Тема 1.2. Стандарты качества образования

Учебные вопросы

Международные и национальные стандарты качества. Федеральные государственные требования и образовательные стандарты. Компетенции: универсальные и специальные.

Система качества образовательной организации строится в соответствии с принципами TQM[10], требованиями и рекомендациями международных стандартов и на основе различных моделей: ГОСТ Р ИСО 9001:2008 (предпочтение вузов по выбору[11] ~ 60%), модели конкурса Минобрнауки России[12] (20%), модели Премии Правительства РФ[13] (4%), модель Европейского фонда по менеджменту качества - EFQM[14] (4%), типовой модели системы качества образовательного учреждения[15] и др. (до 12%).

«Европейская платформа» контроля качества и аккредитации[16].Бергенская конференция европейских министров высшего образования приняла стандарты и принципы обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования, предложенные ENQA (European Network for Quality Assurance in Higher Education – Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании)[17]. В ее коммюнике говорится, что мы берем на себя обязательства ввести предложенную модель для экспертной оценки агентств обеспечения качества на национальной основе с соблюдением общепринятых правил и критериев, которые охватывают:

1) Европейские стандарты внутреннего обеспечения качества в вузах - формирование культуры качества; реализация стратегий постоянного совершенствования качества; регулярное обслуживание и мониторинг образовательных программ и присуждаемых степеней (квалификаций); оценивание студентов посредством открытых критериев, положений, инструментов; аттестация преподавателей с широкой гласностью процедур и их доступностью для экспертов внешней оценки; выделение надлежащих ресурсов; сбор, анализ и использование релевантной информации для эффективного управления; публикация новейших и объективных сведений о предлагаемых образовательных программах.

2) Европейские стандарты внешнего обеспечения качествавысшего образования – это учет эффективности внутренних процессов обеспечения качества; демократические формы и процедуры определения целей и задач внешнего обеспечения; применение официально объявленных и последовательно применяемых критериев; адекватность процессов внешнего обеспечения поставленным целям и задачам; написание отчетов о внешнем обследовании ясным и доступным стилем; наличие механизмов дальнейшего контроля и т.д.

Современный международный стандарт ISO[18] 9001:2008 определяет требования к системам менеджмента качества (СМК) для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию (услуги), отвечающую установленным к ней обязательным требованиям и запросам потребителей, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей. Российский вариант основного стандарта имеет обозначение ГОСТ Р ИСО 9001: 2008[19] и является по сути переводом названного международного стандарта.

Принципиальным отличием образовательных стандартов третьего поколения от ГОС ВПО второго поколения считается компетентностная модель выпускника. В ФГОС третьего (три плюс) поколения (норме качества)[20], набор общихкомпетенций для одного направления образования одинаков, а наборы специальных компетенций для бакалавра, специалиста и магистра отличаются по объёму: количество компетенций возрастает при увеличении уровня образования. Каждаякомпетенция выпускника обеспечивается определенным набором дисциплин (или практик), объединенных в соответствующие модули, а содержаниемодулей дисциплин полностьюсоответствовать уровнюэтихкомпетенций.

К общим или универсальнымкомпетенциям относят:

а) инструментальные (общенаучные), включающие базовые общие знания в области естественных, гуманитарных и социально-экономических наук; базовые компьютерные и лингвистические навыки; умение извлекать и анализировать информацию из различных источников; способность понимать и использовать новые идеи; способность организовать и спланировать работу и другие;

б) межличностные (социально-личностные), включающиеспособность к критике и самокритике, терпимость, умение работать в коллективе, общая культура, приверженность к этическим ценностям;

в) системные (организационно-управленческие), включающиеспособность применять полученные знания на практике; способность к адаптации к новым ситуациям; знание организационно-правовых основ своей деятельности, способность организовать работу и другие.

К специальнымили профессиональнымкомпетенциям причисляют: базовые (ключевые)общепрофессиональные знанияв избранной сфере деятельности; специализированные(профессионально профилированные) знанияв соответствии с конкретной специализацией (профилизацией) выпускника вуза[21].

Принято считать, что особое внимание следует уделить профилированным компетенциям, в выявлении которых решающая роль принадлежит профессорско-преподавательскому составу (и, конечно, работодателю). Нельзя не учитывать, что специализированные компетенции в большой степени оказываются под влиянием общих компетенций и определяются ими (это отмечают и зарубежные эксперты). Вторые могут служить инструментом освоения первых. Акцентирование тех или иных компетенций - основание для определения целей, которые будут устанавливаться (ВУЗом, УМО) для каждой образовательной программы.

Компетенции идентифицируются с помощью научно-корректных процедур, и их освоение поддается оцениванию. Уровни овладения компетенциями выражаются в терминах сложности. Шкалу измерений образуют следующие четыре:

1) анализирование: развертывание проблем (систем, явлений) в подзадачи (подсистемы, подформы явления сущности) с некоторой заданной целью. И чем больше число включенных элементов и менее ясно, каковы элементы результирующего анализа, тем он сложнее;

2) синтезирование: служащее определенной цели объединения элементов в логически связанную структуру; результатом этого процесса может быть искусственное образование (артефакт), но также и теория, интерпретация, модель. И чем больше число используемых элементов и более тесно связана результирующая структура, тем сложнее синтез;

3) абстрагирование: приведение некоторой точки зрения (утверждения, модели, теории) к более высокому уровню агрегации, в результате чего она становится более широко применимой. И чем выше уровень агрегирования, тем более абстрактной является точка зрения;

4) конкретизирование: применение имеющей общий характер точки зрения к рассматриваемому случаю или ситуации. И чем больше аспектов некоторой ситуации учитывается, тем более конкретной является точка зрения.

Заметим, компетентностная модель специалиста моделью выпускника не является, так как компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, которого в ходе обучения в вузе, прохождения производственной практики и написания выпускной квалификационной (дипломной) работы обучающийся в должном объеме приобрести не сможет. Раскрытие же желаемого результата образования через совокупность различного вида компетенций, не меняет традиционной стратегии управления вузами, когда выработка управляющего решения базируется на контроле и оценке результата воспитания и обучения.

Поскольку компетенции – это различного рода умения, готовности и способности достигать результатов в конкретных ситуациях и профессиональной деятельности, то их желательно конкретизировать относительно результата, получаемого с их помощью.

Так, выпускник педагогического университета по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (правовое в том числе) с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать (см. ФГОС ВПО) следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК) - способность и готовность:

· к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения - владение культурой мышления (ОК-1);

· к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-2);

· понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3);

· использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

· использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

· умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

· к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

· использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки и использования информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

· работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

· владеть одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

· использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 11);

· понимать сущность и значимость информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, защиты государственной и иной тайны (ОК-12);

· использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

· толерантно воспринимать социальные и культурные различия, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

· понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

· использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

б) профессиональными (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

· способность использовать систематизированные знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

· владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

· способность нести ответственность за результаты профессиональной деятельности (ОПК-4);

· владение одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

· способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности - способность и готовность:

ü реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

ü применять современные методики и технологии, информационные в том числе, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

ü применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

ü использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

ü включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

ü организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

ü к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся и воспитанников (ПК-7);

в области культурно-просветительской деятельности - способность:

ü разрабатывать и реализовывать культурно-просветительные программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

ü профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

ü к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

ü выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11).

Помимо федеральных требований к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) бакалавриата, в ФГОС ВПО также сформулированы обязательные требования к структуре ООП и условиям их реализации. На основе федеральных государственных требований и проводится экспертиза ООП.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: