Научные истоки и главные направления реформирования российского образования

В концепции, разработанной учеными Международной академии наук высшей школы (АНВШ) В.Е. Щукшуновым, В.Ф. Взятышевым и др., научные истоки новой образовательной политики следует искать в трех сферах: философии образования, науках о человеке и обществе и «теории практики».

Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества.

Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и др.) нужны, чтобы иметь современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействий между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования - с обществом.

«Теория практики», включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др., даст возможность представить в совокупности новую систему образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы образования к изменяющимся условиям жизни.

Предлагаемую методологию можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказываются человек, его духовное развитие, система ценностей. Кроме того, новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.

В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре.

Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук, ориентация на технологии постиндустриального развития.

Главные направления реформирования в области науки:

- повернуться к человеку;

- бороться с технократическим снобизмом;

- интегрировать частные науки;

- возрождать престижности образования;

- активнее восприятие науки о человеке и обществе;

- демократизация, демилитаризация.

Основные федеральные интересы:

- гармоничное и свободное развитие членов общества;

- подъем и обогащение нравственного и интеллектуального потенциала нации;

- обеспечение рыночной многоукладной экономики профессионалами высокого уровня.

При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

- единство федерального образовательного пространства;

- открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: