Долбяк; 2-нарезаемое колесо; 3-копир

Долбяк и заготовка, находясь в зацеплении, вращаются со скоростью, обратно пропорциональной числу их зубьев:

nзаг/nд = zд/zзаг

где пзаг - частота вращения заготовки, об/мин; nд - частота вращения долбяка, об/мин; zn - число зубьев долбяка; zзаг -число зубьев нарезаемого колеса.

Вращение долбяка (движение круговой подачи долбяка) и вращение заготовки (движение круговой подачи заготовки) являются движениями обкатки.

Движение круговой подачи выражается длиной дуги делительной окружности долбяка, на которую он поворачивается за один двойной ход (мм/дв. ход). Поперечным перемещением суппорта долбяку сообщают движение радиальной подачи -движение врезания долбяка в заготовку. Движение радиальной подачи сообщается до достижения полной глубины впадины между зубьями. В дальнейшем процесс нарезания происходит при постоянном межцентровом расстоянии в течение одного оборота заготовки. Для устранения трения зубьев долбяка о заготовку перед каждым вспомогательным ходом заготовка вместе со столом отводится от долбяка, а в начале рабочего хода подводится к долбяку.

При нарезании цилиндрических колес с прямыми зубьями внутреннего зацепления (рис. 7.2.2, б) долбяку и заготовке сообщают те же движения, что и при нарезании колес внешнего зацепления. Различие заключается лишь в том, что при нарезании зубчатых колес внутреннего зацепления направления вращения долбяка и заготовки одинаковы, тогда как при нарезании колес внешнего зацепления они противоположны.

При нарезании цилиндрических колес с косыми зубьями (рис. 7.2.2, в) используют косозубые долбяки. Для нарезания колес с косыми зубьями требуется комплект косозубых долбяков с таким же углом наклона зубьев, как и у нарезаемых колес. Этот комплект состоит из двух долбяков: левого - для нарезания правого колеса и правого - для нарезания левого колеса.

Долбяку и заготовке сообщают те же движения, что и при нарезании колес с прямыми зубьями. Дополнительно долбяку сообщают вращательное движение (дополнительное движение круговой подачи), обусловленное углом наклона зубьев и согласованное с его возвратно-поступательным движением. Дополнительное вращение долбяка обеспечивается установкой на шпинделе станка винтовых направляющих (копиров). Угол наклона винтовой линии копира должен соответствовать углу наклона зубьев нарезаемого колеса.

Цилиндрические колеса с косыми зубьями внутреннего зацепления нарезают долбяками с одноименным направлением зубьев.

Шевронные зубчатые колеса нарезают на горизонтальных зубодолбежных станках. Шевронные колеса являются косозубыми колесами, у которых одна половина шеврона имеет правое направление зубьев, другая - левое (косые зубья расположены V-образно на одном венце). Преимущество шевронных колес перед косозубыми состоит в том, что они не создают осевых нагрузок на подшипники и могут передавать большие мощности.

Особенностью нарезания таких колес является использование работающих в паре двух косозубых долбяков с разным направлением зубьев - правый долбяк -для левого колеса и левый долбяк - для правого колеса. Долбяки одновременно совершают возвратно-поступательное движение параллельно оси заготовки и вращательное движение. Заготовка совершает вращательное движение. Каждому долбяку с помощью винтового копира, установленного на шпинделе станка, сообщают дополнительный поворот. При возвратно-поступательном движении в одну сторону один долбяк осуществляет резание, совершая рабочий ход, а другой - вспомогательный (холостой) ход, при обратном движении, наоборот.

Преимущество метода зубодолбления помимо возможности нарезания колес внутреннего зацепления и блочных колес -более высокая точность и меньшая шероховатость боковых поверхностей зубьев по сравнению с поверхностями, получаемыми при зубофрезеровании.

На зубострогальных станках нарезают конические зубчатые колеса методом обкатки, в основу которого положено зацепление двух конических колес, одно из которых превращают в плоское (рис. 7.2.3, а).

Рис. 7.2.3. Схема нарезания конического колеса с прямыми зубьями на зубострогальном станке: 1-производящее колесо; 2-нарезаемое колесо; 3-люлька; 4-зубострогальный резец

Нарезаемое коническое колесо (заготовка) находится в зацеплении с производящим плоским коническим колесом, у которого угол при вершине конуса φп = 90°, а зубья ограничены плоскостями, сходящимися в общей вершине, и имеют форму зуба рейки, т.е. плоское коническое колесо представляет собой кольцевую рейку. Роль производящего колеса выполняют два зубострогальных резца, образуя впадину между зубьями.

В процессе зубострогания конических колес с прямыми зубьями (рис. 7.2.3, б) главным движением резания является возвратно-поступательное движение резцов: в направлении к вершине конуса заготовки - рабочий ход Drр, а в обратном направлении - вспомогательный ход Drв.

Оба движения - рабочее и вспомогательное - составляют двойной ход резца.

Вращение заготовки (движение круговой подачи заготовки) и люльки с резцами (движение круговой подачи люльки) является движением обкатки и должно соответствовать передаточному отношению

i=z n/ z

где z n - условное число зубьев производящего колеса; z - число зубьев нарезаемого колеса.

В результате главного и обкаточного движений на заготовке образуются две неполные впадины и один полностью обработанный зуб. После нарезания одного зуба заготовка автоматически отводится от резцов, направление вращения люльки с резцами и заготовки изменяется, затем они возвращаются в исходное положение (вспомогательный ход). Во время отвода заготовки от резцов шпиндель бабки вместе с заготовкой поворачивается на угловой шаг (1/z оборота), обеспечивая деление. Затем заготовке сообщают движение подачи на глубину впадины, и начинается нарезание следующего зуба.

Конические колеса с круговыми зубьями имеют значительные эксплуатационные преимущества: плавность, бесшумность работы, большую прочность зубьев, высокий КПД и др. Эти колеса нарезают по методу обкатки на зуборезных станках специальной конструкции. Схема нарезания конических колес с круговыми зубьями аналогична нарезанию колес с прямыми зубьями. Отличие состоит в том, что роль зубьев производящего колеса выполняют резцы резцовой головки, которые вместо поступательного движения полу­чают вращательное движение.

Технологические требования к конструкциям зубчатых колес. Конфигурацию зубчатого колеса следует предусматривать симметричной (рис. 7.2.4, а). Несимметричное расположение элементов колеса и резкие переходы в конструкции приводят к повышенной деформации зубьев при термической обработке (рис. 7.2.4, б). Конструкция зубчатого колеса без ступицы дает возможность рационально нарезать зубчатые колеса "пакетами" (рис. 7.2.4, в). Наличие у зубчатых колес двусторонних ступиц в этом случае приводит к увеличению хода инструмента (рис. 7.2.4, г).

Рис 7.2.4. Примеры конструктивных форм зубчатых колес

При конструировании многовенцовых колес, а также колес с буртиками расстояние между венцами необходимо увязывать с диаметром фрезы, обеспечивая ей при нарезании колеса свободный выход (рис. 7.2.4, д). В конструкции колеса, приведенной на рис. 7.2.4, е, расстояние для выхода фрезы недостаточно.

Блочные колеса предпочтительнее нарезать на зубодолбежных станках, так как расстояние между зубчатыми венцами для выхода долбяка может быть значительно уменьшено (рис. 7.2.4, ж). При нарезании блочных колес на зубофрезерных станках расстояние для выхода фрезы пришлось бы значительно увеличить (рис. 7.2.4, з).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: