Глава XIV

Мистер Тагоми погрузился в размышления. Увы, они были невеселы: «Ответа не существует. Осознать все это — невозможно. Не поможет даже Оракул. И, несмотря на все, я должен жить и заниматься обычными делами. Изо дня в день, изо дня в день…»

Необходимо отыскать хотя бы намек на опору. Уйти в тень, сделаться почти невидимым для окружающих. Накопить силы, чтобы потом…

В это утро, как обычно, он попрощался с женой и вышел из дома. Вот только не отправился привычным маршрутом в «Ниппон таймс». Не отдохнуть ли раз в жизни? Почему бы не съездить в парк «Золотых Ворот», не поглядеть на тамошних зверей и на рыб в аквариумах? Увидеть существ, наслаждающихся жизнью не рассуждая.

Вот только дорога туда займет много времени. Тут даже не так времени жалко, сколько — весь путь будет сопровождаться мучительными раздумьями. Если, конечно, все это можно назвать раздумьями.

И потом, все эти звери и деревья — они безличны. Нужен кто-то с человеческой душой. Да, в этом желании присутствует нечто детское, ну так что же? Может, это как раз и неплохо, поможет ему.

Рикша торопился по Керни-стрит, в сторону центра города. «Фуникулер», — внезапно сообразил мистер Тагоми. Прекрасный тихий, размеренный транспорт, которому полагалось исчезнуть еще в начале века, а вот, поди ж ты, по сей день сохранился.

Тагоми отпустил рикшу и направился к ближайшей остановке.

«Конечно, — подумал он, — может статься и так, что я вовсе не вернусь в „Ниппон таймс“, там все пропахло смертью. Моей карьере приходит конец, так что за беда? Совет Миссий подыщет замену. А Тагоми будет по-прежнему жить, ходить по улицам, вспоминая мельчайшие детали произошедшего? Нет, уйдя от дел, ничего не добьешься».

Все равно война, операция «Одуванчик» сметет всех с Земли. И не будет уже никакой разницы, кто из нас о чем думал, чем занимался до ее начала. Нашим врагом сделался союзник по прежней войне. Что нам дало то, что мы были союзниками? Наверное, воевать надо было против Германии. Или просто способствовать их поражению. Поддерживать их врагов: США, Англию, Россию.

Повсюду безысходность — куда ни глянь.

Оракул — слишком загадочный. Загадочный и не слишком оптимистичный. Верно, составлял его печальный человек. Мудрец, готовящийся покинуть мир.

Что ж, вот и для нас настал момент, когда мы одиноки. Нам теперь уже не найти себе союзников. «Может, это и к лучшему? — подумал Тагоми. — Или может статься, что все повернется к лучшему. Надо пытаться отыскать путь».

Тагоми добрел до остановки «Калифорния-стрит» и, забравшись в вагончик фуникулера, доехал до самого конца. А там даже выскочил и помог развернуть вагончик на деревянном поворотном круге. Странно, но за все время пребывания в этом городе именно этот вагончик больше всего походил на ту реальную жизнь, которую он ощущал где-то в глубине себя.

Конечно, он поехал обратно… Но эффект стал ослабевать, Тагоми вновь почувствовал пустоту. «Все кругом нас подвержено порче, — подумал он, — и все это происходит слишком быстро». Дома, улицы, транспорт, проходящие теперь в обратном направлении мимо него, уже не радовали, как пять минут назад.

Возле «Стоктона» он поднялся, чтобы выйти. Но на самой уже остановке его окликнул кондуктор:

— Вы портфель забыли!

— Спасибо… — Он оставил его возле сиденья. Тагоми подхватил чемоданчик и на ходу выпрыгнул из вагончика. А в портфеле лежал «Кольт-44», мечта любого коллекционера. Тагоми теперь постоянно решил носить его с собой — на случай, если бандиты из СД решат разделаться и с ним. Кто их знает. «Но все же, — подумал он, — это не выход. В результате можно приобрести дурацкую привычку. Сделаться невротиком. Надо от этой штуки просто избавиться. А то выйдет так, что сначала думаешь, что вынужден с ним ходить, потом становишься одержимым этой необходимостью, а потом привыкаешь и ощущаешь страх и угрозу, исходящие отовсюду».

Но взять и просто выкинуть револьвер он не мог.

«Кажется, я уже начал становиться его частью, — грустно вздохнул Тагоми. — Что же со мной случилось? Неужели все мои инстинкты изменились от того, что я сделал вчера? Где моя вечная восторженность, где моя страсть к коллекционированию? А ведь именно этим я жил… Теперь я думаю только об этом злосчастном предмете…»

Окликнув рикшу, он сказал, чтобы его отвезли на Монтгомери-стрит, к магазину Роберта Чилдэна.

Надо разобраться до конца. Есть линия, соединившая страсть к коллекционированию с преступлением. Вот этот револьвер и все, что с ним связано. «Может быть, я смог бы разорвать эту связь, обменяв его на что угодно другое? На какой-нибудь другой исторический объект? В этом для меня истории уже слишком много… — вздохнул он. — Моей, личной… не слишком привлекательной. Но эта история связана только со мной, только с моей психикой. Она не трогает остальных».

А если револьвер исчезнет из его жизни, то и событие из нее уйдет. Улетучится, как облако. Потому что память о нем содержится не только в мозгу, она зафиксировалась и в этом объекте. Они равны между собой!

Наконец Тагоми добрался до магазина. «Я тут бывал столько раз, — подумал он, расплачиваясь с рикшей. — И по делам Миссий, и по своим личным».

Подхватив портфель, Тагоми вошел внутрь. Там возле кассового аппарата стоял Роберт Чилдэн, мягкой тряпочкой протиравший какой-то предмет.

— Мистер Тагоми… — поклонился тот, увидев посетителя.

— Мистер Чилдэн… — поклонился ему в ответ Тагоми.

— Какая приятная неожиданность. Я польщен. — Чилдэн отложил в сторону и вещь, и тряпку, вышел к гостю. Обычный ритуал приветствия. Но сегодня, почувствовал Тагоми, что-то переменилось. Изменился хозяин, более сдержанным выглядел, что ли? «Что же, это к лучшему, — решил Тагоми. — Обычно суетился, болтал без умолку. Знай только все подряд расхваливал». Впрочем, можно ли сказать, что изменения всегда к лучшему? В этом мог крыться и дурной знак.

— Мистер Чилдэн, — начал Тагоми, пристроив портфель на прилавке и раскрыв его. — Я бы хотел обменять одну из вещей, купленных в вашем магазине. Уже довольно давно. Насколько помню, вы не возражаете против подобной практики.

— Да, конечно, — кивнул Чилдэн. — Все зависит лишь от состояния вещи.

Он внимательно взглянул на предмет.

— Это «Кольт-44», — зачем-то пояснил Тагоми.

Они замолчали, разглядывая револьвер, лежащий в раскрытой коробке. Пакетик с гильзами, пулями. Коробочка с порохом. Боеприпасы частично израсходованы.

Тагоми заметил, что по лицу Чилдэна проскользнула тень. Ну что же, так тому и быть.

— Вы не заинтересованы, — сказал он.

— Нет, сэр, — мрачно ответил Чилдэн.

— Не буду настаивать… — Тагоми почувствовал, что его покидают силы. «Я меняюсь, — подумал он, — я размягчаюсь, меня поглощает инь, мягкая темнота, делает меня собой, это ужасно…»

— Простите, мистер Тагоми.

Тагоми поклонился, закрыл коробку, поместил ее в портфель. «Похоже, это проклятие. Мне придется сохранить эту вещь навсегда».

— Вы огорчены? — осведомился мистер Чилдэн.

— Вы заметили… — Тагоми испугался. Неужели внутренние перемены зашли так далеко, что его чувства стали видны окружающим? Похоже, что дела обстоят именно так.

— У вас есть какие-то особенные причины, по которым вам бы хотелось обменять эту вещь?

— Нет, — ответил Тагоми, как можно более беспечно. — Просто она мне надоела.

— Сомневаюсь, — нерешительно произнес Чилдэн, — что эта вещь могла быть куплена в моем магазине. Я не держу у себя подобных предметов.

— У вас, это несомненно, — ответил Тагоми. — Но это не очень важно. Я принимаю ваше решение и ничуть не обижен.

— Сэр, — сказал Чилдэн, — позвольте мне показать вам новые поступления. У вас найдется свободная минута?

— Что-то необычное? — Тагоми взглянул на Чилдэна, внезапно ощутив, что прежняя страсть шевельнулась в душе.

— Пройдемте сюда. — Чилдэн указал ему, куда именно. Тагоми подошел.

За прозрачным стеклом прилавка на черном бархате лежали небольшие предметы, формы которых скорее угадывались, нежели существовали на самом деле. На Тагоми они произвели странное впечатление, заставившее его вглядеться в них пристальнее.

— Я показываю это всем посетителям, — добавил Чилдэн. — Вы понимаете, что это такое?

— Ювелирные изделия, судя по всему, — ответил Тагоми; больше всего ему понравилась одна брошка.

— Но все это сделано в Америке. Вы правы, сэр, все эти вещи совершенно новые.

Тагоми пригляделся еще внимательнее.

— Новые, — повторил Чилдэн, а его лицо побелело от возбуждения. — Понимаете, это новая жизнь моей страны. Начало новой жизни, новых форм. Скромное начало в виде маленьких, но вечных семян красоты.

Тагоми принялся вертеть в руках некоторые из вещиц. Да, в них, безусловно, кроется новизна, что-то одушевляет этот металл. Дао присутствует в них… когда повсюду властвует инь, в беспросветной тьме оживает первый лучик света… мы все знакомы с этим, помним, как происходило раньше, вот и теперь — то же самое. «И все же, — вздохнул Тагоми, — для меня это только кусочки, осколки, металлический хлам. Не могу почувствовать того, что, кажется, ощущает мистер Чилдэн. К сожалению. К сожалению для нас обоих. Но дело обстоит именно так».

— Симпатичные вещицы, — сказал он, возвращая их на место.

— Сэр, это происходит не сразу, — настойчиво произнес мистер Чилдэн.

— Что?

— Сердце не может мгновенно принять изменившийся мир.

— Вы словно новообращенный, — пробормотал Тагоми. — Хотел бы я оказаться на вашем месте. Не получается. — Он поклонился.

— На это требуется время, может быть, в другой раз… — сказал ему Чилдэн, провожая до выхода из магазина. «А на другие предметы он совершенно не обращал моего внимания», — сообразил Тагоми.

— Увы, ваш выбор не кажется мне проявлением безукоризненного вкуса, — сказал он на прощанье. — Боюсь, вы заблуждаетесь.

— Простите меня, — ответил Чилдэн без малейшего раболепия в голосе. — Но я прав. Эти предметы содержат в себе зародыш будущего. Крохотный, но живой.

— Дай вам бог, — вздохнул Тагоми. — Но ваш англосаксонский фанатизм не слишком привычен для меня. — Тем не менее в душе его шевельнулась надежда. — Всего доброго.

Он поклонился и добавил:

— Я навещу вас в ближайшие дни. Надеюсь, к тому времени я смогу лучше понять суть ваших пророчеств.

Чилдэн поклонился, ничего не ответив.

Мистер Тагоми удалился с портфелем, в котором по-прежнему лежал кольт. «Ухожу с тем же, с чем пришел, — резюмировал он. — Все еще чего-то ищу. Не могу найти то, что поможет мне вернуться в мир».

А если все же купить одну из этих несуразных вещиц? Хранить ее, глядеть на нее снова и снова, размышлять… и если делать это постоянно, то, кто знает, может быть, удастся найти путь к самому себе? Вряд ли.

«Они — для него, не для меня», — вздохнул еще раз Тагоми.

И все же, если один человек находит этот путь… значит — путь существует. Даже если другому человеку никак не удается его отыскать.

«Я завидую ему», — понял Тагоми.

Повернувшись, он направился в магазин. Чилдэн все еще стоял в дверях, внутрь не заходил.

— Знаете, сэр, я все же куплю одну из этих вещиц. На ваш выбор. Я в них не верю, но сейчас готов испробовать любые пути. — Следом за Чилдэном он вновь направился к прилавку. — Буду носить эту вещь с собой, время от времени на нее поглядывать. Раз в день хотя бы. Если же и через месяц я не почувствую…

— Вы вернете ее мне, а я верну ваши деньги, — кивнул Чилдэн.

— Спасибо, — сказал Тагоми. Он почувствовал себя лучше. «Иной раз надо попробовать все что угодно, — решил он. — И в этом нет ничего такого… Наоборот, мудрость состоит в том, чтобы распознать ситуацию, увидеть посылаемые тебе знаки».

— Вот эта вещица вас успокоит, — сказал Чилдэн. Он положил на стекло прилавка небольшой серебряный треугольник, украшенный полыми капельками. Черный внизу, яркий, заполненный светом — сверху.

— Благодарю вас, — сказал Тагоми.

На рикше Тагоми отправился в сторону Портсмутской площади — небольшого парка на холме, над Керни-стрит, неподалеку от полицейского участка. Вошел в парк, устроился на лавочке. Светило солнце, кругом сновали голуби. На соседних лавках сидели обтрепанные люди, которые либо читали газеты, либо дремали. Кое-кто, чуть поодаль, спал прямо на траве.

Тагоми достал из кармана маленькую коробочку с названием магазина Роберта Чилдэна и принялся разворачивать упаковку. Открыл коробочку и достал оттуда свое приобретение. Ну что же, сейчас, в одиночестве, среди тишины парка он попытается выяснить, что это за вещь.

Маленький серебряный треугольник… Блестящий, словно крышка кастрюли. Или все же не так… Тагоми пристально вгляделся в предмет. «ОМ» — так это называется у браминов. Маленькое световое пятнышко, в котором заключено все. Что же, здесь, по крайней мере, можно искать подсказку. И Тагоми с еще большим рвением принялся изучать предмет.

Поймет ли он то, о чем говорил мистер Чилдэн? Пять минут, десять… «Буду сидеть и смотреть на эту вещь сколько вытерплю, — решил Тагоми. — Жаль, времени всегда не хватает. Но что же такое я держу в руках, если для меня по-прежнему существует время? Пустышку?»

«Извини, — обратился он к лежащему на ладони кусочку металла, — нам всегда приходится бежать куда-то. А все вещи, которые нас интересуют, они возвращаются в свои норки». Принявшись было запихивать вещичку обратно в коробочку, он все же еще раз взглянул на нее — вдруг все же скрытый в ней смысл откроется ему напоследок. «Как ребенок, в самом деле, — подумал Тагоми. — Имитирую невинность и веру. Это как на берегу моря: найдешь пустую раковину — прижми к уху и услышишь, как море шумит».

Хотелось бы так же. Только не через уши, а через глаза: пусть эта вещь расскажет, покажет все, что произошло, что означало. Разве не может так случиться, что все произошедшее вошло, хранится в этом кусочке металла?

Но если слишком много хотеть, то ничего не добьешься. Много вопросов задаешь — ни на один ответа не получишь.

— Послушай, — Тагоми вслух обратился к вещице, — когда я тебя покупал, мне сказали, что ты очень многое умеешь.

Может, ее надо встряхнуть, как уставшие наручные часы? Тагоми зажал кусочек металла в кулаке и потряс. Точно так же, как перед решающим броском долго-долго трясут в ладонях кости. Надо же как-то разбудить уснувшее внутри вещи божество. Если, конечно, оно заснуло, а не отправилось в какое-нибудь таинственное путешествие. Как пророк Илия. Тагоми раскрыл кулак и вперился взглядом в серебристую поверхность.

«Послушай, маленькая штуковинка, — подумал он, — да ты просто пустышка».

«Испугай ее, испугай!» — посоветовал он сам себе.

— Мое терпение подходит к концу, — сказал он самым серьезным голосом.

А что дальше? В канаву закинуть? Подышать на нее, еще раз потрясти? Погладить? Как заставить ее ожить?

«Что за ерунда!» — рассмеялся он. На солнцепеке, посреди огромного города. Можно себе представить, что подумали те, кто проходил мимо. Тагоми стыдливо огляделся, но никто на него внимания не обращал. Сидящий на соседней лавочке старик тихо посапывал. Ну что же, хоть это пускай успокаивает.

«Я перепробовал все, что мог, — понял он. — Заискивал, угрожал. Философствовал даже. Что еще сделать?

Если бы я мог тут остаться… В этот раз она меня отвергла. Но удачный момент может настать через некоторое время, разве нет? Она начала было раскрываться и отступила. Кто знает, захочет ли она снова пойти мне навстречу?

Когда я был ребенком, то и рассуждал, как ребенок. Но теперь детские мысли неуместны. Мне положено мыслить в иных понятиях. Как подобает человеку взрослому и образованному.

Надо стремиться к научному взгляду на мир. Логически исследовать все возможности. Систематизировать их в лучших традициях Аристотелевой школы».

Тагоми зажал пальцем правой руки ухо так, чтобы не был слышен шум машин, и поднес вещицу к другому уху.

Нет, никакого звука. Нет даже того шума, который возникает в ракушке, напоминая собой об океане. Даже шум крови не слышен.

Что же, может быть, тайну раскроют другие органы чувств? Слух тут, похоже, не помощник. Тагоми прикрыл глаза и начал осторожно ощупывать предмет кончиками пальцев. Нет, и осязание не помогает — пальцы не открыли ему ничего нового. А что запах? Он поднес пластинку к носу, вдохнул. Приятный металлический запах, но и только. А вкус? Открыв рот, он прикусил вещицу, провел по ней языком. Да нет, никакого смысла. Горькое что-то, твердое и прохладное.

Вещица снова лежала у него на ладони.

Ну что же, остается вернуться к зрению. Высшее из органов чувств, если использовать греческую меру ценностей. Тагоми чуть отодвинул руку и взглянул на серебряный треугольник так, словно бы тот находился от него на расстоянии в тысячи миль.

«Что же я вижу? — спросил он себя. — Вижу ли я хотя бы намек на ту правду, чье присутствие в этой вещице необходимо для меня?»

Ну открой свою тайну, открой…

«Я словно лягушка, выкинутая на песок из влажных недр, — подумал он. — Если ее взять в руку, то она только бьется и не отвечает, не рассказывает о тайнах, таящихся в глубинах водоема. А эта лягушка даже не мучается, тихо задыхается, превращается в камень, минерал, глину. Она инертная, она снова хочет стать ничем».

«Ведь металл рожден землей? — подумал Тагоми, углубившись в рассуждения. — Он приходит снизу, из наиболее плотных и неподвижных пределов. Там мир трупов, страна троллей и пещер, вечно сырая и мрачная. Это сам мир инь — в наиболее скорбном виде. Мир упадка и распада. Туда, слой за слоем, погружается все, что умерло. Потусторонний неизменяемый мир. Там лежит время, которое прошло».

Но все же свет, которым блистает треугольничек… «Он отражает солнце, он сам — огонь, — размышлял Тагоми. — Не просто сырой и темный предмет, но пульсирующий вошедшей в него жизнью. Вот она, высшая реальность, сторона ян — эфирная, эфемерная. Как и положено произведению искусства. Да, в этом и состоит задача художника: взять минерал, частицу безмолвной костной тверди и превратить его в сияющий небесным светом объект.

Они превращают смерть в жизнь. Возвращают к жизни трупы. Прошлое преобразуют в будущее.

«Кто ты? — спросил он у серебряного треугольничка. — Ты темный инь или блистающий ян?» Кусочек серебра лежал у него на ладони, блик плясал на нем и ослеплял Тагоми, который сощурился и видел лишь игру света.

Тело инь, душа ян. Металл и огонь объединились. Внутреннее и внешнее сделалось одним и… лежало у Тагоми на ладони.

Из каких миров он говорит сейчас? Где его пространство? Оно уходит вверх, несомненно. К небесам. Из какого оно времени? Из вечно переменчивого времени дыхания и света. Да, эта вещь приковала его дух своим огнем. Она проявила свой дух: свет. И приковала к себе внимание — от нее глаз отвести невозможно. Загипнотизировала, по собственной воле от нее оторваться уже нельзя.

«Так заговори же, заговори со мной, — попросил Тагоми. — Ты меня заполучила, да. Но я хочу услышать твой голос изнутри слепящего, чистого и белого света. Такой голос, о каком можно прочитать лишь в „Бардо Тодол“, в „Тибетской книге мертвых“. Мне не надо ждать смерти, потому что душе моей уже теперь необходимо новое пристанище. И не нужны мне их жуткие божества — обойдусь пока без них и без тусклого, дымного света тоже. И без сливающихся воедино любовных пар. Пусть будет только белый огонь. Я готов глядеть на него без страха. Видишь, я не отвожу глаз.

Я чувствую, как горячий ветер кармы лечит мою душу, зовет меня за собой. Но я — остаюсь. Я был готов к этому: мне нельзя убежать от чистого белого огня, потому что иначе я вновь войду в цикл рождения и смертей и никогда не узнаю свободы. Не достигну освобождения. Покрывало Майи снова опустится на меня, если я…»

Свет померк.

В ладони Тагоми лежал лишь тусклый металлический треугольник. Чья-то тень отрезала от него солнце. Тагоми поднял взгляд.

Рядом со скамейкой стоял высокий полицейский и улыбался.

— Что? — переспросил Тагоми, вздрогнув.

— Да я просто глядел, как вы с этой головоломкой возитесь. — Полицейский снова улыбнулся и двинулся дальше по дорожке.

— Головоломка, — машинально повторил Тагоми. — Это не головоломка.

— Что, разве это не одна из тех штуковин, которые надо разобрать на детальки? У моего парня их целая куча. Некоторые очень сложные. — Полицейский удивленно покачал головой и ушел.

«Все испорчено, — подумал Тагоми. — Я утратил свой шанс нирваны. Вывалился на полпути. И все этот белый варвар, неандерталец. Этот американский недоумок решил, что я развлекаюсь с головоломкой».

Он поднялся со скамейки и сделал несколько тяжелых шагов. Надо успокоиться, раз уж в голову лезут совершенно несвойственные мне расовые предрассудки, на которые ловятся только люди из низших классов.

«Две не находящие искупления и отмщения страсти столкнулись в моей груди, — подумал Тагоми, двинувшись к выходу из парка. — Двигайся, двигайся, ходьба тебе поможет».

Он вышел на окраину парка. Тротуар. Керни-стрит. Тяжелый городской шум. Тагоми огляделся, желая отыскать среди потока машин рикшу.

Ни одного рикши. Он прошелся по тротуару, дошел до угла, слился с толпой, ожидающей сигнала светофора. Никогда рикшу не отыскать, когда те нужны.

Боже, а это еще что? Тагоми замер, в остолбенении глядя на гигантскую уродливую конструкцию, нависающую над землей. Какой-то ночной кошмар: подвешенный к небу желоб, бочки по нему скатывать собрались, что ли? Жуткая конструкция из железа и бетона, совершенно закрывающая весь вид.

— Что это? — обратился Тагоми к проходившему мимо худощавому мужчине в костюме не первой свежести.

— Жуткое дело, да? — ухмыльнулся тот. — Это «Магистраль Эмбаркадеро», портовый виадук. Почти все считают, что она испохабила город.

— Никогда раньше не видел… — пробормотал Тагоми.

— Ваше счастье, — хмыкнул прохожий и заторопился дальше.

«Нет, это кошмарный сон, — понял Тагоми. — Надо проснуться, и куда же сегодня подевались все рикши?» Он прибавил шагу.

Перспективу словно бы заволакивал туман или дым. День казался тусклым, потусторонним. Пахло гарью. Мутно-серые здания, тротуар, странный ритм идущих по нему людей. Слишком быстрый. И по-прежнему ни одного рикши?!

— Рикша! — крикнул он наудачу в сторону дороги.

Безнадежно. Только машины и автобусы. Да и машины выглядели как-то странно — мрачные, агрессивные, никогда таких раньше он не видел. Нет, лучше уж глядеть прямо перед собой. Что-то случилось со зрением, что-то очень болезненное. Какое-то нарушение в организме повлекло за собой изменение восприятия. Горизонт, например, не хотел быть прямой линией, все время изгибался. Какой-то фатальный приступ астигматии, навалившийся без всякого предупреждения.

Нужна передышка. Впереди виднелась какая-то забегаловка. Внутри только белые, жуют. Мистер Тагоми толкнул деревянную звякнувшую дверь. Пахнет кофе. В углу нелепый музыкальный автомат. Тагоми огляделся и пошел к стойке. Все места заняты белыми. Тагоми воскликнул что-то. Некоторые белые обернулись в его сторону. Но никто из них не встал со своего места, никто не уступил место ему! Они продолжали есть.

— Я настаиваю! — крикнул он в ухо ближайшему к нему человеку.

Тот отставил свою чашку с кофе и сказал ему:

— Потише-ка, япошка.

Тагоми оглядел остальных белых: все они смотрели в его сторону весьма недружелюбно. Никто из них и не думал шевельнуться.

«Это все тот же опыт „Книги мертвых“, — решил Тагоми. — Жаркие ветры занесли меня бог весть куда. Это видение — но какое? Выдержит ли его душа? Да, „Книга мертвых“ сообщает нам, что после смерти мы на своем пути встретим многих, кто окажется нам враждебен. И каждый останется в одиночестве. Каждому придется выбираться в одиночку. Жуткое путешествие, приносящее одни только страдания. В надежде на успех. Деморализация, заблуждения, галлюцинации».

Он отскочил от стойки, кинулся к выходу. Двери хлопнули за ним, он снова стоял на тротуаре.

«Где я? Я выкинут из моего мира, из моего пространства и времени.

Меня дезориентировал серебряный треугольник. Я повел себя не так, как обычно веду себя по утрам, и вот — я здесь. Вот и все, чего мне удалось добиться сегодня. Я здесь, то есть — нигде. Урок на будущее. Стараться уйти от себя, от своих привычек, привязанностей, и вот что в результате. Где же оно, внутреннее руководство? Его не существует».

Это какой-то гипноз. Внимание к окружающему ослаблено, оттого мир погружается в сумерки, выталкивает из себя какую-то архаичную составленность. Он перестает быть миром живых существ, становится миром архетипов, заполняется бессознательным. Я не по городу хожу, по своему подсознанию. Типичный случай сомнамбулизма, вызванного самогипнозом. Немедленно прекратить это блуждание среди теней, немедленно восстановить концентрацию, вернуться к собственному „я“».

Он пошарил в карманах, желая достать серебряный треугольник. Пусто. Пропал. Остался в парке. Да, там же и его портфель. Катастрофа.

Застонав, он опрометью кинулся в парк, к лавочке.

Дюжина пьянчуг с изумлением глядела на то, как он неумело бежал по дорожке. Вот она, скамейка. А вот рядом с ней так и стоит портфель. Да, но где же треугольничек? Тагоми стал искать. Вот же он — лежит в траве. Он его туда, верно, в злобе кинул.

Тагоми сел на лавочку и перевел дух.

«Снова внимательно вгляжусь в треугольник, — сказал он себе, едва перевел дыхание. — Старательно изучай его и считай. До десяти хотя бы, но вслух».

«Сны наяву, что за глупость, — подумал он. — И к чему это привело? Вовсе не вернуло меня в состояние детской неги и чистоты, вытолкнуло на поверхность самые муторные воспоминания взросления. Совсем не то, к чему стремился.

Но виноват я сам. Не мистер Чилдэн, не его мастера. Силой понимание не приведешь, уж это можно было понять».

Он медленно просчитал вслух и резко вскочил на ноги.

— Что за проклятая тупость!

Туман рассеивается?

Он огляделся. Да, кажется, мир вокруг него начал проясняться. Тут только Тагоми оценил выражение апостола Павла о том, что теперь мы видим словно бы через мутное стекло… Он понял, что это вовсе не метафора, а точная отсылка к оптическому несовершенству человеческого глаза. И в самом деле: и пространство, и время — не что иное, как продукты нашей собственной психики. А если что-то случается с психикой, тогда ощущения начинают подводить. Ну как при остром расстройстве среднего уха.

И тогда мы ощущаем, что чувство равновесия нас оставило.

Тагоми вновь сел, положил серебряный треугольник в карман пиджака. Поставил на колени портфель. «Что же мне теперь делать? — спросил сам себя. — Надо пойти и взглянуть на этот чудовищный виадук. Как тот человек его назвал? Портовой эстакадой? Ну, если, конечно, эта штука еще существует».

Но он очень опасался, что ее нет.

«И все же… — вздохнул он. — Я же не могу просидеть тут всю жизнь. Пора и делами заняться».

Как быть?

По дорожке, шумно распугивая голубей, неслись два китайских мальчугана.

— Эй, молодые люди, — окликнул их Тагоми и полез в карман. — Идите сюда.

Они остановились и настороженно приблизились к лавочке.

— Вот вам десять центов. — Тагоми кинул им монетку, и они принялись толкаться, чтобы ее подобрать. — Сходите-ка на Керни-стрит и взгляните, есть ли там рикши. Вернитесь и скажите мне.

— А вы нам потом дадите еще десять центов? — спросил один из них. — Когда вернемся?

— Да, — кивнул Тагоми. — Только, чур, не врать.

Мальчики сорвались и побежали.

«Если их там не окажется, — подумал Тагоми, — мне следует удалиться в укромное место и покончить с собой». Он хлопнул по портфелю — оружие все еще у него, так что хоть с этим проблем не будет.

— Шесть! — крича, возвращались мальчишки. — Я шесть насчитал.

— А я — пять! — орал другой.

— А вы уверены, что это рикши? — спросил Тагоми. — Вы точно видели людей, которые крутят педали?

— Да, сэр! — в один голос отвечали мальчики.

Он дал каждому по десятицентовику. Они поблагодарили его и умчались.

«На работу и за дела, — скомандовал себе Тагоми, взявшись за ручку портфеля. — Служба зовет, рабочий день сегодня все же».

Той же дорогой дошел до тротуара.

— Рикша!

Из транспортного потока моментально вынырнул рикша, подъехал к тротуару. Лицо его было влажным от пота, он тяжело переводил дыхание.

— Да, сэр.

— В «Ниппон таймс», — скомандовал мистер Тагоми, взгромоздился на сиденье и сразу почувствовал себя легко и уютно.

Старательно нажимая на педали, рикша вклинился в поток машин и других рикш.

К полудню мистер Тагоми добрался до «Ниппон таймс». Не поднимаясь, попросил из вестибюля главную дежурную связать его с мистером Рэймси.

— Здесь Тагоми, — сообщил он, когда их соединили.

— Сэр! Доброе утро! Как я рад, что вы отыскались! Когда вас не было утром, я позвонил вам домой, но ваша жена сказала, что вы вышли из дома в десять утра. Неизвестно куда.

— Там все убрано? — прервал его Тагоми.

— И следа не осталось.

— В самом деле?

— Клянусь, сэр!

Более или менее успокоенный, Тагоми положил трубку и направился к лифту.

Поднялся наверх и, войдя в кабинет, позволил себе моментально оглядеться. Да, действительно, ни малейших следов. Если кто не видел, то и не догадается. Вся историчность впиталась в нейлоновый бобрик ковра на полу…

Мистер Рэймси встретил его на пороге.

— Ваша храбрость была темой для панегирика, опубликованного сегодня в «Тайме», — начал он, — в статье описывается, как… — Он замолчал, увидев выражение лица Тагоми.

— Отчитайтесь о текущих делах, — сказал тот. — Что с генералом Тедеки? То есть я спутал. С тем, кого зовут мистер Ятабе?

— Мистер Ятабе летит в Токио. На рейсе вне расписания. Повсюду распущены ложные слухи, никто не догадается, как обстоят дела в действительности. — Мистер Рэймси скрестил пальцы, чтобы не сглазить.

— А мистер Бэйнс?

— Точно не знаю. В ваше отсутствие он зашел на минуту, можно сказать — на секунду, но передавать ничего не стал. — Рэймси замолчал в нерешительности. — Видимо, он возвращается в Германию.

— Лучше бы ему было отправиться на Острова Родины, — проворчал Тагоми, обращаясь в основном к самому себе. Но в любом случае их встреча с генералом состоялась, а именно генерал является в настоящее время основной заботой Тагоми. «Впрочем, — подумал он, — оба они уже вне моей компетенции. Они использовали меня, мою контору как прикрытие, и я рад, что мог послужить доброму делу. Как это у них еще называется? Я был их… крышей?»

Был их маской, легендой, скрывшей действительность. «За мной, — сформулировал Тагоми, — скрываясь от докучливых соглядатаев, происходила настоящая жизнь».

«Как странно, — подумал он. — Оказывается, иногда очень важно сыграть роль ширмы, прикрытия. Несомненно, я сподобился бы сатори, если б сумел точно уловить мгновение просветления. Но сколь многоводна жизнь! Ничего в ней не теряется. Даже нереальность, выдумка идут ей впрок!»

Появилась чем-то взволнованная мисс Эйфрикян.

— Мистер Тагоми, мне позвонили с коммутатора…

— Успокойтесь, мисс, — сказал Тагоми. «Похоже, поток времени несет нас дальше», — подумал он про себя.

— Сэр, здесь германский консул. Он хочет с вами говорить. — Она перевела взгляд на мистера Рэймси, лицо ее было неестественно бледным. — Он сказал, что сегодня он уже заходил, но…

Мистер Тагоми подал ей знак замолчать.

— Мистер Рэймси, напомните, как его зовут?

— Барон Гуго Рейс.

— Теперь припоминаю. «Ну что же, — усмехнулся он про себя, — кажется, мистер Чилдэн весьма мне удружил, отказавшись забрать револьвер обратно».

Он взял портфель и вышел из кабинета.

Там, в конце коридора, стоял превосходно одетый белый человек. Коротко стриженные рыжие волосы, блестящие европейские кожаные полуботинки, изысканный мундштук из черного дерева. Несомненно, тот самый.

— Герр Рейс? — осведомился Тагоми.

Немец поклонился.

— Мы регулярно имели между собой отношения посредством почты, телефона и тому подобного, — произнес Тагоми. — Но лицом к лицу мы еще не встречались.

— Считаю честью, — сделал шаг навстречу герр Рейс. — Даже принимая во внимание некоторые крайне прискорбные обстоятельства.

— Простите? — сделал удивленный вид Тагоми.

Немец поднял бровь.

— Простите меня, — продолжал Тагоми. — Я об этих «крайне прискорбных обстоятельствах». Ваши слова не то чтобы выглядят загадочными, сколько похожи на малоаппетитную выдумку.

— Это ужасно, — кивнул герр Рейс, — когда я впервые…

— Подождите, герр Рейс, начинать молебен. Я сначала доскажу сам.

— Ну конечно, конечно.

— Я лично, вот этими руками, пристрелил двух ваших людей из СД, — сообщил Тагоми.

— Полицейское управление Сан-Франциско проинформировало меня о случившемся, — сказал консул, обдавая присутствующих дымом своей довольно вонючей сигареты. — Несколько часов назад я посетил полицейское управление на Керн-стрит. Побывал и в морге, а также прочел отчет ваших людей по поводу данного происшествия. У полицейского инспектора. Все это совершенно ужасно, с начала и до конца.

Тагоми промолчал.

— Тем не менее, — продолжил консул, — предположение о том, что эти бандиты каким-то образом связаны с Рейхом, не подтвердилось. Насколько я понял, в данном случае речь может идти об обыкновенном помешательстве. О нападении двух безумцев. Несомненно, вы действовали совершенно правильно, мистер Тагори.

— Тагоми.

— Вот вам моя рука. — Консул протянул руку. — Давайте обменяемся рукопожатием и скрепим им тот факт, что все это в прошлом. Этому действию цены не будет, особенно если учесть, что в подобные критические времена любой инцидент в состоянии воспламенить умонастроения толп и нанести ущерб интересам наших стран.

— Но на моих руках кровь, — возразил Тагоми. — А ее смыть не так легко, как чернила.

Консул, казалось, был в замешательстве.

— Я жажду прощения, — продолжал Тагоми. — Но вы мне его дать не в состоянии. Может быть, никто не в состоянии. Знаете, хочу прочитать известный труд древнего массачусетского святого Гудмена Мазера. Мне говорили, что он рассуждает о вине, об адском огне и тому подобном.

Консул быстро затягивался сигаретным дымом, пристально глядя в лицо Тагоми.

— Позвольте мне высказать вам свое убеждение, — продолжал Тагоми, — что ваша страна стоит на грани еще большей низости. Знаете ли вы гексаграмму «Бездна»? Говоря как частное лицо, а не как официальный представитель японского государства, скажу вам так: обладателю правды — только в сердце свершение, но сердце — поражено ужасом. Впереди нас поджидает кровавая баня, не имеющая себе аналогов. А вы еще стремитесь к достижению каких-то эгоистических целей. Одержать верх над какой-либо из враждебных вам группировок, над СД например. Устроить Кройцу фон Мейеру холодный душ… — Тагоми не мог продолжать. Так бывало в детстве, когда он начинал злиться на бабушку. — Я страдаю от болезни, развивавшейся все предыдущее время, но теперь принявшей смертельно опасный характер. С того дня, как я услышал о продолжении эскапад ваших вождей, я боюсь, что никакая терапия уже не поможет. И вам тоже, сэр. Так что, говоря словами преподобного Мазера, если я, конечно, процитирую верно: покайтесь!

— Да, вы процитировали верно, — хрипло произнес консул, закуривая следующую сигарету.

Из кабинета появился мистер Рэймси, несший шефу кипу бланков и бумаг.

— Пока консул здесь… — обратился он к Тагоми, приходящему в себя после своей вспышки, — вот деловые бумаги, связанные с германским консулатом.

Тагоми машинально взял листок. Форма 20–50. Запрос Рейха в лице его представителя в ТША, консула барона Гуго Рейса, касательно выдачи человека, содержащегося в данный момент в отделении полиции города Сан-Франциско. Еврея по имени Фрэнк Финк, гражданина — согласно германским законам — Германии, разыскиваемого с июня 1900 года. Для передачи означенного Финка под юрисдикцию Рейха. И так далее. Тагоми пробежал взглядом всю бумагу.

— Ручка, сэр, — сказал Рэймси. — И тогда на сегодня с германским консульством будет покончено. — Он неодобрительно взглянул на консула и подал ручку мистеру Тагоми.

— Нет, — покачал головой Тагоми и вернул было форму 20–50 мистеру Рэймси, но передумал, взял бумагу обратно и наложил визу: «Освободить. Главные Промышленные Миссии Японии, Сан-Францисское отделение. Согласно двустороннему военному протоколу от 194. года. Тагоми». Один бланк запроса вернул консулу, а остальное — отдал мистеру Рэймси.

— До свидания, герр Рейс, — поклонился он.

Германский консул поклонился в ответ. Он едва взглянул на то, что написано на бумаге.

— В будущем прошу вас обращаться к нам, как прежде — посредством телефона и почты, — сказал Тагоми. — Не лично.

— Вы пытаетесь упрекнуть меня в том, что находится вне сферы моей компетенции, — вздохнул консул.

— Дерьмо собачье, — спокойно ответил Тагоми. — Да, я именно это и хотел сказать.

— Это не тот способ, каким ведут дела цивилизованные люди, — поморщился консул. — Вами руководят обида и желание мести, в то время как речь идет об обычной формальности, не предусматривающей участия личных чувств. — Он швырнул сигарету на пол, повернулся и пошел прочь.

— Подберите свою вонючую гадость! — слабо крикнул ему вслед Тагоми, но консул уже завернул за угол.

— Детское поведение, — вздохнул Тагоми и, обернувшись к Рэймси, добавил: — Вы были свидетелем типичной инфантильной реакции.

Нетвердой походкой он направился в сторону своего кабинета. Не хватало воздуха. Боль внезапно пронзила левое предплечье, пошла вниз, и в тот момент, когда добралась до кончиков пальцев, кто-то словно бы схватил его грудную клетку гигантской ладонью и сжал. «Ох», — только и успел он сказать, но вслух ли, нет — не понял. Перед ним лежал уже не ковер, но какой-то сноп разноцветных огней, искр. Красных, ярких, брызжущих во все стороны.

«Помогите, мистер Рэймси, — он попытался крикнуть, но звука не получилось. — Ну пожалуйста…» Он споткнулся, стал валиться вперед. Никто не поддержит.

Пока он падал, успел нашарить в кармане серебряный треугольничек, навязанный ему мистером Чилдэном. «Не спас он меня! Не помог».

Рухнул на пол. Больно ударился коленями и локтями, почувствовал, как пахнет ковер. Рэймси наконец кинулся к нему, что-то бормоча. «Это он для душевного равновесия».

— Небольшой сердечный приступ, — с трудом прохрипел Тагоми.

К нему подбежали люди, подняли, понесли на кушетку.

— Не волнуйтесь, сэр, — сказал кто-то из них.

— Сообщите, пожалуйста, жене, — попросил Тагоми.

Он слышал завывание «скорой помощи». И уличный шум. Какие-то люди входили и выходили, его накрыли одеялом. Сняли галстук, расстегнули воротник.

— Теперь лучше, — произнес он. Он лежал удобно, не пытаясь пошевелиться. «Все одно — карьере конец, — решил он. — Немецкий консул поднимет шум. Примется рассуждать о цивилизованных манерах. Видимо, имеет на то право».

В любом случае дело сделано. По крайней мере, что касается его, Тагоми, части. А об остальном пусть договариваются Токио и группировки в Германии. А он вышел из игры.

«А я-то думал, что речь пойдет о пластмассах… — еще раз усмехнулся он. — Серьезный торговец пресс-формами. Оракул-то угадал, предупреждал меня, а я…»

— Снимите с него костюм, — раздался чей-то голос. «Тон вполне уверенный, — улыбнулся Тагоми. — Для врача уверенность — это все. И не только для врача».

«Может ли это быть ответом? То, что со мной сейчас произошло? — подумал он. — Организм лучше меня знает, что требуется? Время отдохнуть, отойти от игры. Хотя бы на время отдохнуть. Ничего не поделаешь, приходится соглашаться.

А что мне сказал Оракул, когда я спрашивал его в последний раз? В кабинете, когда на полу лежали два покойника? Шестьдесят один. „Чжун Фу“, „Внутренняя правда“. „Даже вепрям и рыбам — счастье“. Даже им — потому что они самые глупые среди всех тварей, слишком упрямы, ничем их не убедишь. Как я сам. Оракул имел в виду меня. И то, что я никогда до конца ничего не пойму, такова уж моя натура. Или то, что происходит со мной, и есть внутренняя правда? Какое из двух этих мнений истинное?»

Я подожду. Потом пойму которое.

Возможно, сразу оба.

В тот же день к вечеру полицейский офицер, гремя ключами, открыл камеру Фрэнка Фринка и сказал, чтобы тот собирал вещички.

Вскоре Фринк обнаружил, что стоит на тротуаре, неподалеку от остановки «Керн-стрит», кругом снуют толпы пешеходов, а по улице носятся автобусы, сигналящие машины и орущие что-то рикши. Вечерело, воздух был прохладен. Фринк постоял-постоял да и пошел заодно с другими через перекресток.

«Непонятно, как арестовали, — подумал он. — И почему, без всякой причины… А теперь точно так же выпустили».

В участке ему не сказали ничего, просто отдали сверточек с вещами, бумажник, очки, прочую мелочь и вернулись к своим делам, а именно — продолжили возиться с каким-то подобранным на улице пьянчужкой.

«Чудеса, да и только, — подумал Фринк. — Отпустили… Меня давно уже были должны везти на самолете в Германию, навстречу гибели».

Он все еще не мог поверить в случившееся. И в арест, и в освобождение. Совершенно нереальное. Он свернул на небольшую улочку, шел, глядя на закрытые лавки, переступал мусор, разносимый по тротуару ветром.

«Это что же, новая жизнь? — сказал он сам себе. — Словно заново родился. Вот же черт…»

Кому спасибо сказать? За кого помолиться?

Кому?

«Хотел бы я во всем этом разобраться. — Он шел вдоль запруженного гуляющими тротуара, вдоль неоновых улиц, хлопающих дверей баров на Гранд-авеню. — Хотел бы я все это осознать. Мне надо это сделать».

Но он знал, что никогда это ему не удастся.

Надо просто радоваться. И двигаться вперед.

Что-то подсказало ему, что надо возвращаться в мастерскую, к Эду. Возвращаться в подвал. Заняться тем, чем занимался. Использовать свои умения, делать украшения. Работать, а не рассуждать, не пялиться по сторонам, не строить предположения. Занять себя делом. Работать.

Квартал за кварталом Фринк пересекал темнеющий город. Скорей бы вернуться в привычную, знакомую обстановку. Туда, где он чувствует себя нормально.

Добравшись, он застал Эда Маккарти сидящим возле верстака и занятым обедом. Два сэндвича, термос с чаем, банан, несколько булочек. Фринк замер в дверях и пытался отдышаться.

Эд наконец почувствовал его присутствие и обернулся.

— Я уж думал, тебя прикончили, — сказал он. Он знай себе жевал, глотал куски и откусывал следующие.

Возле верстака стоял теперь небольшой калорифер. Фрэнк подошел поближе и, сев на корточки, протянул к раскаленным спиралькам озябшие руки.

— Хорошо, что ты вернулся, — произнес Эд. Потянулся, хлопнул Фринка пару раз по спине и вернулся к своей трапезе. Больше он не сказал ничего, в помещении слышны были только пощелкивания электронагревателя да чавканье Маккарти.

Фрэнк захватил горсточку полузаконченных деталек, сел к верстаку и принялся за работу. Насадил на ось войлочный круг, смазал его полировальной пастой, надвинул на лицо маску и принялся снимать с кусочков металла окалину. С одного, с другого…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: