Специфика древнеиндийской философии, ее основные понятия и школы

1. Основные познавательные установки - традиционализм и интравертность.

2. Синтез философии и религиозной практики спасения. Основывалась на религ. учениях.

Исходные субстанциальные основания бытия - БРАХМАН (высшая объективная реальность) и АТМАН (высшая духовная сущность). Конкретных характеристик не имеют. ПРАКРИТИ (материальная природа) подчинена САНСАРЕ (колесу жизни). Регулирование сансары осуществляется КАРМОЙ (законом воздаяния). ДХАРМА - универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой улучшает карму. МОКША - религиозный идеал спасения.

ШКОЛЫ

1. Неортодоксальные:

ü Джайнизм. 6 в. 2 субстанции: джива (живое), аджива (неживое). 2 вида познания: несовершенное (непосредственное), совершенное (интуиция, доступная освобожденным от материи).

ü Буддизм. 6-5 вв. Онтология: основа мира - пустота (шунья). Видимый мир - следствие волнения дхарм (мельчайших элементов). Гносеология: акцент на медитации. Внешний мир - иллюзия.

ü Локаята (чарвака - более позднее название). Онтология: основа - 4 элемента (земля, вода, огонь, воздух). Отрицание кармы. Гносеология: ощущения - источник познания. Достижение счастья, удовольствия.

2. Ортодоксальные.

ü Санкхья. Онтология: Дуализм Пуруши (духовного начала) и Пракрити (материального нач.). Гносеология: источники познания - восприятие, логическое умозаключение, свидетельство авторитетов. Цель познания - очищение сознания.

ü Вайшешика. Онтология: субстанция - субстрат действия и качества. Гносеология: ист. познания: восприятие, вывод, сравнение, доказательство.

ü Веданта и Миманса. Онтология: основа - Брахман-Атман. Гносеология: ист.познания - священные тексты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: