Рульовий пристрій

Назначение рулевого устройства – удержание судна на курсе или изменение направления его движения, т.е. обеспечение управляемости судна. Поворот судна может быть осуществлён приложением к нему момента, который будет поворачивать судно вокруг вертикальной оси. Наиболее просто такой момент можно получить отклонением на некоторый угол руля, установленного за кормой судна. При отклонении, или как принято говорить, при перекладке руля на тот или иной борт, на руль будет действовать сила давления воды. Эта сила создаёт вращающий момент, поворачивающий судно в сторону того борта, на который переложен руль.

Рис. 21. Общий вид рулевого устройства

1 – перо руля; 2 – рудерпис; 3 – баллер, 4 – нижний подшипник; 5 – упорный подшипник; 6 – верхний подшипник; 7 – фундамент рулевой машины; 8 – рулевая машина; 9 – гельмпортовая труба.

В состав рулевого устройства входят руль, привод руля, привод управления. В руль входит перо руля и баллер. Основой пера руля является мощная вертикальная балка – рудерпис. С рудерписом соединены горизонтальные рёбра жесткости и петли. По сечению рули делятся на пластинчатые и обтекаемые. Обтекаемый руль – пустотелый в сечении имеет каплевидную форму, улучшает управляемость, увеличивает КПД винта, обладая собственной плавучестью, уменьшает нагрузку на подшипники. Из-за этих преимуществ практически все морские суда имеют обтекаемые рули. По расположению оси вращения рули делятся на:

· небалансирные

· полубалансирные

· балансирне

Рис. 22. Основные типы рулей

а) обыкновенный небалансирный; б) балансирный; в) балансирный подвесной; г) полубалансирный полуподвесной

По методу крепления к корпусу судна различают: обыкновенные, подвесные, и полуподвесные рули. У балансирных и полубалансирных рулей часть площади пера руля (до 30%) расположена впереди оси вращения руля.

Баллер служит для передачи вращающего момента на перо руля и его поворота. Баллер - прямой или изогнутый стержень, который крепится одним концом к перу руля с помощью фланцев, а другой конец входит, чтобы вода не проникала в корпус судна через вырез для пропуска баллера, последний помещают в гелъмпортовую трубу, соединение которой с наружной обшивкой и настилом палубы водонепроницаемо. В верхней части трубы устанавливают сальник, предотвращающий попадание воды в корпус судна. Выше сальника ставят подшипник, который является верхней опорой баллера руля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: