В концепции, разработанной учеными Международной академии наук высшей школы (АНВШ) В.Е. Щукшуновым, В.Ф. Взятышевым и др., научные истоки новой образовательной политики следует искать в трех сферах: философии образования, науках о человеке и обществе и «теории практики».
Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества.
Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и др.) нужны, чтобы иметь современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействий между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования - с обществом.
«Теория практики», включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др., даст возможность представить в совокупности новую систему образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы образования к изменяющимся условиям жизни.
|
|
Предлагаемую методологию можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказываются человек, его духовное развитие, система ценностей. Кроме того, новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.
В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре.
Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук, ориентация на технологии постиндустриального развития.
Главные направления реформирования в области науки:
- повернуться к человеку;
- бороться с технократическим снобизмом;
- интегрировать частные науки;
- возрождать престижности образования;
- активнее восприятие науки о человеке и обществе;
- демократизация, демилитаризация.
Основные федеральные интересы:
- гармоничное и свободное развитие членов общества;
- подъем и обогащение нравственного и интеллектуального потенциала нации;
- обеспечение рыночной многоукладной экономики профессионалами высокого уровня.
При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:
- единство федерального образовательного пространства;
- открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта.