Ганс Гольбейн как портретист

Работать над портретами своих современников художник начинает еще в годы его пребывания в Базеле. В это время он пользуется, в основном, техникой серебряного штифта. Обращаясь к образам бургомистра города Якоба Майера и его родных, художник создает правдивые и точные характеристики.

После поездки во Францию в 1524 г., Ганс Гольбейн все чаще начинает применять излюбленную французскую технику рисунка «манеру трех карандашей». В этой мягкой и гибкой технике, обладающей большими декоративными возможностями, выполнено большинство портретов английского периода.

Во время первого пребывания в Англии в 1527–28 гг., художник работает над семейным портретом Томаса Мора. Подготовив линейный композиционный эскиз, мастер принимается за подробную разработку каждого образа. Обращают на себя внимание тонкие портреты Джона Мора и его невесты Анны Крезакр. Красота девушки оттеняется серьезностью ее задумчивого жениха.

Особенной виртуозности художник достигает в вопросе решения тоновых и цветовых акцентов: почти всегда мастер с особой тщательностью моделирует лицо, иногда сводя рисунок к линии. Тонкости светотеневой или линейной трактовки лица противопоставляется активное цветовое пятно волос или головного убора. Одежды решены свободным штрихом, теряющимся в легком тоне подцвеченной бумаги.

С 1532 г. мастер пребывает в Англии более длительное время, занимаясь, в основном, придворным портретом. Это и портрет лорда Эдварда Клинтона (1532–1543 гг.), воспитывавшегося при дворе Генриха VIII, но достигшего высокого положения после смерти последнего; и изображения опального поэта Генри Гоуварда, герцога Серей; и несравненной Анны Болейн – второй жены государя, которая, будучи придворной дамой французской королевы Марии, пленила сердце Генриха VIII. Судьба королевы Анны драматична: она прожила в этом качестве лишь три года и, обвиненная в измене, была обезглавлена.

Каждое портретное изображение рассказывает о судьбе конкретного человека. Создавая правдивые психологические характеристики своих моделей, Ганс Гольбейн приоткрывает перед нами внутренний мир современников. Разнообразие графического наследия художника не придает его творчеству пестроту, напротив, высокое совершенство его работ и широкий спектр творческих возможностей делает его произведения уникальным примером мастерства и вдохновения, прекрасным образцом ренессансной графики рубежа XV и XVI столетий. [Пахомова 1989].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: