихся как к событию преступления, так и к личности несовершеннолетнего, условиям его жизни и воспитания, уровню интеллектуального развития. Вопрос о вызове законного представителя в суд решается судьей при назначении дела к рассмотрению в судебном заседании.

Права, предусмотренные ч. 1 ст. 428 УПК, разъясняются законному представителю в подготовительной части судебного заседания. При необходимости получения от законного представителя показаний он допрашивается по правилам допроса свидетелей.

Законный представитель может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве по определению или постановлению суда, если есть основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого. В этом случае допускается другой законный представитель.

Постановление приговора и принятие судом иных решений в отношении несовершеннолетнего

Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство ориентировано на обеспечение в первую очередь воспитательного, а не карательного воздействия наказания на несовершеннолетнего. Поэтому при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего суд обязан обсудить вопрос о возможности его освобождения от наказания, условного осуждения либо назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы. При отказе суда назначить условное осуждение несовершеннолетнему подсудимому в приговоре должны быть приведены мотивы такого решения. Также должен быть мотивирован в приговоре и отказ суда назначить несовершеннолетнему наказание, не связанное с лишением свободы, или освободить его от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

В случаях рассмотрения уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести, если будет установлено, что несовершеннолетний может быть исправлен без применения уголовного наказания, суд может прекратить уголовное дело и назначить ему принудительные меры воспитательного воздействия либо постановить обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего подсудимого от наказания и назначить данные меры (ст. 431 и ч. 1 ст. 432 УПК).

Помещение лиц в возрасте до 18 лет, совершивших преступление средней тяжести или тяжкое преступление (за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК), в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием — самостоятельная мера уголовно-правового воздействия. Данная мера не включена в перечень принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 2 ст. 90 УК), по своему содержанию она близка к наказанию в виде ограничения свободы. Ее применение подробно регламентируется ч. 2 ст. 92 УК, ст. 432 УПК, ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Вопрос 2. Производство о применении принудительных мер медицинского характера

В соответствии с уголовным законодательством применение принудительных мер медицинского характера допускается в отношении следующих категорий лиц.

Согласно ст. 21 УК не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, в силу чего не могло осознавать характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие болезненного состояния психики. Такому лицу судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.

Принудительное лечение может назначаться судом также лицам, совершившим преступление в состоянии вменяемости, но заболевшим во время производства по уголовному делу психическим расстройством, препятствующим применению к ним наказания. По выздоровлении они подлежат наказанию, если по делу не установлены основания, освобождающие от уголовной ответственности и наказания.

Принудительные меры медицинского характера распространяются и на лиц, у которых психическое расстройство наступило в период отбывания наказания. После выздоровления к ним может быть применена оставшаяся не отбытой часть наказания.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра лицам, совершившим преступления в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании или психических расстройств, назначается судом при постановлении приговора наряду с наказанием.

Уголовно-процессуальное законодательство распространяет общие правила на производство по уголовным делам об общественно опасных деяниях невменяемых и лиц, совершивших преступления в состоянии вменяемости, но заболевших затем психическим расстройством, исключающим применение наказания. Конституционный Суд РФ постановил, что лица, в отношении которых осуществляется производство по применению принудительных мер медицинского характера, вправе лично знакомиться с материалами уголовного дела, участвовать в судебном заседании при его рассмотрении, заявлять ходатайства, инициировать рассмотрение вопроса об изменении и прекращении применения указанных мер и обжаловать принятые по делу процессуальные решения[32]. Вместе с тем гл. 51 УПК содержит специальные положения, отражающие специфику данной категории уголовных дел. Производство по применению принудительных мер медицинского характера складывается из трех этапов: предварительного следствия, разбирательства уголовного дела в суде и судебного контроля за применением принудительного лечения.

Принудительные меры медицинского характера применяются в целях излечения или улучшения состояния больного, чтобы он перестал представлять опасность для самого себя и окружающих, предупреждения совершения лицом нового общественно опасного деяния или преступления.

Предварительное расследование уголовных дел о применении принудительных мер медицинского характера

Предварительное расследование уголовных дел о применении принудительных мер медицинского характера имеет ряд особенностей.

Уголовные дела о применении принудительных мер медицинского характера расследуются только в форме предварительного следствия (ч. 1 ст. 434 УПК). Определение конкретного органа предварительного следствия производится с помощью предметного признака.

Предмет доказывания по делам об общественно-опасных деяниях, совершенных лицами, нуждающимися в применении принудительных мер медицинского характера

По данной категории уголовных дел самостоятельный характер носит предмет доказывания (ст. 434 УПК). Обязательному установлению подлежат: время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния; совершено ли деяние, запрещенное уголовным законом, данным лицом; характер и размер вреда, причиненного деянием; наличие у данного лица психических расстройств в прошлом, степень и характер психического заболевания в момент совершения деяния, запрещенного уголовным законом, или во время производства по уголовному делу; связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им существенного вреда. Установление перечисленных обстоятельств дает суду возможность решить вопрос о применении к лицу принудительной меры медицинского характера.

Назначение и производство судебной экспертизы, помещение в психиатрический стационар

В соответствии с п. 3 ст. 196 УПК для определения психического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости, обязательно назначение экспертизы, в данном случае психиатрической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Проведение психиатрических экспертиз поручается специализированным учреждениям с психиатрическими стационарами.

Если необходимость помещения в психиатрический стационар возникает в отношении лица, не содержащегося под стражей, то оно может быть помещено в него только по судебному решению. Такое решение принимается судьей в судебном заседании в результате рассмотрения ходатайства следователя, согласованного с руководителем следственного органа, а также ходатайства дознавателя, согласованного с прокурором.

Помещение в психиатрический стационар подозреваемого или обвиняемого, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу, производится путем его перевода из места содержания под стражей также на основании судебного решения, принимаемого по ходатайству следователя, согласованному с руководителем следственного органа, либо по ходатайству дознавателя, согласованному с прокурором.

При помещении в психиатрический стационар подозреваемого срок, в течение которого ему должно быть предъявлено обвинение, прерывается до момента получения заключения экспертов.

Лицо, которое направляется в психиатрический стационар для экспертизы, знакомится с постановлением о назначении экспертизы и заключением эксперта при условии, если позволяет его психическое состояние. В противном случае с названными процессуальными документами знакомятся его защитник и законный представитель.

Выделение уголовного дела в отдельное производство

В целях создания наиболее благоприятных условий для производства по делу о применении принудительных мер медицинского характера, обеспечения всесторонности и объективности его расследования, когда будет установлено, чтоw преступление совершенно в соучастии и кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у него наступило психическое расстройство после совершения преступления, уголовное дело в отношении такого лица может быть выделено в отдельное производство.

Участие защитника и законного представителя

Согласно ст. 51 УПК участие защитника обязательно, если подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту. В развитие данного положения уголовно-процессуальный закон установил, что по делам рассматриваемой категории участие защитника является обязательным с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы, если защитник ранее не участвовал в данном уголовном деле (ст. 438 УПК).

Закон предусматривает возможность привлечения к участию в уголовном деле законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера.

Законный представитель вовлекается в уголовное дело постановлением следователя либо суда.

Закон не определяет момент, с которого законный представитель допускается к участию в производстве о применении принудительных мер медицинского характера. По смыслу закона он должен быть допущен в уголовное дело в момент назначения судебно-психиатрической экспертизы.

Вступив в уголовное дело о применении принудительных мер медицинского характера, законный представитель наделяется правами, предусмотренными ч. 2 ст. 437 УПК. Данные права законному представителю разъясняются при допуске его к участию в деле, о чем следователь составляет протокол.

Производство следственных действий с участием невменяемых лиц и лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство

Участие в следственных действиях лица, в отношении которого расследуется уголовное дело о применении принудительной меры медицинского характера, зависит от его психического состояния. Этот вопрос следователь решает с учетом заключения судебно-психиатрической экспертизы. Придя к выводу о том, что производство следственных действий с участием лица, совершившего общественно опасное деяние, невозможно, следователь вправе вынести об этом постановление. В нем он может обосновать необходимость частичного участия психически больного в расследовании, например, в тех действиях, где он выступает в качестве опознаваемого, освидетельствуемого, лица, у которого отбираются образцы.

Окончание предварительного следствия

Предварительное следствие по данной категории уголовных дел оканчивается прекращением уголовного дела либо направлением его в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Следователь выносит постановление о прекращении уголовного дела при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 и 27 УПК, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда, в силу чего не требуется применение принудительного лечения.

При установлении по окончании предварительного след­ствия, что психическое расстройство лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменя­емости или заболевшего после преступления психическим расстройством, исключающим применение к нему наказания, связано с опасностью для него и окружающих лиц либо возможностью причинения им существенного вреда, следователь передает уголовное дело прокурору для направления его в суд с целью решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. Об этом выносится постановление, в котором излагаются конкретное основание для применения принудительного лечения, а также высказанные доводы защитника, законного представителя, оспаривающих основание для применения этих мер.

По уголовному делу, представленному прокурору с постановлением о направлении его в суд, прокурором принимается одно из следующих решений: об утверждении постановления следователя и направлении уголовного дела в суд; о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного расследования; о прекращении уголовного дела.

Рассмотрение уголовного дела о применении принудительной меры медицинского характера в суде первой инстанции

Особенности назначения и подготовки
судебного заседания

Уголовно-процессуальный закон распространяет на дела данной категории общий порядок назначения и подготовки судебного заседания. Вместе с тем специфика вопросов, разрешаемых судом при принятии решений по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера, обусловливает и определенные особенности их подготовки к судебному разбирательству.

Согласно ст. 440 УПК подсудность уголовных дел о применении принудительных мер медицинского характера определяется по общим правилам.

О месте, дате и времени судебного разбирательства извещаются прокурор, защитник, законный представитель лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, иные лица, указанные в постановлении следователя о направлении уголовного дела в суд.

Если судья, ознакомившись с делом, усмотрит основания к прекращению производства о применении принудительных мер медицинского характера или для возвращения уголовного дела прокурору в связи с необходимостью составления по нему обвинительного заключения (обвинительного акта), он выносит постановление о назначении предварительного слушания. По результатам предварительного слушания судья назначает уголовное дело к рассмотрению в судебном заседании или возвращает его прокурору для составления обвинительного заключения (обвинительного акта) либо прекращает дело.

Особенности судебного разбирательства

Судебное разбирательство уголовных дел о применении принудительной меры медицинского характера проводится в общем порядке, но с учетом специфики разрешаемых судом вопросов. Отдельные правила, установленные в законе для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, не действуют.

Прокурор по данной категории уголовных дел не является в суде обвинителем. Он обосновывает тезис о совершении общественно опасного деяния данным лицом и необходимости его принудительного лечения. Защитник, законный представитель лица, в отношении которого поставлен перед судом вопрос о применении к нему принудительных мер медицинского характера, напротив могут оспаривать причастность к общественно опасному деянию подзащитного (представляемого) и целесообразность его принудительного лечения в психиатрическом стационаре.

В рамках судебного следствия особое место занимает исследование заключения экспертов-психиатров, материалов, которые были предоставлены в их распоряжение. По окончании судебного следствия судья выслушивает мнение прокурора, защитника. Если в судебном заседании участвует лицо, в отношении которого рассматривается дело, то ему предоставляется последнее слово, которым оно может воспользоваться в зависимости от состояния здоровья.

Вопросы, разрешаемые судом при принятии решения

При рассмотрении уголовного дела о применении принудительной меры медицинского характера суд обязан дать ответы на следующие вопросы: имело ли место общественно опасное деяние; совершило ли это деяние лицо, в отношении которого рассматривается уголовное дело; совершено ли деяние в состоянии невменяемости; наступило ли у данного лица после совершения преступления психическое расстройство, препятствующее применению к нему наказания; представляет ли психическое расстройство лица опасность для него или других лиц; подлежит ли применению принудительная мера медицинского характера и какая именно.

Виды решений, принимаемых судом по итогам рассмотрения уголовного дела о применении принудительной меры медицинского характера

В зависимости от результатов судебного разбирательства судья выносит одно из следующих постановлений (ст. 443 УПК):

 1) об освобождении от уголовной ответственности или от наказания лица и применении к нему принудительных мер медицинского характера — при доказанности совершения данным лицом общественно опасного деяния в состоянии невменяемости или наступления после совершения преступления психического расстройства, препятствующего назначению наказания и его исполнению. Конкретная принудительная мера медицинского характера, предусмотренная ст. 99 УК, невменяемому назначается судьей с учетом рекомендаций экспертов-психиатров, которые подлежат тщательной оценке;

 2) о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера, отмене избранной меры пресечения — при доказанности, что лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести;

 3) о прекращении уголовного дела — при наличии оснований, предусмотренных ст. 24—28 УПК;

 4) о возвращении уголовного дела прокурору — когда не установлено психическое расстройство лица или наступившее после совершения преступления заболевание не препятствует применению к лицу уголовного наказания.

Прекращение, изменение и продление применения принудительной меры медицинского характера

Основания и порядок прекращения, изменения
и продления принудительной меры медицинского характера

Применение к лицу принудительных мер медицинского характера поставлено под контроль суда. К его компетенции относится прекращение, продление или изменение вида принудительного лечения. Данные вопросы решаются по ходатайству законного представителя лица, находящегося на принудительном лечении, и его защитника. Кроме того, согласно ст. 36 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее применении» и ч. 2 ст. 102 УК лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев, по результатам которого администрация лечебного психиатрического учреждения вносит в суд представление о прекращении либо изменении такой меры.

При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрацией лечебного психиатрического учреждения вносится в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление осуществляется по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем — ежегодно.

Вопросы о прекращении, изменении или продлении применения принудительной меры медицинского характера рассматриваются по правилам, установленным ст. 399 и 445 УПК. Они относятся к компетенции суда, вынесшего постановление о применении принудительного лечения, или суда по месту проведения лечения. О назначении ходатайства к рассмотрению извещаются законный представитель лица, к которому применена принудительная мера медицинского характера, администрация психиатрического стационара, защитник и прокурор. Участие защитника и прокурора в судебном заседании обязательно.

По представленному в суд ходатайству судья проводит в ограниченном объеме судебное следствие: исследуется медицинское заключение, выслушивается мнение участвующих в судебном заседании лиц, при необходимости назначается экспертиза, запрашиваются дополнительные материалы, допрашивается лицо, в отношении которого внесено ходатайство, если позволяет его психическое состояние.

Постановление судьи о прекращении, изменении или о продлении принудительного лечения, а равно об отказе в удовлетворении внесенного в суд ходатайства по названным вопросам оглашается в судебном заседании. Оно может быть обжаловано в кассационном порядке.

Возобновление уголовного дела в отношении лица, к которому была применена принудительная мера медицинского характера

В случаях когда принудительное лечение прекращается в отношении лица, к которому оно применено в связи с психическим расстройством, наступившим после совершения преступления, судья направляет уголовное дело руководителю следственного органа или начальнику органа до­знания для производства предварительного расследования в общем порядке. Время, проведенное в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок отбывания наказания, если лицо будет признано виновным в совершении преступления с назначением наказания.

Понятие особенностей и общие условия производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

Исходя из роли, которую определенные лица играют в государстве и обществе, в целях обеспечения их непрерывной и бесперебойной деятельности, повышения независимости, а также для охраны нравственных и моральных ценностей законодатель установил особые процедуры привлечения их к уголовной ответственности.

Особенности производства в отношении отдельных категорий лиц представляют собой совокупность исключительных управомочивающих, обязывающих и запрещающих юридических норм, регулирующих особый порядок производства процессуальных действий в отношении либо с участием определенной законом категории граждан.

В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”», от 07.03.1996 № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации” в связи с жалобами граждан Р. И. Мухаметшина и А. В. Барбаша» установление особых процедур в отношении отдельных категорий лиц, обладающих неприкосновенностью, является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Вместе с тем неприкосновенность не является личной привилегией гражданина, занимающего определенную должность, а имеет публично-правовой характер, призвана служить средством защиты публичных интересов, обеспечивая повышенную охрану законом личности, осуществляющей государственные функ­ции, ограждая ее от необоснованных преследований.

Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, определены в ч. 1 ст. 447 УПК. К таковым относятся: член Совета Федерации, депутат (зарегистрированный кандидат в депутаты) Государственной Думы, депутат (зарегистрированный кандидат в депутаты) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления; судья федерального суда, мировой судья и судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия; Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ; прокурор; Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ; руководитель следственного органа; следователь; адвокат; член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

Правовые предписания гл. 52 УПК, устанавливающие особенности производства в отношении отдельных категорий лиц, касаются лишь ситуаций, когда перечисленные лица привлекаются к ответственности, т.е. получают правовой статус подозреваемого или обвиняемого. Особенности их участия в уголовном судопроизводстве в качестве иных участников процесса (свидетелей, потерпевших) определяются другими нормами либо не оговариваются вообще.

Отметим, что исключения из общего порядка судопроизводства, содержащиеся в гл. 52 УПК, касаются:

порядка возбуждения уголовного дела, привлечения лица 1) в качестве обвиняемого;

применения задержания по подозрению в 2) совершении преступления;

избрания в 3) качестве меры пресечения заключения под стражу;

производства отдельных следственных 4) действий, таких как обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, контроль и запись переговоров;

окончания производства по уголовному делу; 5)

рассмотрения уголовного дела в 6) суде.

Наряду с изложенными выше вне гл. 52 УПК устанавливаются и иные особенности: специальные основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования (ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 27 УПК), а также правила, определяющие подследственность уголовных дел данной категории (ч. 2, 3 ст. 151 УПК).

В остальном правоприменителем могут быть использованы все положения, установленные для досудебного и судебного производства, в том числе реализованы общие условия предварительного расследования и судебного разбирательства; меры процессуального принуждения, включая и меры пресечения; правила получения доказательств, рассмотрения жалоб и ходатайств и т.д.

Следует также подчеркнуть, что не все правовые предписания, содержащиеся в гл. 52 УПК, в равной степени применяются ко всем категориям должностных лиц, обо­значенным здесь законодателем. Однако можно выделить общие моменты, присущие производству по каждому уголовному делу.

Во-первых, законодатель не оговаривает ситуаций, когда в отношении перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК лиц могут применяться особенности в порядке производства по уголовному делу. Исходя из этого, можно предположить, что указанные субъекты обладают иммунитетом в течение всего времени нахождения в соответствующем правовом статусе (депутата, судьи, следователя и др.). Причем не имеют значения время совершения преступления и связь преступного события с выполнением служебных обязанностей.

Во-вторых, в отношении большинства лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, решение о возбуждении уголовного дела или привлечении их в качестве обвиняемого требует различного рода согласований с судебными и иными органами власти.

Так, по представлению Президента РФ суд разрешает вопрос о даче заключения о наличии или отсутствии в действиях Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ признаков преступления (ч. 2 и 3 ст. 448 УПК). Решение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ принимается с согласия Конституционного Суда РФ (п. 3 ч. 1 ст. 448 УПК), а в отношении иных судей — с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (п. 4, 5 ч. 1 ст. 448 УПК). Для возбуждения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы требуется согласие соответствующей палаты парламента. Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления или отказ органа государственной власти в даче согласия на привлечение лица к уголовной ответственности влечет за собой прекращение уголовно-процессуального производства (отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение) либо прекращение уголовного преследования (п. 6 ч. 1 ст. 24, п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК).

В-третьих, по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, указанными в ч. 1 ст. 447 УПК, предварительное расследование (в форме предварительного следствия или дознания) осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ (подп. «б» п. 1 ч. 2, п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК). Это необходимо учитывать и при осуществлении проверки сообщений о рассматриваемой категории преступлений.

Порядок производства по уголовным делам
в отношении отдельных категорий лиц

Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, варьируется в зависимости от того, к какой категории, обозначенной в указанной правовой норме, относится тот или иной субъект. Сообразно этому дальнейшее рассмотрение вопроса мы будем осуществлять применительно к каждой группе должностных лиц и в порядке возрастания сложности процедуры.

В отношении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления решение о возбуждении уголовного дела[33] принимается руководителем следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ (п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК).

В отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса решение о возбуждении уголовного дела также вправе принять руководитель следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ — Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 12 ч. 1 ст. 448 УПК).

В отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ решение о возбуждении уголовного дела принимается руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ (п. 9 ч. 1 ст. 448 УПК).

В отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации уголовное дело возбуждается с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ, а в отношении зарегист­рированного кандидата в депутаты Государственной Думы — с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 13 и 14 ч. 1 ст. 448 УПК).

В отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, кандидата в Президенты РФ решение о возбуждении уголовного дела принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 6—8 ч. 1 ст. 448 УПК).

Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, задержанные по подо­зрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности (ст. 449 УПК). Настоящее правило законодатель не распространил на кандидата в Президенты РФ.

Кроме того, судебное решение об избрании в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется только с согласия Государственной Думы.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката принимается руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по району, городу на основании заключения судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК)[34].

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении руководителя следственного органа, следователя принимается вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК).

Согласно п. 41 ст. 5 УПК следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. В связи с этим, устанавливая круг лиц, входящих в категорию «следователь», было бы неверным считать, что речь идет только о лицах, состоящих в должности следователя. К рассматриваемой категории лиц должны быть отнесены также сотрудники, занимающие должности старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам, и следователи-криминалисты. Представляется, что к числу следователей (в значении п. 7 ч. 1 ст. 447 УПК) должны относиться также следователи-стажеры, иные должностные лица, назначенные исполняющими обязанности следователя, во время осуществления ими полномочий по производству следствия. В то же время уголовно-процессуальный иммунитет следователя не может быть распространен на лиц, состоящих в должности помощника следователя, поскольку данные субъекты наделены полномочиями только по осуществлению технической и организационной помощи следователю при расследовании преступлений и не могут выполнять поручения и действия процессуального характера. То же можно сказать и о помощниках руководителей следственных органов по кадрам. Иммунитет не распространяется и на дознавателя, а также начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, поскольку уголовно-процессуальная деятельность этих субъектов, даже при выполнении ими неотложных следственных действий, не именуется предварительным следствием.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ принимается исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ (п. 21 ч. 1 ст. 448 УПК). Рассмотрение вопроса осуществляется в закрытом судебном заседании в 10-дневный срок с участием лица, в отношении которого внесено представление, и (или) его адвоката (ч. 2 ст. 448 УПК). По результатам рассмотрения суд дает заключение о наличии или отсутствии в действиях лица признаков преступления (ч. 3 ст. 448 УПК).

Производство по уголовным делам в отношении прокуроров имеет следующие особенности:

решение о а) возбуждении уголовного дела в отношении прокурора принимается вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК). Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ (п. 2 ч. 1 ст. 448 УПК).

прокурор, задержанный по подозрению в б) совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления его личности (ст. 449 УПК).

Производство по уголовным делам в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий (экс-президента), имеет следующие особенности:

решение о а) возбуждении в отношении него уголовного дела принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК). При этом согласно ч. 7 ст. 448 УПК он в течение трех суток направляет в Государственную Думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение экс-президента неприкосновенности указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ в течение трех суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думой, о чем в течение трех суток извещается Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ. Решение Государственной Думы либо Совета Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности рассматриваемого должностного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК;

экс-президент, задержанный по подозрению в б) совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления его личности (ст. 449 УПК);

судебное решение об избрании в в) отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия Совета Федерации (ч. 3 ст. 450 УПК).

Процедура привлечения к уголовной ответственности судей, а также членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы наиболее сложная.

В отношении судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или област­ного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда, в отношении иных судей, а также присяжных и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия имеются следующие особенности:

решение о а) возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия соответствующего судебного органа или квалификационной коллегии судей (п. 3—5 ч. 1 ст. 448 УПК).

Согласие на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого должно быть получено:

 в отношении судьи Конституционного Суда РФ — от Конституционного Суда РФ;

 в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда — от Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

 в отношении иных судей — от соответствующей квалификационной коллегии судей.

Мотивированное решение Конституционного Суда РФ, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ (ч. 5 ст. 448 УПК).

согласно ст. 449 УПК судья федерального суда, мировой судья, б) задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности;

судебное решение об избрании в в) отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производст­ве обыска исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей (ч. 2 ст. 450 УПК). Решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей по этому вопросу должно быть принято в срок не позднее пяти суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ и соответствующего судебного решения (ч. 4 ст. 450 УПК);

уголовное дело в г) отношении судьи федерального суда по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ (ст. 452 УПК). Это правило не распространяется на мирового судью и судью конституционного (уставного) суда субъекта РФ.

В отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы применяются следующие особенности:

а) решение о возбуждении уголовного дела в отношении названных лиц принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (п. 1 ч. 1 ст. 448 УПК);

согласно ст. 449 УПК член Совета Федерации и б) депутат Государственной Думы, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности;

судебное решение об избрании в в) отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (ч. 3 ст. 450 УПК).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государст­венной Думы» ст. 450 и находящимися во взаимосвязи с ней ст. 107 и 108 УПК предполагается, что применение в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы меры пресечения в виде домашнего ареста должно осуществляться по судебному решению и с согласия соответственно Совета Федерации или Государст­венной Думы;

уголовное дело в г) отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы по его ходатайст­ву, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ (ст. 452 УПК).

Вопрос 3. Понятие, задачи и значение международной правовой помощи по уголовным делам

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства предполагает взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями в соответствии с многосторонними и двухсторонними международными договорами.

Направления международного сотрудничества:

 оказание международной правовой помощи по уголовным делам;

 участие в подготовке международных договоров;

 оказание содействия в подготовке и проведении международных правовых конференций;

 обмен опытом деятельности правоохранительных органов;

 участие представителей правоохранительных органов в международных организациях;

 участие в международных миротворческих операциях и др.

Международная правовая помощь по уголовным делам — это регламентированная международными договорами, а также национальным законодательством государств или осуществляемая на основе принципа взаимности деятельность компетентных органов и должностных лиц по оказанию содействия в собирании доказательств на территории иностранного государства, производстве иных процессуальных действий, вызове участников уголовного судопроизводства, находящихся на территории иностранного государства, продолжении уголовного преследования и выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора.

Международная правовая помощь служит задачам раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, изобличения виновных, возмещения причиненного ущерба, отправления правосудия. Названные задачи вполне согласуются с назначением уголовного судопроизводства по российскому уголовно-процессуальному законодательству.

Нормативно-правовое регулирование международной правовой помощи

Основанием для оказания правовой помощи является международный договор. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства как межотраслевой правовой институт регулируется нормами уголовно-процессуального, уголовного и международного права. При оказании международной правовой помощи важно определить правовую основу для обращения одного государст­ва (запрашивающей стороны) к другому (запрашиваемой стороне) с просьбой (запросом, поручением, ходатайством, письмом) об оказании содействия при расследовании и разрешении уголовных дел в суде, исполнении приговора.

К правовой основе взаимодействия России (правопреемника СССР) с компетентными органами иностранных государств следует отнести: общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры (межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения; как многосторонние, так и дву­сторонние); Конституцию РФ (ч. 4 ст. 15, ст. 61, 62, 63, п. «к» ст. 71, п. «о» ч. 1 ст. 72, ст. 73, 79); разд. VIII УПК (ст. 453—472), а также ч. 3 ст. 1, ст. 2, 3, ч. 1 и ч. 5 ст. 108, ч. 9 ст. 109, ч. 3 ст. 181 и некоторые другие нормы УПК.

К правовой основе взаимодействия в сфере уголовного судопроизводства следует, кроме того, отнести УК (ст. 13 и ч. 4 ст. 72), а также иные федеральные законы, подзаконные и ведомственные нормативные акты по отдельным вопросам международного сотрудничества.

Международная правовая помощь регламентируется соответствующим международным договором. Если оказание того или иного вида правовой помощи договором не предусмотрено, исполнение запроса возможно на основе принципа взаимности, обязательным условием реализации последнего является обязательство запрашивающей стороны об оказании правовой помощи в интересах запрашиваемой стороны.

Порядок применения международных договоров РФ предусмотрен Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Под международным договором понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких, связанных между собой, а также от его конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Международные договоры могут заключаться от имени Российской Федерации, от имени Правительства РФ и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

Перечислим некоторые из важнейших многосторонних договоров:

Европейская конвенция о 1) взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с дополнительным протоколом о правовой помощи 1959 г. (далее — Европейская конвенция), ратифицирована Россией в 2000 г. Участниками названной конвенции являются 41 государство — члены Совета Европы (Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Литва, Латвия, Швейцария, Эстония и др.);

Европейская конвенция о 2) выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами 1975 и 1978 г., ратифицирована в 1999 г.;

Конвенция ООН о 3) борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;

Европейская конвенция о 4) пресечении терроризма 1977 г., ратифицирована Россией в 2000 г.;

Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и 6) конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.;

Конвенция ООН против транснациональной организованной 7) преступности 2000 г.;

Конвенция о 8) правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятая государствами — членами СНГ в 1993 г., с дополнительным протоколом 1997 г. (далее — Минская конвенция).

Многосторонними договорами установлены основания, объем и порядок оказания международной правовой помощи (форма запроса, субъекты его направления и исполнения, сроки исполнения, основания и условия отказа в исполнении запроса и т.п.). Двусторонние договоры о взаимной правовой помощи заключаются в целях развития и конкретизации тех предложений, которые являются основными положениями многосторонних международных договоров. Россия является субъектом более 40 двусторонних соглашений. В их числе договоры с Польшей, Румынией, Албанией, Монголией, Грецией, Кипром, Индией, США, Италией и другими государствами.

Межправительственные соглашения заключены по отдельным вопросам оказания правовой помощи в целях объединения усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, террористическими актами и другим направлениям сотрудничества в борьбе с преступностью. Российская Федерации является участницей ряда соглашений, заключенных международными организациями, которые принимаются на основе Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. о взаимной помощи в области уголовного правосудия и протокола к ней.

Оперативное уголовное преследование лиц, объявленных в международный розыск, получение информации о розыске иных лиц, предметов, документов, транспорта; установление местонахождения юридических лиц и сведений о них, проверка лиц по дактилоскопическим учетам и получение любой другой справочной информации осуществляется также по линии Международной организации уголовной полиции (Интерпола). На основании Указа Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» и Положения о Национальном центральном бюро


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow