Специализация и типизация магазинов

Одно из направлений совершенствования розничной торговой сети — ее специализация. Она способст­вует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает поло­жительное влияние на качество обслуживания покупателей.

Специализация магазинов может осуществляться по:

- товарному профилю (признаку);

- формам торгового обслуживания;

- функциональной роли.

Ведущим направлением специализации является спе­циализация магазинов по товарному признаку, предусмат­ривающая ограничение их деятельности торговлей отдель­ными видами или группами товаров при одновременном расширении ассортимента каждой группы.

С учетом товарной специализации магазины делят на следующие виды:

- универсальные — реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров (универсам, универмаг и т. п.);

- специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные);

- комбинированные — реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетво­ряющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже по­требительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т. д.).

- смешанные, ведущие торговлю узким ассортиментом продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.

Специализация магазинов по товарному признаку на­шла более широкое распространение в городах, где до­вольно высокий уровень концентрации предприятий роз­ничной торговли.

Для определения уровня специализации розничной тор­говой сети рассчитывают коэффициент специализации (Ксп) по формуле:

где Qсп — количество специализированных магазинов в населенном пункте (районе);

Qо — общее количество магазинов в населенном пункте.

Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных мага­зинов к общей торговой площади магазинов:

или отношения розничного товарооборота специализиро­ванных магазинов к товарообороту всех магазинов

Рассчитав этот показатель приведенными тремя способами, можно составить более четкое представление об уров­не специализации розничной торговой сети в населенном пункте, районе и т. д.

На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли.

Под типизацией понимают систему мероприятий, на­правленных на отбор технически совершенных и экономиче­ски эффективных типов магазинов.

Типизация позволяет устранить излишнее многообразие типов магазинов и способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью. Благодаря ей можно шире применять типовые решения по таким на­правлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технологического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т. д.

К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся:

- ассортиментный профиль;

- размер торговой площади;

- применяемая форма торгового обслуживания.

Так, в соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» к универсальным магазинам относятся 7 типов предприятий, характеризую­щихся основными признаками, приведенными в таблице 2.

Таблица 2

Тип Торговая площадь, м2, не менее Ассортимент товаров Формы торгового обслуживания
       
Гипермаркет   Универсальный ас­сортимент продо­вольственных и не­продовольственных товаров Преимущественно самообслужива­ние
Универмаг 3500 — городская торговля 650 — сель­ская торговля Универсальный ас­сортимент непро­довольственных то­варов Самообслужива­ние, по образцам, по каталогам, ин­дивидуальное об­служивание через прилавок
Универмаг «Детский мир»   Универсальный ас­сортимент непродо­вольственных това­ров для детей Самообслужива­ние, по образцам, по каталогам, ин­дивидуальное об­служивание через прилавок и др.
Продолжение табл. 2
       
Магазин-склад   Универсальный ас­сортимент продо­вольственных и (или) непродоволь­ственных товаров Самообслужива­ние, продажа то­варов в торговом зале преимущест­венно из транс­портной тары
Универсам (Супермаркет)   Универсальный ас­сортимент продо­вольственных това­ров; широкий ассор­тимент непродоволь­ственных товаров частого спроса Преимущественно самообслужива­ние
Гастроном   Универсальный ас­сортимент продо­вольственных това­ров с преобладанием в нем гастрономии Индивидуальное обслуживание через прилавок
Товары повседневного спроса   Продовольственные и непродовольст­венные товары час­того спроса Преимущественно самообслужива­ние
         

Как видно из табл. 2, к группе универсальных магази­нов отнесены наиболее крупные по торговой площади ти­пы магазинов, применяющие современные формы торго­вого обслуживания (преимущественно самообслуживание).

Специализированные продовольственные магазины (Ры­ба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т. п.), а также специализированные непродовольственные магазины (Ме­бель, Одежда, Обувь и т. п.) должны иметь торговую площадь не менее 18м2. Ассортимент реализуемых ими товаров опре­деляется в соответствии со специализацией магазина. Они могут применять самообслуживание, индивидуальное обслу­живание через прилавок или другие формы обслуживания в зависимости от ассортимента реализуемых товаров.

К магазинам прочей товарной специализации относят следующие типы: Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т. п. Их минимальная торговая площадь — 18м2. Ассорти­мент товаров в таких магазинах формируется с учетом их специализации. Здесь могут применяться различные фор­мы торгового обслуживания.

Неспециализированные продовольственные магазины типа «Продукты» (Минимаркет) должны иметь торговую площадь не менее 18м2. Они торгуют узким ассортиментом продовольственных товаров, основные из которых, хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки. В них применяется индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок.

Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связан­ных с переходом к рыночной экономике, а также научно- технического прогресса и других факторов. Так, в послед­ние годы в городах появились гипермаркеты — крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров. Ма­газины оснащены современной торговой мебелью и торгово-технологическим оборудованием. В них применяется прогрессивная технология. Главное отличие гипермаркетов от других магазинов — очень большие (не менее 5000 м2) торговые площади и ог­ромные объемы продаж. Кроме того, в них применяется по­литика низких цен и небольших наценок. Оплата за товары производится в едином контрольно-кассовом узле магазина при выходе. У гипермаркетов устраиваются большие стоян­ки для автомашин покупателей. Их удобно посещать всей семьей и совершать закупки продуктов на длительное время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: