Инвестиционный проект: содержание, классификация, фазы и аспекты анализа

Инв проект – комплекс взаимосв-х мероприятий, включ. опред-е цели инвестир-я, время осущ-я и бюджет проекта.

Принципы анализа проекта:

1. Альтернативный подход к анализу проявляется в использовании ставки дисконтирования, требуемой доходности и в выборе одного или нескольких проектов из множества.

2. все показатели ценности инвестиционного проекта должны быть рассчитаны только на основе д/п-ов (не прибыль!)

3. на основе д/п-ов должны быть рассчитаны показатели принятые в мировой практике, т.е. основанные на дисконтировании.

4. При анализе инв проектов безвозвратные издержки не учит-ся (т.е. не учитывается то, что не относится к этому конкретному проекту.

5. Показат-ли ценности проекта рассчит-ся по приращенному ден потоку.,те с учетом «без проекта», и «с проектом»

Все показатели ценности проекта делятся:

1. простые (бух, статические)

· Срок окупаемости (PP)

· Простая норма прибыли (ARR)

2. экономические (динамические)

· Чистая приведенная стоимость (NPV)

· Внутренняя норма доходности (IRR)

· Модифицированная внутренняя норма доходности (MIRR)

· Рентабельность инвестиций (PI)

· Дисконтированный срок окупаемости (DPP)

· Отношение выгоды к затратам (B/C)

Чтобы проект увеличивал стоимость, NPV проекта должен быть положительным, PI больше единицы, IRR и МIRR больше ставки дисконтирования (стоимости источников финансирования как частность).

Критерии деления проектов:

1. По предназначению:

· Создание нового производства;

· Проекты о замене (увеличение эффективности);

· Расширение бизнеса;

· Решение соц задач;

· Выход на новый рынок;

· Разработка новых технологий.

2. По срокам (по продолжительности):

· текущие проекты (до полугода)

· краткосрочные (до 3 лет)

· долгосрочные (до 20 лет)

· вечная рента (от 30 лет)

3. По отношению друг к другу:

1. Синергетические-эффект от одного увеличивает эффект другого

2. Взаимоисклюсающие

3.Условные-один нельзя реализовать без другого

4.Независимые

Каждый проект всегда развивается циклично, проходя определенные стадии или фазы. Проектный цикл – это последовательность фаз или стадий, каждая из которых имеет свое назначение и времен границы. К фазам проекта относят 4 последовательных этапа его осуществления.

В соответствии с концепцией ЮНИДО выделяют:

1. Предынвестиционная фаза проекта (необходимые мероприятия для запуска проекта):

1.1. Анализ инвестиционных возможностей (рассмотр альтернативных проектов);

1.2. Предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО);

1.3.Технико-экономическое обоснование и расчет эффек­тивности инвестиционных вложений (расчет показателей ценности);

1.4.доклад об инв возможностях.

2. Инвестиционная фаза проекта(стадия экспертизы):

2.1.Переговоры и заключение контрактов;

2.2.Проектирование;

2.3.Строительство;

2.4.Предпроизводственый маркетинг;

2.5. Обучение персонала;

2.6. Закупка материальных ресурсов и создание их запасов;

3. Эксплуатационная (операционная) фаза проекта:

3.1. Приемка и запуск проекта;

3.2.Производство и реализация продукции;

3.3.Ремонт, модернизация и замена оборудования;

3.4.Развитие производства, совершенствование выпускаемой продукции;

4. Ликвидация проекта:

4.1.Прекращение производственной деятельности;

4.2.Демонтаж оборудования;

4.3.Продажа и утилизация не использованных до конца средств проекта;

4.4.Завершение и прекращение проекта

По данным ЮНИДО затраты на прединвестиционой фазе составляют 1% для крупных проектов, до 5% - для менее крупных.

В ходе анализа проектов выделяют перечень аспектов, т.е. сторон или факторов воздействия на внутреннюю и внешнюю среду:

1. Технический аспект (яв-ся ли проект технически обоснованным)

2. Технологический;3. Коммерческий (анализ рынка, если спрос и его устойчивость);4. Фин (выгодно ли для фирмы осуществление проекта, чистый дисконтированный поток);5. Эконом - в экономическом аспекте проекты рассчитываются с позиции интереса всего общества и закладываются все доходы и расходы, которые этот проект обходится всему обществу в целом.6. Юрид.7. Экологич8. Институциональный (сможет ли отвечающая организация его осуществить, есть ли там команда, менеджмент, развита ли банк система; все что касается подготовки и переподготовки кадров, анализ, менеджмент)9. Соц (влияние на группу населения, занятость, измнение доходв)10. Анализ рисков (чувствительности и сценариев)

11. Анализ внешней среды (внешнеэкономической деятельности)

12. Нормативный аспект (все что касается оформления документов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: