При распределении доходов учитывается выполнение следующих задач:
• сбалансирование всех бюджетов, т.е. покрытие предполагаемых расходов конкретными источниками их финансирования;
•обеспечение своевременного поступления доходов в течение планируемого периода с учетом периодичности расходования бюджетных средств;
•стимулирование материальной заинтересованности в мобилизации местных и общегосударственных доходов.
Основными принципами, которые учитываются при распределении доходных источников, являются:
• принцип значимости, который реализуется с учетом приоритетности республиканского бюджета и одновременно потребности создания устойчивой финансовой базы местных бюджетов;
• принцип ведомственной подчиненности и территориального расположения конкретных плательщиков налогов и сборов.
В соответствии с данными принципами в доходы республиканского бюджета зачисляются:
а) средства государственных целевых бюджетных фондов,
б) средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения,
|
|
в) доходы СЭЗ,
г) налоговые доходы (по нормативу отчислений от налогового дохода, получаемого на территории республики, если иное не установлено законодательными актами):
1. налог на прибыль, уплачиваемый организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, и организациями, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь, – получаемого на территории соответствующей области, в доход республиканского бюджета – в размере 50 процентов, в доход консолидированного бюджета области – в размере 50 процентов;
2. налог на добавленную стоимость – не более 70 %; Витебской области – 3,84 процента;
3. акцизы – 100 %;
4. таможенные пошлины и таможенные сборы – 100 %; и другие налоги и сборы
Следует иметь в виду, что некоторые доходы (их называют регулирующими) передаются в виде отчислений в местные бюджеты в размере, утвержденном в Законе о республиканском бюджете. К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов. Например, в 2013 г. норматив отчислений от налога на прибыль в местные бюджеты составляет 50%. Величина отчислений дифференцируются по отдельным областям и г. Минску. Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) районных бюджетов, бюджетов городов областного подчинения в бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения определяются решениями районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
|
|
Установление конкретных нормативов отчислений от общегосударственных доходов позволяет сбалансировать доходы с расходами и тем самым обеспечить успешное выполнение местными органами власти своих функций.
За местными бюджетами закреплены следующие налоги, сборы, пошлины:
подоходный налог с физических лиц;
налог на прибыль, уплачиваемый организациями, имущество которых находится в коммунальной собственности;
налог на недвижимость и земельный налог;
налог на добавленную стоимость – по нормативу;
налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
местные налоги и сборы;
налог при упрощенной системе налогообложения;
единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
другие налоговые доходы.
В последние годы расходы местных бюджетов постоянно увеличиваются, соответственно повышается их удельный вес в консолидированном бюджете республики.
Для обеспечения сбалансированности бюджетов областей из республиканского бюджета выделяются дотации и субвенции. Такие меры поддерживают доходы местных бюджетов и позволяют профинансировать расходные обязательства местных исполнительных и распорядительных органов.