double arrow

Движение и развитие как атрибуты бытия. Диалектика и синергетика

Первым вопросом, с которого начинается Ф., является вопрос о бытии. Вопрос бытия обсуждается в 1 разделе философского знания, называемом онтология. «Онтология» образовано из греческих слов «ontos» (бытие) и logos (слово) и переводится как учение о бытии. Понятие «бытие» может рассматриваться как синоним «действительность», «реальность», «существование».

Вместе с тем бытие есть интегральная хар-ка мира, утверждающая целостность его через его существование. Существуют (находятся в бытии) не только предметы природы, но и мысли, разные психич. состояния. Бытие связано с их гл. чертой – существованием. По способу существование бытие разделяется на 2 мира, 2 способа существования или 2 реальности; мир физич. состояний, или материальный природный мир, и мир психич. состояний, мир сознания, внутренний мир человека.

Мир природы и мир сознания могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физич., природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Мир человеческого сознания существует субъективно, т.к. зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов.

Любые взаимодействия и изменения состояния объектов связаны в философии с понятием движения. Движение — это любое изменение. В обыденном сознании движение представляется как пространственное перемещение тел. В Ф. такое движение называется механическим. Существуют и другие формы движения: физич., химич., биологич., соц. и т.д. Все формы движения материи взаимосвязаны между собой. Движение — неотъемлемый атрибут материи.

В эпоху Возрождения философы были уверены, что всякая единица бытия, от Вселенной до мельчайшей частицы, приводится в движение присущей ей душой. Они исходили из установки панпсихизма, одухотворения всей Вселенной. Преимущественное развитие механики в Новое время привело к тому, что движение стали рассматривать в узком смысле-как механическое движение. В соврем. Ф. понятие движения истолковывается в широком смысле — как изменение вообще.

Под развитием в общем случае понимаются качественные изменения. Развитие — это не элементарный процесс количественного увеличения или уменьшения. В процессе развития элементы возникают и исчезают, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации взаимоотношений между ними. В соврем. методологии выделяются 3 типа изменений:

1) переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности (одноплоскостное развитие);

2) переход объекта в новое качественное состояние меньшей степени сложности (регрессивное развитие);

3) переход объекта в состояние большей степени сложности (прогрессивное развитие).

Суть развития может быть выражена в следующем. Как бы ни сочетались регрессивные, одноплоскостные и прогрессивные изменения, любой объект либо сам проходит стадию прогрессивного развития, либо входит в другой объект, проходящий такую стадию. Таким образом, развитие мира отличается прогрессивной направленностью и является бесконечным движением по восходящей спирали. Оно включает в себя отступления и возвращения назад, но в целом это движение от примитивных к высокоорганизованным системам. Развитие понимается как самодвижение, т. е. процесс, источники которого заложены в самом развивающемся объекте.

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через:

• законы диалектики;• категории;• принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние — основа развития.

СИНЕРГЕТИКА – междисциплинарное направление научных исследований и ставящее в качестве своей осн. задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы: физич., химич., биологич., технических, эконом., соц.

Синергетика предполагает качественно иную картину мира не только по сравнению с той, которая лежала в основании классич. науки, но и той, которую принято называть квантово-релятивистской картиной неклассического естествознания 1-й пол. 20 в. Происходит отказ от образа мира как построенного из элементарных частиц – кирпичиков материи – в пользу картины мира как совокупности нелинейных процессов. Синергетика внутренне плюралистична, как плюралистичен тот интегральный образ мира, который ею предполагается. Она включает в себя многообразие подходов, формулировок. Наиболее известный из них теория диссипативных структур, связанная с именем Пригожина, и концепция немецкого физика Хакена, от которой идет само название «синергетика». В формулировке Пригожина становление синергетики рассматривается в общем контексте начавшегося во 2-й пол. 20 в. процесса фундаментального пересмотра взглядов на науку и научную рациональность. Суть этого процесса состоит в «возрождении времени» в соврем. естествознании и начале «нового диалога человека с природой».

БИЛЕТ №7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: