Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

Согласно ст. 128 Федерального закона «Об исполнительном про­изводстве» постановления должностного лица службы судебных при­ставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо испол­няет свои обязанности.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица служ­бы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбит­ражный суд в следующих случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитраж­ным судом;


Глава 20. Исполнение постановлений арбитражных судов

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных доку­ментах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об испол­нительном производстве», в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона «Об ис­полнительном производстве», если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

Во всех остальных случаях заявление подается в суд общей юрис­дикции.

Таким образом, подведомственность по жалобам на действия (без­действия) судебного пристава-исполнителя разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производ­ства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, жалобы на действия су­дебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдик­ции (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитраж­ных судов, утвержденного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 21 июня 2004 г. № 77).

Однако в законодательстве об исполнительном производстве не го­ворится о том, в каком порядке должны рассматриваться подобные жалобы. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» должен содержать хотя бы сведения о виде судопроизводства, в ко­тором рассматривались бы жалобы на действия судебного приста­ва-исполнителя. Имеется лишь указание вч. 4 ст. 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на то, что рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, уста­новленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особен­ностей, установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В гл. 24 АПК РФ установлены особенности рассмотрения дел об ос­паривании ненормативных правовых актов, решений и действий (без-


§ 6. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

действия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельно­сти ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-испол­нителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторыми особенностями, которые будут изложены ниже.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитраж­ный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагают, что ос­париваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и закон­ные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного само­управления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заяв­лением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если они полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпри­нимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо также учитывать, что лицо, не являющееся участником ис­полнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя (п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 21 июня 2004 г. № 77).

В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата при­нятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;


Глава 20. Исполнение постановлений арбитражных судов

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нару­шаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судеб­ного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об ис­полнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомле­ние о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. По хо­датайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) су­дебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не обла­гается (ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

Указанные категории дел рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в ар­битражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разби­рательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного за­седания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов мест­ного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.


§ 6. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездей­ствия) и устанавливает их соответствие закону или иному норматив­ному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нару­шают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия законности принятия ос­париваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездейст­вия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (без­действия), а также обстоятельств, послуживших основанием для приня­тия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредоставления органом или лицом, которые приняли решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), дока­зательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании решений и действий (бездейст­вия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемое постановление, действие (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании их незаконными.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое поста­новление, действие (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд прини­мает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненорма­тивных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны


Глава 20. Исполнение постановлений арбитражных судов

содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспаривае­мый акт, решение, название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) ука­зание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удов­летворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправле­ния, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказав­ших в совершении действий, принятии решений, сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые дей­ствия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных ор­ганов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на от­каз в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненорма­тивных правовых актов, решений и действий (бездействия) государ­ственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган ме­стного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые дей­ствия (бездействие). Суд может также направить копию решения в выше­стоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.


Глава 21. Современные формы взаимодействия арбитражных и третейских судов

Действующее законодательство Российской Федерации предусмат­ривает несколько форм взаимодействия третейских судов с государст­венными судами (как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами), которые условно можно разделить на два вида: 1) судоустрой-ственная и 2) судопроизводственная формы.

В рамках судоустройственной формы взаимодействия в соответ­ствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации) организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, уведомляет компетентный государственный суд, осуществляющий судебную власть на территории расположения постоянно действующего третейского суда, путем направления копий документов, свидетельст­вующих об образовании постоянно действующего третейского суда. Данная форма взаимодействия является уведомительной и характерна исключительно для постоянно действующих третейских судов.

Третейские суды ad hoc в данной форме с государственными су­дами не взаимодействуют, что обусловлено механизмом их создания и функционирования исключительно для рассмотрения и разрешения одного конкретного дела и, следовательно, отсутствием каких-либо учредительных документов и локальных нормативных актов, регла­ментирующих их юрисдикционную деятельность.

Однако, третейские суды ad hoc имеют свою судоустройственную форму взаимодействия с государственными судами: по окончании рассмотрения дела и принятия решения они все материалы дела вместе с постановленным по нему решением направляют для хра­нения в архив компетентного государственного суда с соблюде­нием правил предметной подведомственности и территориальной подсудности.

Судопроизводственная форма взаимодействия третейских судов с государственными судами является более сложной и разноплановой. Обусловлено это тем, что, во-первых, она существует применительно к деятельности всех третейских судов (как постоянно действующих, так и ad hoc) и, во-вторых, в нее входят следующие специфичные виды взаи­модействия: принудительное обеспечение иска, рассматриваемого третей -


Глава 21. Формы взаимодействия арбитражных и третейских судов

ским судом, оспаривание решения третейского суда, выдача исполнитель­ного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: