Методы выявления бессознательных аффективных комплексов

Началом психоанализа может считаться работа 3. Фрейда «Об истерии» (Freud, 1895), в которой он описывал сущность терапевтического процесса при лечении истерии. Фрейд утверждал, что «каждый отдельный истерический симптом немедленно и надолго исчезает, когда мы добиваемся успеха, проливая свет на воспоминания о событии, которым этот симптом был спровоцирован, и в возбуждении сопровождающего аффекта, и когда пациент описывает то событие как можно детальнее и переводит аффект в слова». В тот период развития психоанализа процессы отреагирования и разрядки рассматривались как основные в терапевтической практике, причем акцент делался на отреагировании.

Отреагирование, или катарсис, является разрядкой неприемлемых эмоций и импульсов. И. Брейер и Фрейд рассматривали катарсис как эффективный метод лечения. Ценность отреагирования заключается еще и в том, что оно убеждает пациента в реальности его бессознательных процессов. Накопившийся опыт показывает, что катарсис приносит временное чувство облегчения, но это не конец, а только начало психоаналитического лечения. Именно катарсис очень часто становится источником сопротивления, которое является материалом для анализа.

Аффективно окрашенные и вытесненные в бессознательное представления (позже названные И. Брейером и К. Юнгом комплексами) обладают склонностью к «превоатным ассоциациям», которые в конечном итоге могут проявляться симптомами невроза. И. Брейер эмпирическим путем установил, что если удается с помощью гипноза довести до сознания больного первоначальный патогенный комплекс, то действие его прекращается и наступает выздоровление.

Техника гипнокатарсиса заключается в следующем. Больного погружают в гипнотическое состояние и предлагают перенестись в прошлое. При этом у него могут возникать воспоминания, мысли и чувства, до того выпадавшие из сознания. Когда, проснувшись, больной (обычно в состоянии аффекта) сообщает врачу свои душевные переживания, симптом оказывается преодолимым и возвращение его обратно в бессознательное становится невозможным. И. Брейер и 3. Фрейд объясняли это явление тем, что симптом невроза в данном случае заменяет подавлен­ные и не достигшие сознания психические процессы. Эту замену они называли конверсией.

Внушение является одним из способов индукции мыслей, эмоций и побуж­дений в обход реалистического мышления пациента (Bibring, 1954). Внушение при умелом его использовании помогает пациенту войти в психоаналитическую ситуа­цию. Однако существуют определенные трудности в использовании внушения. Одна из них состоит в том, что пациент привыкает к этой регрессивной форме поддержки и использует ее как протез. Вторая трудность возникает, если внушение используется без его последующего осознания. В этом случае внушение аналитика не анализируется, и, как следствие, у пациента может сформироваться новый невротический симптомо-комплекс. Чаще всего это происходит, когда интерпре­тации преподносятся пациенту как догма. Поэтому внушение и убеждение должны быть полностью исследованы, введены в аналитическую ситуацию, а эффект их проанализирован.

Манипуляции — это деятельность аналитика, способствующая восстановле­нию памяти пациента. Можно, например, совершенно не реагировать на эмоции

пациента, чтобы аффект достиг своего апогея: можно до поры не анализировать перенос, чтобы он стал более ярким и демонстративным; можно в приказном тоне предложить пациенту напрячь свою память. Все это манипуляции. Не относясь к аналитической технике, манипуляции, так же как катарсис с внушением, косвенно способствуют анализу. Главное, чтобы все эти дополнительные технические приемы в конечном итоге были осознаны и реакции на них проанализированы.

В технике психоанализа применяются такие приемы, как «правило абстиненции» и «аналитик как зеркало».

«Правило абстиненции». «Хотя это может показаться жестоким,— писал 3. Фрейд,— но мы должны следить за тем, чтобы страдание пациента дошло до такой степени, чтобы оно стало эффективно при работе». Вот эти, достигшие апофеоза страдания Фрейд и называл абстиненцией, а работу с ней считал наиболее эффективной при психоанализе. «Аналитическое лечение,— подчеркивал Фрейд.— следует проводить, насколько это возможно, в состоянии абстиненции» (Freud, 1919).

«Аналитик как зеркало». Понятие «зеркало» включает в себя такую манеру поведения аналитика, при которой он остается непроницаемым, «темным» для пациента. Это, однако, ни в коей мере не означает холодность и бездушие, отсутствие эмоциональности.

Свободная ассоциация. Приблизительно в 1896 г. З.Фрейд разработал метод свободных ассоциаций, представляющий собой интерпретацию спонтанной вербальной продукции пациента.

Сейчас свободная ассоциация является основным методом получения информации от пациента в ходе психоаналитического лечения. Точно так же, как интерпретация этой информации является наиболее важным инструментом аналитика.

Вот как 3. Фрейд описывает метод свободных ассоциаций: «Не оказывая какого-либо давления, аналитик предлагает пациенту лечь удобно на софе, тогда как сам он сидит на стуле за ним, вне поля зрения. Он даже не просит его закрыть глаза и избегает любых прикосновений, так же как избегает всяких других процедур, которые могут напомнить о гипнозе. Сеанс, следовательно, проходит как беседа между двумя людьми, в равной степени бодрствующими, но один из них воздерживается от любых мускульных усилий или ощущений, которые могут отвлечь его внимание от его собственной умственной деятельности. Для овладения идеями и ассоциациями пациента аналитик просит разрешить ему войти в такое состояние, как если бы они беседовали бесцельно, наугад... В начале сеанса,— пишет дальше Фрейд,— я всегда объясняю пациенту, почему мы просим его ассоциировать свободно и почему предпочитаем пользоваться кушеткой.. Я не говорю с пациентом свысока. Я использую обычный язык, избегая технических терминов и интеллектуализированных форм речи. Я обращаюсь с ним. как со взрослым, чье сотрудничество мне необходимо и который скоро будет испытывать трудности при работе с психоаналитическим материалом.

Я рассказываю ему, что, для того чтобы не мешать его продукциям, я буду относительно молчалив. Когда он в первый раз начинает задавать вопросы, я объясняю ему, почему я не буду отвечать на них; в следующий раз я буду молчать.

Если я не понимаю смысла слова я говорю ему это; я не отпускаю пациента, не сказав ему ни слова. Если он испытывает сильное чувство смущения, рассказывая о какой-то определенной теме, первое время я признаю, что это для него болезненно, но необходимо для лечения. Я прошу его попытаться быть настолько открытым, насколько это возможно....Я не прекращаю сеанса, если пациент находится в середине рассказа или интенсивной эмоциональной реакции; я позволяю сеансу превысить обычные 40 минут».

Используя метод свободных ассоциаций. 3. Фрейд предъявлял к пациенту требование: «Он должен говорить нам не только то, что он может сказать намеренно и по своему желанию, что может дать ему облегчение, но и все, что приходит ему в голову, даже если это не приемлемо для него и кажется ему несущественным или вообще бессмысленным» (Freud, 1904).

Методы анализа сновидений. 3. Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны не случайны и не беспорядочны, а являются способом исполнения невыполненных желаний. Будучи продуктом бессознательного, сновидения являются хорошим материалом для психоанализа. Фрейд выделял явное и скрытое содержание сна. Явное — это то, что фактически галлюцинируется во сне; скрытое — то. что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании. «Явное сновидение.— пишет Фрейд,— теряет для нас свою значимость. Нам безразлично, хорошо оно составлено или распадается на ряд отдельных бессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнюю сторону, то мы все равно знаем, что она возникла благодаря искажению сновидения и может иметь к внутреннему его содержанию так же мало отношения, как фасад итальянской церкви к ее конструкции и силуэту».

3. Фрейд выделяет такие понятия, как работа сновидений и толкование сновидений. Работа сновидений — это перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование, наоборот,— попытка добраться до скрытого смысла сновидений. Для того чтобы грамотно толковать сновидения, нужно знать основные закономерности их работы.

3. Фрейд отмечает несколько закономерностей работы сновидений, но главными из них считает три: сгущение, смещение сновидений и превращение мыслей в зрительные образы.

Под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как «является сокращенным переводом последнего».

Смещение — это результат работы «цензуры», замещение истинного смысла сновидения намеками, символами.

И наконец, третий результат работы сновидений - - это регрессивное превращение мысли в зрительные образы. 3. Фрейд достаточно образно раскрывает смысл этой трудной работы мозга: «Представьте себе, что вы взяли на себя задачу заменить политическую передовицу газеты рядом иллюстраций, т. е. вернуться от буквенного шрифта к письму рисунками».

Техника анализа сновидений. Главным методом исследования сновидений является метод свободного ассоциирования.

При анализе сновидений 3. Фрейд считает необходимым соблюдать следующие три основные правила:

1.Не обращать внимания на внешнее содержание сновидения, независимо от того, понятно оно больному или кажется абсурдным, ясным или путанным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.

2. Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. При этом одного пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, т. е. свободно ассоциировать.

«Если я прошу кого-то сказать,— пишет 3. Фрейд,— что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления». Действительно, получается нечто подобное «ассоциативному эксперименту» с той лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из неизвестных ему источников, т. е. из того, что само может быть «производным от комплексов».

Таким образом, задача аналитика в данном случае сводится к тому, чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновидения вызвать ряд других — «заменяющих» представлений, при помощи которых появляется возможность расшифровать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения. 3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникает само-».

При анализе сновидений врач наталкивается на сопротивление, особенно когда речь заходит о вещах, с точки зрения пациента, малозначительных, не относящихся к делу, или предметах, о которых неприлично говорить.

3. Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент пытается подавить, cказываются наиболее важными, наиболее решающими для вскрытия бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление,— пишет Фрейд,— когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней, значит, там что-то, что ему не разрешается иметь».

Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснить анализируемому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии

Ключом к расшифрованию скрытого смысла сновидений 3. Фрейд считал символы, которые, по его мнению, глубоко уходят своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и имеют «устоявшиеся переводы», т. е. в какой-то мере унифицированы и пригодны для расшифровки любых сновидений у разных людей Если я не понимаю смысла слова я говорю ему это' я не отпускаю пациента не сказав ему ни слова Если он испытывает сильное чувство смущения, рассказывая о какой-то определенной теме первое время я признаю что это для него болезненно но необходимо для лечения Я прошу его попытаться быть настолько открытым насколько это возможно..Я не прекращаю сеанса, если пациент находится в середине рассказа или интенсивной эмоциональной реакции я позволяю сеансу превысить обычные 40 минут».

Используя метод свободных ассоциаций, 3. Фрейд предъявлял к пациенту требование «Он должен говорить нам не только то. что он может сказать намеренно и по своему желанию, что может дать ему облегчение, но и все что приходит ему в голову, даже если это не приемлемо для него и кажется ему несущественным или вообще бессмысленным» (Freud. 1904)

Методы анализа сновидений. 3 Фрейд неоднократно подчеркивал что сны не случайны и не беспорядочны, а являются способом исполнения невыполнемныл желаний Будучи продуктом бессознательного сновидения являются хорошим материалом для психоанализа Фрейд выделял явное и скрытое содержание сна Явное — это то. что фактически галлюцинируется во сне скрытое — то. что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании «Явное сновидение — пишет Фрейд — теряет для нас свою значимость Нам безразлично, хорошо оно составлено или распадается на ряд отдельных бессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнюю сторону то мы все равно знаем что она возникла благодаря искажению сновидения и может иметь к внутреннему его содержанию так же мало отношения как фасад итальянской церкви к ее конструкции и силуэту»

3 Фрейд выделяет такие понятия, как работа сновидений и толкование сновидений Работа сновидений — это перевод скрытого смысла сна в явный Толкование наоборот,— попытка добраться до скрытого смысла сновидении. Для того чтобы грамотно толковать сновидения, нужно знать основные закономерности их работы

3 Фрейд отмечает несколько закономерностей работы сновидении но главными из них считает три сгущение смещение сновидении и превращение мыслей в зрительные образы

Под сгущением подразумевается тот факт что явное сновидение содержит в себе меньше информации чем скрытое, так как «является сокращенным переводом последнего»

Смещение — это результат работы «цензуры» замещение истинного смысла сновидения намеками символами.

И наконец третий результат работы сновидений — это регрессивное превращение мысли s зрительные образы 3 Фрейд достаточно образно раскрывает смысл этой трудной работы мозга «Представьте себе что вы взяли на себя задачу заменить политическую передовицу газеты рядом иллюстрации, т.е. вернуться от буквенного шрифта к письму рисунками»

Техника анализа сновидений. Главным методом исследования сновидении является метод свободного ассоциирования.

При анализе сновидений 3 Фрейд считает необходимым соблюдать следую щие три основные правила

1 Не обращать внимания на внешнее содержание сновидения независимо от
того понятно оно больному или кажется абсурдным ясным или путанным, так
как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному

2 Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности При этом одного пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами т. е. свободно ассоциировать

«Если я прошу кого-то сказать,— пишет 3. Фрейд— что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления» Действительно получается нечто подобное «ассоциативному эксперименту«с тои лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон. из неизвестных ему источников т е. из того что само может быть «производным от комплексов»

Таким образом задача аналитика в данном случае сводится к тому чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновидения вызвать ряд других — «заменяющих» представлений при помощи которых появляется возможность расшифровать скрытый смысл сновидений Вскрывать бессознательное пациента вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения. 3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое исконно бессознательное не возникает само».

При анализе сновидений врач наталкивается на сопротивление особенно когда речь заходит о вещах с точки зрения пациента малозначительных не относящихся к делу или предметах о которых неприлично говорить.

3 Фрейд считает что как раз те мысли которые пациент пытается подавить называются наиболее важными наиболее решающими для вскрытия бессознательного «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление — пишет Фрейд — когда хотим от заместителя являющегося элементом сновидения проникнуть в всего скрытое бессознательное Таким образом мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное Иначе к чему все препятствия стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку чтобы показать что в ней. значит там что-то, что ему не разрешается иметь»

Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснить анализируемому не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии

Ключом к расшифрованию скрытого смысла сновидений 3. Фрейд считал символы которые, по его мнению глубоко уходят своими корнями в мифологию антропологию языкознание и имеют «устоявшиеся переводы» т е в какой-то мере унифицированы и пригодны для расшифровки любых сновидении у разных людей Выраженная пансексуальная интерпретация сновидений заслуживает критического к ней отношения, но это не снижает роли Фрейда в исследовании механизмов сновидений а главное — ни в коей мере не умаляет значения разработанного им метода анализа сновидений как составной части психоанализа

Ниже приводится пример типичного фрейдовского анализа сновидений.

Сновидение. Он уезжает. Его багаж доставляется в экипаже на вокзал. Много чемоданов один на другом. Среди них два больших черных «образцовых» чемодана. В утешение он кому-то говорит «Так ведь эти едут только до вокзала».

Анализ. Он иностранец, путешествует с очень большим багажом. Во время печения рассказывает много историй о женщинах. Два черных чемодана соответствуют двум брюнеткам, которые в настоящее время играют в его жизни главную роль. Одна из них хотела приехать вслед за ним в Вену, но по совету Фрейда он отказал ей по телеграфу.

Метод анализа ошибочных действий. К ошибочным действиям относят: оговорки (обмолвки), описки, очитки ослышки. В определенном смысле к ним можно отнести забывания намерений имен, названий, переживаний затеривание и запрятывание вещей. Сюда же относятся заблуждения, действия «по ошибке» и т.д.

3. Фрейд считал что ошибочные действия не являются случайными, а представляют собой психические акты в которых можно усмотреть смысл и намерение. Эти психические акты возникают в результате одновременного действия или точнее, противодействия противоположных желаний. При этом одно из конкурирующих желаний, чаще всего то, которое не приносит удовольствия, отталкивается в подсознательное, но проявляется помимо воли (и сознания) пациента в том или ином ошибочном действии.

3 Фрейд без оговорок признает влияние побочных факторов, таких как волнение, утомление, рассеянность, невнимательность, легкое недомогание и т.д. в качестве условий, способствующих ошибочным действиям. Но эти условия не являются главными, так как любые ошибочные действия возможны у совершенно здорового хорошо отдохнувшего человека.

Ниже приводится несколько примеров, взятых из книги 3. Фрейда «Введение в психоанализ Лекции» (1989), на наш взгляд, наиболее демонстративных

1В своей вступительной речи профессор говорит «Я не склонен (вместо не способен) оценить заслуги своего уважаемого предшественника» (geneigt вместе geeignet).

2Президент палаты депутатов открывает заседание словами «Господа я признаю число присутствующих достаточным и объявляю заседание закрытым».

Обе оговорки, по мнению Фрейда, имеют скрытый смысл. В первом случае профессор не желал признавать заслуги своего предшественника, во втором президент не ждал от заседания ничего хорошего и сразу же готов был его «закрыть».

3. Молодой человек рассказал мне: «Несколько лет тому назад у меня были семейные неурядицы, я считаю свою жену слишком холодной и хотя признавал ее прекрасные качества, мы жили без нежных чувств друг к другу. Однажды она подарила мне книгу, которую купила во время прогулки и считала интересной для меня. Я поблагодарил за этот знак «внимания», обещал прочитать книгу спрятал ее и не мог потом найти. Так прошли месяцы, иногда я вспоминал об исчезнувшей книге и напрасно пытался найти ее. Полгода спустя заболела моя любимая мать которая жила отдельно от нас. Моя жена уехала, чтобы ухаживать за свекровью Состояние больной было тяжелое жена показала себя с самой лучшей стороны Однажды вечером охваченный благодарным чувством к жене я вернулся домой открыл без определенного намерения, но как бы с сомнамбулической уверенностью определенный ящик письменного стола и сверху нашел давно исчезнувшую запрятанную книгу». Исчезла причина комментирует 3 Фрейд, и пропажа нашлась.

4. Из письма 3. Фрейду «Несколько лет тому назад я согласился вступить в комиссию одного литературного общества предполагая, что оно поможет мне поставить мою драму Каждую пятницу я появлялся на заседании хотя и без особого интереса. Несколько месяцев назад я получил уведомление о постановке моей пьесы в театре в Ф и с тех пор постоянно забываю о заседаниях этого общества Когда я прочел Вашу книгу об этих явлениях, мне стало стыдно моей забывчивости я упрекал себя, что это подлость — не являться на заседания после того как люди перестали быть нужны и решил ни в коем случае не забыть про ближайшую пятницу. Я все время напоминал себе об этом намерении, пока наконец, не выполнил его и не очутился перед дверью зала заседаний Но к моему удивлению, она оказалась закрытой, а заседание завершенным, потому что я ошибся в дате, уже была суббота!».

В процессе психоаналитической работы используется также метод анализа трансфера (переноса) Согласно 3. Фрейду, в трансфере отражается потребность пациента найти объект, чтобы получить возможность выразить свое вытесненное чувство вины. Психоаналитик в этом случае играет роль заместителя объекта любви. Поскольку феномен трансфера действует на бессознательном уровне пациент совершенно не осознает его функционального значения. По мере того, как человек постепенно осознает истинное значение своих отношении переноса с аналитиком он достигает инсайта в отношении своих прошлых переживаний и чувств связанных с его актуальными трудностями.

Таким образом переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть определенной степени контроля над ними приобрести власть над своими поступками и повысить уверенность в себе.





Подборка статей по вашей теме: