Обмотки, применяемые в электрических машинах, классифицируются по конструкции катушек и по расположению их в пазах.
Виды обмоток. По конструкции катушек обмотки подразделяют на всыпные с мягкими катушками и обмотки с жесткими катушками или полукатушками. Мягкие катушки изготовляют из круглого изолированного провода. Для придания требуемой формы их предварительно наматывают на шаблоны, а затем укладывают в изолированные трапецеидальные пазы (см. рис. 4.4, в, г и 4.5, в); междуфазовые изоляционные прокладки устанавливают в процессе укладки обмотки. Затем катушки укрепляют в пазах с помощью клиньев или крышек, придают им окончательную форму (формируют лобовые части), осуществляют бандажирование обмотки и ее пропитку. Весь процесс изготовления всыпных обмоток можно полностью механизировать.
Жесткие катушки (полукатушки) изготовляют из прямоугольного изолированного провода. Окончательную форму им придают до укладки в пазы; одновременно на них накладывают корпусную и междуфазовую изоляцию. Затем катушки укладывают в предварительно изолированные открытые или полуоткрытые пазы (см. рис. 4.4, а, б и 4.5, а, б), укрепляют и подвергают пропитке.
|
|
Якорная обмотка машины переменного тока должна выполнять две основные функции:
– индуктировать требуемую для работы машины эдс;
– возбуждать в воздушном зазоре магнитное поле, необходимое для преобразования энергии.
Обмотка является важной частью электрической машины, поэтому к ней предъявляются следующие требования: длительная работоспособность; нагревостойкость; электрическая прочность изоляции; отсутствие контакта между витками и корпусом; механическая прочность.
Простейшим и основным элементом обмотки является виток, стороны которого размещают в пазах на расстоянии y1, приблизительно равном полюсному делению. Несколько последовательно соединенных витков образуют секцию или катушку.
Обмотки машин переменного тока, служащие для создания вращающегося магнитного поля, классифицируются:
– по конструктивному исполнению самих обмоток;
– по форме провода, применяемого в обмотках.