Определение коммуникации

Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. communication — способ со­общения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляет­ся передача информации, чувств, оценок, зна­чений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конституировать социальные общности, социальные системы, институты, организации и т.д., невозможно существование соци­альности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индиви­дов.

В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, дается большое количество определений понятия "коммуникация". Им обозначается феномен, находящийся в фокусе изучения процессов как фундаментальных, так и социальных наук, объединяющих эти процессы через сообщение.

Популярная экономическая энциклопедия определяет коммуникацию, как передачу информации от человека к человеку, главным образом при помощи языка. Передача информации от одного субъекта к другому осуществляется с помощью общих символов. Субъектами могут быть отдельные личности, группы и целые организации. Управленческие структуры выступают в роли источников, получателей, посредников, контролёров управленческой информации.

Коммуникация, по определению С.В. Коновченко, - это то, что позволяет людям связываться друг с другом на основе общих интересов, обмениваться мыслями, идеями, т.е. устанавливать специфические формы взаимодействия между собой в процессе познавательной и трудовой деятельности, в процессе совместного проживания. Коммуникация является важнейшим механизмом становления индивида как социальной личности, проводником установок социума. По мере того как люди развивались интеллектуально и по мере того как расширялись сферы их занятий, сферы взаимодействия с себе подобными, все острее проявлялась необходимость в обмене информацией внутри группы, тем проще внутренне, но сложнее внешне становился этот обмен.

По определению Л.Н. Фе­дотовой, коммуникация есть сложный, символьный, личностный, трансакционный процесс, в котором каждая из сторон в режиме реального времени играет роль, как источника, так и получателя. Коммуникация позволяет участникам выражать внешнюю по отношению к самим себе информацию, эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают друг относительно друга. Для интерпретации сообщения, т.е. для создания взаимоприемлемого смысла, при этом требуется кооперация.

А.В. Соколов понимает коммуникацию как непосредственное и/или опосредованное це­лесообразное взаимодействие двух субъектов.

Американский социолог Ч. Кули имеет в виду под коммуникацией механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени. Как видим, от понимания коммуникации в широком смысле общения как такового он перешел к определениям, основанным на ее технологических характеристиках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: